Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б на базе ПАЗ-742Б

В 1956 году ЛАЗ наладил серийное производство двухосных прицепов-автолавок ЛАЗ-742Б с закрытым цельнометаллическим кузовом. Бытует ошибочное мнение, что это эти автолавки были собственной ЛАЗовской разработкой. На самом деле они были созданы на Павловском автобусном заводе (ПАЗ) еще в середине 1950-х, а модели изначально присвоили индекс ПАЗ-742Б.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I у ворот завода

Прицеп-автолавка ПАЗ-742Б c обложки заводского проспекта

Основным их предназначением была доставка продовольствия и некрупных промышленных товаров весом до 1500 кг в отдаленные населенные пункты с нерегулярным снабжением. Как правило, они использовались только в связке с автолавкой на шасси грузовика, формируя автопоезд. Это было очень эффективно, поскольку за одну поездку можно было обслужить в два-три раза больше населенных пунктов.

Прицеп-автолавка ПАЗ-742Б

Прицеп-автолавка ПАЗ-742Б

Автолавки, помимо использования в сельской местности, нашли применение и в крупных городах, к примеру, в качестве временных торговых точек. Отличаясь мобильностью, такие автопоезда обслуживали целые городские районы, объезжая двор за двором, что было очень удобно для потребителей. Также они применялись при ремонте магазинов или рынков — несколько таких прицепов формировали торговый ряд, практически ничем не уступавший стационарным магазинам.

Однако, на ПАЗе успели изготовить всего несколько экземпляров таких прицепов, после чего их производство с проектной документацией было передано на Львовский автобусный завод, где, наладив серийный выпуск, им присвоили уже собственный индекс — ЛАЗ-742Б, а в планах на 1957 год для ЛАЗа было предписано выйти на 400 ед. прицепов в год. Напомним, что до этого ЛАЗ разработал собственную модель автомобиля-фургона ЛАЗ-150Ф, которая после испытаний так и не пошла в серию.

Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б. Фото из заводской многотиражки

Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б. Фото из заводской многотиражки.

Прицепы-автолавки ЛАЗ-742Б представляли собой бескаркасную конструкцию, с одной стороны кузова которой предусматривались окошки-витрины, среднее из них было открывающимся и через него продавец выдавал товар. Именно бескаркасная конструкция позволила также использовать наиболее прогрессивный на то время метод изготовления деталей — холодную штамповку металла с последующей точечной сваркой. Внутри кузова размещались различные стеллажи, ящики и шкафы для товаров и прилавок-витрина, расположенная с правой стороны.

Ситуация с серийным производством прицепов-автолавок резко изменилась с появлением на заводе первого опытного образца автобуса ЛАЗ, над которым трудилось молодое КБ под руководством новоназначенного главного конструктора Осепчугова В.В. Для завода были резко изменены приоритеты, и теперь все производственные мощности были сосредоточены на производстве автобусов, а выпуск остальной продукции был передан на другие предприятия. Так, производство автокрана ЛАЗ-690 было передано на Дрогобычский автокрановый завод, а прицепы-автолавки ЛАЗ-742Б — на Луцкий машиностроительный завод (будущий ЛуАЗ), где с I-го квартала 1960 года эта модель с некоторыми изменениями производилась под индексом ЛуМЗ-825, а в связке с автолавкой ЛуМЗ-827 образовывала всё тот же автопоезд.

Есть что добавить о прицепах-автолавках ЛАЗ-742Б от львовского автобусного или хотите поделиться другими фото с их изображением? Добро пожаловать в комменты.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *