Автобус ЛАЗ-699 «Карпаты-2» Опытный I (№20-Э)
В декабре 1960, после более чем полугодового затишья, КБ и экпериментальный цех завода ЛАЗ, закрывая отчетный год, представили сразу три новых автобуса: междугородний ЛАЗ-698 «Карпаты» полутораэтажной компоновки, опытный ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э) и ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э). Учитывая, что модели собирались параллельно, многие из новых оригинальных решений применялись сразу на всех экземплярах.

Автобус ЛАЗ-699 «Карпаты-2» Опытный I (№20-Э).
Остановимся на первом опытном ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э) подробнее. Он стал логическим продолжением модернизации туристических моделей, в частности автобуса ЛАЗ-697. Модернизацией, в первую очередь, в плане повышения удобства пассажирских мест и качества перевозки пассажиров. Присутствие в обозначении модели названия «Карпаты» означало её принадлежность к автобусам повышенной комфортабельности. По задумке КБ этот лайнер должен был эксплуатироваться только в междугороднем режиме, — поездки на дальние расстояния на межобластных маршрутах и для международных перевозок.

ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э) на испытаниях.
Исходя из поставленных условий, требования к комфорту были соответствующими. В задней части автобуса оборудовали туалет и гардероб для верхней одежды. В передней части, рядом с водителем, располагался буфет, включавший отсек для термосов и холодильник. Кресло проводника (стюардессы) также находилось возле водителя. На потолке вместо традиционных ламп накаливания были распложены люминисцентные лампы.
Посадочных мест было 34. Каждое из них оснащалось мягким регулируемым по углу наклона и эргономичным пассажирским креслом. В высоких спинках были установленны наушики, подключенные к радиоприемнику проводника. Также на спинках сидений были вмонтированы плафоны индивидуального освещения. На окнах и застекленных скатах крыши — шторки. Завершали картину индивидуальная пепельница, бутылкодержатели, сумка для журналов и газет, и съемный столик.

ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э) возле Храма Преображения (Львов).
Два больших раздвижных люка в крыше должны были обеспечивать надлежащую вентиляцию салона при поездках в местностях с жарким климатом. О системе отопления автобуса также позаботились. Их было две: стандартная для всех автобусов ЛАЗ калориферная; и в качестве дополнительной — отопительно-вентиляционная установка ОВ95, работавшая независимо от двигателя. Для хранения вещей под полом автобуса было оборудовано багажное отделение общей емкостью 4,5 м³, при этом, допустимая норма багажа составляла 20 кг на каждого пассажира.

Салон автобуса ЛАЗ-699 «Карпаты-2» Опытного I (№20-Э).
Однодверный цельнометаллический кузов автобуса был увеличен на одну оконную секцию (1345мм), а его габаритная длина составила 10565 мм. Разумеется, для этого конструкцию каркаса машины пришлось пересмотреть и усилить. В качестве силового агрегата был выбран восьмицилиндровый V-образный верхнеклапанный карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 (7 л, 180 л.с.) с однодисковым сцеплением. Распологался он традиционно сзади, а над его герматичной изоляцией от салона хорошо поработали — звукоизоляция в автобусе была на должном уровне.

ЛАЗ-699 «Карпаты-2» Опытный I (№20-Э).
Коробка передач — пятиступенчатая, трехходовая синхронизированная механического типа. Передовая система тормозов с пневматическим усилителем и раздельным приводом, пневматическая подвеска колес и гидроусилитель руля значительно облегчали работу водителя и повышали безопасность поездки. Еще одно техническое новшество от конструкторов Львовского КБ, которое было сокрыто от посторонних глаз — установка двух 2 бензобаков, что позволяло значительно увеличить продолжительность одного рейса без дозаправки. Максимальная скорость лайнера составляла 96 км/ч.
Над заводской эмблемой дизайнеры также поработали — в нижней её части гармонично раположилась сетка для забора воздуха. Схема покраски трехцветная с индивидуальным рисунком, контур которого в верхней части рубашки автобуса был обрамлён молдингом.

Н.С. Хрущёв в салоне ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э). ВДНХ СССР, 1961.
Автобус проходил испытания во Львове с установленным регистрационным знаком щв 21-67. В 1961 году его перегнали в Москву, где он демонстрировался на ВДНХ СССР. В том же году ЛАЗ-699 «Карпаты-2» был показан высшему руководству страны, включая Н.С. Хрущёва.
В октябрьском выпуске журнала «За рулем» опубликовали статью Львовские междугородные автобусы под редакцией главного конструктора завода К.М. Атояна. В ней шла речь о двух львовских новинках — первом опытном ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э) и ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытном II (№22-Э), где была использована цветная ретушь ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э).
Техн. характеристики ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э)
Основные | |
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
конструкция | рамная |
количество мест | 34 |
Геометрия | |
колёсная база | 5535 мм |
длина | 10565 мм |
ширина | 2500 мм |
высота | 3050 мм |
Вес автобуса | |
общий (в снаряженном состоянии) | 7830 кг |
общий вес багажа | 690 кг |
Узлы и агрегаты | |
двигатель | ЗИЛ-375 |
расположение двигателя | сзади, продольно |
система питания | карбюратор |
мощность | 180 л.с. |
привод | задний |
коробка передач | МКПП 5 |
максимальная скорость | 96 км/ч |
Будем признательны за любые другие данные о первом опытном ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э), включая его архивные фото, сведения о публикациях о нём в советской прессе.