Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б на базе ПАЗ-742Б

Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б на базе ПАЗ-742Б

В 1956 году ЛАЗ наладил серийное производство двухосных прицепов-автолавок ЛАЗ-742Б с закрытым цельнометаллическим кузовом. Бытует ошибочное мнение, что эти автолавки были собственной ЛАЗовской разработкой. На самом деле они были созданы на Павловском автобусном заводе (ПАЗ) еще в середине 1950-х, а модели изначально присвоили индекс ПАЗ-742Б.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I у ворот завода

Прицеп-автолавка ПАЗ-742Б c обложки заводского проспекта

Основным их предназначением была доставка продовольствия и некрупных промышленных товаров весом до 1500 кг в отдаленные населенные пункты с нерегулярным снабжением. Как правило, они использовались только в связке с автолавкой на шасси грузовика, формируя автопоезд. Это было очень эффективно, поскольку за одну поездку можно было обслужить в два-три раза больше населенных пунктов.

Прицеп-автолавка ПАЗ-742Б

Прицеп-автолавка ПАЗ-742Б

Автолавки, помимо использования в сельской местности, нашли применение и в крупных городах, к примеру, в качестве временных торговых точек. Отличаясь мобильностью, такие автопоезда обслуживали целые городские районы, объезжая двор за двором, что было очень удобно для потребителей. Также они применялись при ремонте магазинов или рынков — несколько таких прицепов формировали торговый ряд, практически ничем не уступавший стационарным магазинам.

Однако, на ПАЗе успели изготовить всего несколько экземпляров таких прицепов, после чего их производство с проектной документацией было передано на Львовский автобусный завод, где, наладив серийный выпуск, им присвоили уже собственный индекс — ЛАЗ-742Б, а в планах на 1957 год для ЛАЗа было предписано выйти на 400 ед. прицепов в год. Напомним, что до этого ЛАЗ разработал собственную модель автомобиля-фургона ЛАЗ-150Ф, которая после испытаний так и не пошла в серию.

Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б. Фото из заводской многотиражки

Прицеп-автолавка ЛАЗ-742Б. Фото из заводской многотиражки.

Прицепы-автолавки ЛАЗ-742Б представляли собой бескаркасную конструкцию, с одной стороны кузова которой предусматривались окошки-витрины, среднее из них было открывающимся и через него продавец выдавал товар. Именно бескаркасная конструкция позволила также использовать наиболее прогрессивный на то время метод изготовления деталей — холодную штамповку металла с последующей точечной сваркой. Внутри кузова размещались различные стеллажи, ящики и шкафы для товаров и прилавок-витрина, расположенная с правой стороны.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I у ворот завода

Прицепы-автолавки ЛАЗ-742Б в сборочном цеху завода.

Ситуация с серийным производством прицепов-автолавок резко изменилась с появлением на заводе первого опытного образца автобуса ЛАЗ, над которым трудилось молодое КБ под руководством новоназначенного главного конструктора Осепчугова В.В. Для завода были резко изменены приоритеты, и теперь все производственные мощности были сосредоточены на производстве автобусов, а выпуск остальной продукции был передан на другие предприятия. Так, производство автокрана ЛАЗ-690 было передано на Дрогобычский автокрановый завод, а прицепы-автолавки ЛАЗ-742Б — на Луцкий машиностроительный завод (будущий ЛуАЗ), где с I-го квартала 1960 года эта модель с некоторыми изменениями производилась под индексом ЛуМЗ-825, а в связке с автолавкой ЛуМЗ-827 образовывала всё тот же автопоезд.

Есть что добавить о прицепах-автолавках ЛАЗ-742Б от львовского автобусного или хотите поделиться другими фото с их изображением? Добро пожаловать в комменты.

Евгений
2018-01-28 16:15:42
↑ +5 ↓
У соседа по даче (Полтавская обл.) на участке стоит ЛАЗ-695М и похожий на этот прицеп. Если надо, в следующем году попробую сфоткать. Интересно, где у него табличка.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2018-04-23 11:23:41
↑ +20 ↓
Для целостности картины добавлю фургон-автолавку ПАЗ-659.



В сцепке с прицепом ПАЗ-742Б формировались автопоезда для доставки товаров в отдаленные населенные пункты. По внутригородским точкам курсировала автолавка ПАЗ-659 без прицепа.

А вообще, правильным было решение о передаче с ЛАЗа производства фургонов и автолавок другим предприятиям.

Павловский автобусный завод с этой задачей отлично справлялся — с 1954 года выпускал два спецфургона:



ПАЗ-657 «Хлеб» (всего до 58 года произвели 3649 машин),



и ПАЗ-661 «Одежда» (до 1956 года собрали 156 машин). Внешне фургоны практически не отличались, а вот товарный отсек каждого был оборудован соответственно только для своих целей.
[Ответить]
Вячеслав
2018-09-07 16:17:22
↑ +17 ↓
Подобные машины были как узкоспециализированными (для перевозки хлеба, одежды, продуктов и т.д.), так и универсальными, в ассортименте которых был самый широкий спектр товаров народного потребления, продуктов и даже запчастей для автомобилей. Старенькое фото 1954 года, на котором автолавки облпотребсоюза отправляются для обслуживания полеводческих и тракторных бригад.

[Ответить]
Вадим Михайлович
2018-11-15 12:46:32
↑ +11 ↓
Автолавки, помимо серийного производства, иногда получались и из транспорта совсем другого класса. Так, на фото автобус ЛАЗ-695 в Алма-Ате (в то время столица Республики Казахстан), переделанный в мобильный магазин. Вероятнее всего, одна из самых ранних моделей фестивальников (узкие форточки с отражателями потока воздуха, составное лобовое стекло, широкий молдинг).



Заметно, что кузов автобуса прогнулся посередине. Подобное случалось на ранних моделях после интенсивной эксплуатации (слабая конструкция фермы + плохое качество дорожного покрытия + максимальная загрузка людьми). Такие автобусы отстранялись от пассажирской эксплуатации и позднее переделывались под нужды, где нагрузка была меньше, а их работа не была связана с регулярными пассажирскими перевозками.
[Ответить]
Дмитрий
2023-01-01 12:20:12
↑ +2 ↓
«Заметно, что кузов автобуса прогнулся посередине» - по чему именно это заметно?! Согласен с остальным, написанным ниже, но так ине увидел признаков прогнутости на фото...
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить