Автобус ЛАЗ-695Б опытный
Первенец Львовского автобусного — ЛАЗ-695 вызывал много вопросов и ещё больше пожеланий. Нельзя сказать, что первый блин вышел совсем уж комом, но спешка в разработке первой модели и непродуманное заимствование идей у западных аналогов, перечеркивали основные плюсы автобуса. В 1958 году на заводе состоялась потребительская конференция, в которой участвовали как рядовые граждане — в роли пассажиров, так и эксплуатационники — водители, механики и ремонтники.
Основные претензии были к конструкции кузова автобуса и планировки его интерьера. В принципе, конструктора ЛАЗа и так знали обо всех этих недостатках — они были на поверхности. Жёсткость кузова оставляла желать лучшего, и здесь заводчанам приходилось искать "золотую середину" между ажурной покатой крышей и жесткостью кузова. Экспериментов в этом направлении было более, чем достаточно, в результате, через некоторое время — на стадии разработки ЛАЗ-695М, от остекления крыши отказались вовсе.
Второй серьезный минус автобуса заключался в слишком узких дверных проемах и отсутствии в салоне накопителя у дверей. Эти два фактора ставили крест на возможности использования ЛАЗ-695 в качестве полноценного городского автобуса, тем более, что другие коллеги по цеху от отечественного автопрома (в лице ЗИЛа и ПАЗа) предлагали куда лучшие модели для этих целей. А ведь страна в то время остро нуждалась именно в качественном городском транспорте ("скотовозка" ЛиАЗ-677 была создана только через 2 года). С другой стороны, в междугороднем секторе приходилось тягаться с роскошным и уже в то время легендарным ЗИС-127. В руководстве ЛАЗа всё это понимали и даже сделали попытку кардинально пересмотреть концепцию дизайна и конструкцию 695-ого. В результате появилась опытная модель ЛАЗ-695Б с изменённой конструкцией крыши.

Экспериментальный автобус был выпущен в ноябре 1958 года. Суть изменений свелась к полному отказу от остекления крыши, только в задней части осталось два стеклянных сегмента, которые частично заходили на крышу, но на жесткость конструкции это не влияло. Если в обновленной конструкции крыши ещё угадывались контуры классического ЛАЗ-695, то в передней части всё было сложнее — была увеличена высота лобовых стекол, форма верха крыши стала менее обтекаемой и на ней появился маршрутный аншлаг. Кроме этого были расширены пассажирские двери как на передней, так и на задней площадках. Из других нововведений были: установка опытной пневматической подвески всех колёс, стабилизатора поперечной устойчивости, перенос бензобака на левую сторону и другие мелкие изменения.

Дизайнеры и конструктора проделали действительно большой объем работы над автобусом, по сравнению с серийным ЛАЗ-695Б внешний вид значительно изменился. Была осуществлена даже попытка представить логотип завода в обновленном виде, что впоследствии неоднократно проделывалось, к примеру, при работе над ЛАЗ-695М II-ым опытным, где это дошло до абсурда. После всего этого, обновленная модель прошла множество испытаний, в том числе в Москве на регулярных маршрутах, но, несмотря на их положительный результат, автобус так и остался в статусе опытного, изготовленного в одном экземпляре.
В периодике автобус успел засветиться в журнале «Автомобильный транспорт» №3. за 1959 г (для оформления обложки журнала была выбрана именно эта модель).
Будем признательны за уточнения о ЛАЗ-695Б опытном, особенно за предоставление других его фотографий или схемы с указанием точных размеров.
ЛАЗ-695Б выставочный ЛАЗ-695Б опытный ЛАЗ-695Б эталонный