Автомобильные коды стран
Автомобильные коды стран (или IVR коды) — основной (и единственный) на сегодняшний день способ быстрой идентификации государства, где было зарегистрировано транспортное средство, без проверки документов.
В начале 1900-х годов количество транспортных средств и их разнообразие достигло таких значений, при которых вопрос безопасности пешеходов (да и самих водителей) становился вопросом первостепенной важности. Одной из самых значимых попыток привести все автомобили к единому стандарту безопасности, является "Конвенция о международном передвижении автомобилей" (Annexe C. Convention internationale relative à la Circulation des Automobiles pdf), принятая в Париже 11 октября 1909 года, и вступившая в силу после подписания всеми странами-ратификантами 1 мая 1910 года.
Среди основных требований, предъявляемых к транспортному средству, можно отметить: обязательный его осмотр компетентным органом, пожаро- и взрывобезопасность, наличие двух независимых тормозов, фар, осветителей номерного знака, не пугать шумом животных, не отравлять окружающих выхлопными газами и т.д. Разрешение на вождение предоставлялось лицам не моложе 18 лет.
Для обеспечения возможности пересекать границы других стран, на автомобиль, в дополнение к номерному знаку выданного в родной стране, должен был устанавливаться отличительный знак. Этот знак должен крепиться в видимом месте на задней части авто и удовлетворять следующим требованиям:
Отличительный знак страны происхождения (авто) состоит из овальной таблички шириной 30 сантиметров и высотой 18 сантиметров, на которой одна или две буквы окрашены в черный цвет на белом фоне. Знаки должны состоять из заглавных букв латинского алфавита и иметь высоту не менее 10 сантиметров, ширина каждой строки — 15 миллиметров.
Отличительными буквами для разных стран на тот момент являлись следующие: Германия, D; Австрия, A; Бельгия, B; Испания, E; Соединенные Штаты Америки, US; Франция, F; Великобритания и Ирландия, GB; Греция, GR; Венгрия, H; Италия, I; Монтенегро, MN; Монако, MC; Нидерланды, NL; Португалия, P; Россия, R; Румыния, RM; Сербия, SB; Швеция, S; Швейцария, CH.
Надзор за соблюдением конвенции возлагался на правительство страны-подписанта, в которой было зарегистрировано транспортное средство.

Поскольку материал для отличительных знаков ничем не регламентировался, изготавливали их не только из стали (включая выштамповку литер и ободок как на регистрационных номерах), но и из бумаги, в виде переводных картинок или самоклеящихся стикеров. По поводу сторонних надписей или изображений на таких знаках, бывало, руководствовались принципом "что не запрещено, то разрешено", размещая возле кода флаг или герб страны.
С самого начала введения международных номерных знаков, за основу попытались взять мнемонический принцип формирования кода. В целом, способ неплохо работает, хотя есть и тонкости. Так, некоторые республики считают обязательным указывать форму государственного правления на автомобильных кодах: RA — республика Аргентина, RCH — республика Чили, RKS — республика Косово, ROK — Республика Корея (в данном случае код и вовсе содержит предлог "of" — Republic of Korea) и т.д.
Интересные метаморфозы произошли и с автомобильным кодом России. Изначально (в 1910) её код был однобуквенным "R", после образования СССР код преобразовали в "SU", в это время (с 1959 по 1962) "RU" (код, на который мы могли бы претендовать) становится официальным кодом Руанды-Урунди, с 1960 (после провозглашения независимости от Бельгии) код "RU" переходит республике Бурунди, после развала СССР Россия вновь получает код для авто, но уже трехбуквенник "RUS". При этом, первоначальный однобуквенник "R" до сих пор не закреплен ни за одной из стран учасниц конвенций.
Еще одна нынешняя тонкость мнемоники — зависимость её от стандарта ISO 3166. Названия стран в этот стандарт поступают из ООН (бюллетень названий стран ООН), где республика Беларусь одно время звучала как «Byelorussia». Так и передали. Несмотря на то, что страна уже давно носит название на английском исключительно как «Belarus», автомобильный код "BY" никто не собирается менять.
Согласно стандарту ISO 3166-1 (публикуется с 1974 года), автомобильные коды формируются на основе только двухбуквенных кодов стран (ISO 3166-1 alpha-2) или трехбуквенных (ISO 3166-1 alpha-3). Несмотря на это, в современном перечне IVR кодов присутствует и четырехбуквенник "SMOM" — неофициальный код Мальтийского Ордена (Sovereign Military Order of Malta).
Таблица действующих автомобильных кодов стран
Звёздочкой (*) отмечены неофициальные коды (непризнанное государство или страна не является участником Конвенций ООН о дорожном движении). Международные номерные знаки отсортированы в алфавитном порядке.
Дата последнего редактирования данных: 28.08.2022
** CYM является неофициальным кодом общего пользования для Уэльса (Wales), поскольку не включен в список кодов стран ООН (M49), также не имеет своего кода в ISO 3166-1.
В настоящее время, планомерное введение странами Евросоюза регистрационных номерных знаков единого образца, на которых указывается автомобильный код страны регистрации, делает нанесение овальных наклеек с кодами необязательным условием пересечения границ. Таким образом, эпоха овальных знаков и стикеров на бамперах и капотах автомобилей, постепенно уходит в прошлое. Ниже представлены все индексы автомобильных номеров мира стран, которые прекратили своё существование.
Практически вся продукция завода ЛАЗ, выезжавшая за границу, в своё время также снабжалась стикерами с кодом "SU". Так, из относительно ранних моделей можно вспомнить автобусы, созданные конструкторами ГСКБ: комфортабельный междугородник повышенной вместимости — «Украина-67» 1966 года и последний из семейства 699-х — ЛАЗ-699А «Люкс» 1967 г. Обе модели принимали участие в 18-й Международной автобусной неделе (18e Semaine Internationale du Car).
Автомобильные коды бывших стран
Код | Государство (территория) |
Период | Заменен на |
Примечания |
BI | Британская Индия | 1930 | ||
DA | Вольный город Данциг |
1930—1939 | ||
DDR | Германская Демократическая Республика |
1974–1990 | D | |
CS | Чехословакия | 1930—1993 | CZ, SK | |
EQ | Эквадор | 1930—1962 | EC | |
EW | Первая Эстонская Республика |
1930—1940 | SU | |
EW | Эстония | 1992—1993 | EST | |
F | Французский Алжир | 1930 | DZ | |
F | Французская Индия | 1930 | ||
F | Французское Марокко | 1930 | ||
F | Французский протекторат Тунис |
1930 | TN | |
FM | Малайская Федерация | 1955 | ||
G | Гватемала | 1930—1956 | GCA | |
GBY | Мальта | 1930 | M | |
KS | Киргизия | 1992—2016 | KG | |
LR | Латвия | 1930—1940 | SU | |
LSA | Французский мандат в Сирии и Ливане |
1930 | ||
MN | Черногория | 1910—1918 | SHS | |
NGN | Нидерландская Новая Гвинея |
1955—1962 | RI | |
NI | Голландская Ост-Индия |
1930 | NGN, RI | |
PR | Персия | 1930 | IR | |
R | Российская империя | 1910—1917 | SU | |
R | Королевство Румыния | 1930 | RO | |
RNR | Северная Родезия | 1959 | ||
RNY | Ньясаленд | 1959—1965 | MW | |
RSR | Южная Родезия | 1959 | ||
SA | Саар (Лига Наций) |
1930—1935 | ||
SE | Ирландское Свободное государство |
1930—1937 | ||
SF | Финляндия | 1930 | FIN | |
SHS | Королевство сербов, хорватов и словенцев |
Y | ||
SM | Сиам | 1930—1939 | ||
SU | СССР | 1930—1991 | AM, AZ, BY, EW, GE, KS, KZ, LT, LV, MD, RUS, TJ, TMN, UA, UZ |
|
U | Уругвай | 1930 | ROU | |
Y | Королевство Югославия | 1953 | YU | |
YU | Югославия | BIH, HR, MK, MNE, RKS, SRB, SLO |
Заметили неточность в индексах автомобильных номеров или желаете дополнить данные отсутствующим международным автомобильным кодом? Добро пожаловать в комменты.
Заметили неточность в расшифровке индексов номеров Украины или желаете дополнить таблицу отсутствующим кодом? Добро пожаловать в комменты.
Номера «ПРОБА» СССР Автомобильные коды стран Расшифровка военных номеров РФ