Обкатка и вождение автомобиля ЗИС-42

Выдержка из Краткой инструкции по полугусеничному автомобилю ЗИС-42 1943 года издания под редакцией кандидата технических наук Змий П.Н.

ЗИС-42 — полугусеничный вездеход, спроектированный конструкторами Автомобильного отдела НАТИ в 1940-41 гг., и позволявший в короткие сроки переоборудовать серийный грузовик ЗИС-5 в автомобиль-тягач высокой проходимости. Стилистика и орфография материала сохранены.

Новый автомобиль не следует подвергать перегрузке и движению с большими скоростями. Новые, трущиеся друг с другом детали могут дать сильный износ, который в дальнейшем будет быстро увеличиваться, и прекратить его будет невозможно.

Необходимо дать всем деталям приработаться, для чего обязательно производится обкатка.

Продолжительность обкатки должна быть не менее 300 км *, после чего можно снять с карбюратора ограничительную шайбу. Снятие шайбы должно быть отмечено специальным актом с указанием пройденного машиной километража. С этого момента машина может эксплоатироваться нормально.

Скорость при обкатке не должна превышать 25 км в час (мощность двигателя ограничивается шайбой, установленной на карбюраторе), а нагрузка на автомобиль не должна быть более 1,5 т.

Первые 300 км особенно внимательно надо вести наблюдение за смазкой движителя и всего автомобиля в целом, подтягивать все ослабевшие крепления и следить за правильной регулировкой всех узлов движителя.

Вождение полугусеничной машины ЗИС-42 по дорогам почти не отличается от вождения колёсных машин.

Однако при эксплоатации полугусеничного автомобиля ЗИС-42 надо придерживаться следующих указаний. При движении по шоссе и другим дорогам, если путь свободен, рекомендуется вести машины посередине дороги.

При небольшом количестве неровностей и выбитых мест их следует объезжать или направлять колёса между ними. При сильно разбитой дороге с большим количеством неровностей не следует часто изменять направление движения машины, а выгоднее снизить скорость движения и проходить неровности одной стороной автомобиля. При движении по сильно разбитой дороге наибольшие нагрузки испытывает передняя ось машины, поэтому во избежание повреждений необходимо в этих условиях снижать скорость.

При езде по дорогам с глубокими колеями необходимо избегать попадания в колею, направляя колёса и гусеницы между колеями. Движение по колее сильно увеличивает сопротивление и лишает машину управления, так как выезд из колеи очень труден и может привести к соскакиванию гусеницы.

При езде по лугу и лесной дороге нужно быть особенно внимательным и избегать наездов на могущие быть в траве камни, пни, кочки и т.д., которые необходимо объезжать во избежание повреждений кожухов цепей. При не возможности объехать препятствие без задевания за него кожухом цепи, лучше переехать через него.

При преодолевании длинного заболоченного участка нужно выбирать такую передачу, на которой без переключения и резких изменений оборотов двигателя можно пройти весь участок. Вести при этом вездеход по следу впереди идущей машины не рекомендуется.

Болотистые участки нужно проезжать по прямой, без поворотов, так как поворот увеличивает сопротивление движению и может вызвать буксование гусениц. При переезде болот на передние колёса и колёса прицепа необходимо надевать лыжи (рис. 2).

Полугусеничный вездеход ЗИС-42 на лыжах

Рис. 2. Полугусеничный вездеход ЗИС-42 на лыжах (вид спереди).

Небольшие заболоченные участки нужно проходить с хода по прямому направлению без переключения передач. Таким способом можно легко преодолеть короткий заболоченный участок, который на низшей передаче непреодолим.

ЗИС-42 с полной нагрузкой (2,25 т) преодолевает подъём до 22° при условии плотного сухого грунта. Всякий крутой подъём следует преодолевать в «лоб», без бокового крена, поворота и переключения передач на подъёме. Боковой крен и поворот могут вызвать скольжение машины и соскакивание гусениц. При крутых и длинных подъёмах нельзя, разогнав машину, в дальнейшем переключать передачи, так как это может привести к остановке на подъёме и большей затрате времени на преодолевание его.

ЗИС-42 хорошо преодолевает различные препятствия — рвы, канавы, ямы и пр., но преодолевать их нужно в «лоб», а не наискосок, включив заранее требуемую низшую передачу.

При езде по скользкой дороге повороты надо производить на тихом ходу, так как при этом может возникнуть боковое скольжение передних колес, от чего поворот будет затруднён.

При езде по снегу глубиной более 30 см надо надевать лыжи на передние колёса машины и колёса прицепа. При езде по укатанной и очищенной от снега дороге лыжи снимать.

При длительной стоянке на морозе после прогрева двигателя необходимо размять гусеничные ленты. Для этого надо на возможно малой скорости продвинуть машину на 20—30 м.

* В течение пробега первых 300 км, когда машина проходит обкатку, расход топлива примерно на 10—15% выше обычного (данные из второго, переработанного и дополненного издания Краткой инструкции водителю полугусеничного автомобиля ЗИС-42 1944 года под редакцией Архангельского Л.В.).

Обкатка нового автомобиля ГАЗ-63.

Обкатка нового автомобиля ГАЗ-67.

Обкатка нового автомобиля ГАЗ-51А.

Обкатка нового автобуса ЛАЗ-695.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *