Автобус ЛАЗ-699Б Опытный (№56-Э)

Конец 1969 года выдался достаточно жарким для ГСКБ по автобусам. Еще с лета шла работа над созданием новых моделей ЛАЗ-695Н и унифицированных на его базе, удлиненных ЛАЗ-699Н. Не оставляя надежды "зацепиться" за выпуск городских моделей, конструкторы подготовили своё видение автобуса для плотного городского трафика.

Вопрос выбора базы для экспериментального автобуса был решен достаточно быстро. Для этих целей была использована модель большого туристического автобуса ЛАЗ-699Н, который в то время также был на этапе доводки конструкции. Тем более, что алгоритм "превращения" среднего автобуса в большой, путем удлинения кузова на одну оконную секцию, относительно неплохо себя зарекомендовал еще в 1960 году. Тогда КБ и экспериментальный цех, положив начало семейства 699-х, собрали два первых опытных образца — комфортабельный ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э) и четырехфарный ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э).

Городской автобус ЛАЗ-699Б Опытный (№56-Э)

Городской автобус ЛАЗ-699Б Опытный (№56-Э).

Таким образом, ЛАЗ-699Н, удлиненный на одну оконную секцию (1345мм), с двустворчатыми дверями в свесах, вполне подходил для создания городского автобуса. Также было принято решение пожертвовать несколькими местами для сидения в пользу третьей двери, которую расположили в центральной части автобуса. Такой ход был вполне оправдан: в условиях насыщенного городского трафика, особенно в утренний и вечерний часы пик, было важно обеспечить возможность максимально быстро осуществлять посадку и высадку пассажиров.

Центральную дверь сделали четырехстворчатой (по конструкции однотипной с дверьми автобуса ЛиАЗ-677), по ширине она как раз занимала место дополнительного оконного проёма. Площадь в салоне, где ранее располагались удаленные места для сидения, позволяла теперь разместить большее количество стоячих пассажиров, наличие трех дверей также решало вопрос с накопительными площадками — в них просто отпала необходимость. В результате всех этих манипуляций, в салоне ЛАЗ-699Б удалось разместить 31 сиденье, а общая вместимость составила 74 человека.

Опытный автобус ЛАЗ-699Б (№56-Э) на испытаниях

Опытный автобус ЛАЗ-699Б (№56-Э) на испытаниях.

Увеличение длины базы и установка центральной двери повлекли за собой две проблемы: кузов автобуса оказался ослабленным, а увеличившуюся массу машины (тем более, перегруженной в часы пик), базовый двигатель ЗИЛ-130 (150 л.с.) уже не вытягивал. Обе эти проблемы были быстро решены: жесткость кузова — за счет увеличения толщины стоек противоположного оконного проема, мощность — за счет установки двигателя ЗИЛ-375 (180 л.с.), применения более надёжных мостов, установки АКПП и рессорно-пневматической подвески.

Автобус проходил испытания с номерным знаком ПРОБА — 77-23, но до серийного производства дело не дошло. В целом, попытка создания большого городского автобуса ЛАЗ-699Б могла бы оказаться перспективной (при условии дальнейшей унификации), если бы эту модель собрали на несколько лет раньше.

Автобус ЛАЗ-699Б опытный 1969 года

Большой городской автобус ЛАЗ-699Б.

Дело в том, что ещё с 1968 года на Ликинском Автобусном Заводе уже шло мелкосерийное производство автобусов ЛиАЗ-677, которые позже стали самой массовой моделью в СССР, а их производство длилось почти 40 лет. И Львовская модель значительно проигрывала Ликинской по нескольким параметрам, основным из которых была общая вместимость — 74 пассажира ЛАЗ-699Б, против 110 у ЛиАЗ-677.

Позже, в 1972-74 гг. к модели возвращались, тестируя на ней гибридную схему силовых агрегатов: бензинового двигателя ЗМЗ-53 и тягового генератора ДК-512А, батареи аккумуляторов и тягового электромотора ДК-308А на 75 кВт. Автобус ЛАЗ-699Б так и остался существовать в единственном экземпляре.

Вадим Михайлович
2018-03-26 18:54:40
↑ +2 ↓
Скан из газеты «Удмуртская Правда», №121 за 1972 год. Это часть снимка 1970 года.



Сразу три экспериментальные модели. Слева направо: ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-699Н и ЛАЗ-699Б. Автор снимка Б. Криштул. Фото сделано на территории завода ЛАЗ. Оригинал снимка (A70-719) хранится в РИА «Новости».
[Ответить]
Admin
2018-03-28 22:36:22
↑ +2 ↓
Еще раньше это фото было использовано для иллюстрации интервью К.М. Атояна «ЛАЗ совершенствуется» журналу «За рулем» №12 за 1970 год.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *