Осепчугов Виктор Васильевич

Виктор Васильевич Осепчугов

Осепчугов Виктор Васильевич — выдающийся советский ученый, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, конструктор автобусов и автомобилей большой грузоподъемности. Родился 5 ноября 1906 года.

В 1931 году заканчивает Сибирский институт инженеров транспорта по автомобильной специальности, после чего приходит на Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ) №3. Достаточно быстро, начав с должности конструктора, становится ведущим конструктором, а позже заведущим всего конструкторского бюро.

Под руководством заведующего конструкторским отделом завода Литвинова А.С. учавствует в разработке грузовых автомобилей большой грузоподъемности: ЯГ-4, ЯГ-6, ЯС-1, ЯС-3, ЯГ-10. Занимался конструированием экспериментальных автомобилей и троллейбусов.

Будучи еще относительно молодым инженером, производил расчеты конструкции первого полноприводного четырехосного автомобиля в СССР ЯГ-12, который демонстрировался на Красной площади в Москве 7 ноября 1932 года во время праздничной демонстрации.

Осенью 1935 года его командируют в Великобританию для закупки двух образцов троллейбусов. В то время Ярославскому автозаводу было поручено создать и освоить серийное производство троллейбусов, первенцом которых стал ЯТБ-1, а с 1937 Осепчугов возглавил троллейбусный конструкторский отдел. Параллельно, как ведущий специалист, Виктор Васильевич преподает в автомеханическом техникуме.

В годы Великой Отечественной войны, 6 апреля 1942 года, В.В. Осепчугов назначается главным инженером ЯАЗа (так с этого времени стал называться ЯГАЗ). В этой должности он занимается организацией производства вооружения, артиллерийских тягачей Я-12, Я-13, Я-13Ф. В 1944 году при участии В.В. Осепчугова возобновились конструкторские работы по созданию дизельных грузовых автомобилей. В начале августа 1944 года за успешное выполнение заданий ГКО по производству специализированных видов вооружений для фронта большая группа автозаводцев была удостоена высоких наград Родины. В их числе орденом Трудового Красного Знамени был награждён и главный инженер ЯАЗа В.В. Осепчугов.

С октября 1945 года В.В. Осепчугов назначается главным конструктором ЯАЗа. Под его руководством создаются двухтактные дизельные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. За эти работы В.В. Осепчугов в числе других инженерных работников завода «за усовершенствование конструкции и освоение производства быстроходных автомобильных дизелей» в 1948 году получает Сталинскую премию III степени. Одновременно, под руководством главного конструктора Осепчугова ведётся работа по созданию двухосных большегрузных автомобилей с дизельным двигателем ЯАЗ-200, ЯАЗ-205, ЯАЗ-200В.

С 1948 года В.В. Осепчугов руководит раразработкой трехосного грузовика ЯАЗ-210 и его семейства, а также карьерных самосвала ЯАЗ-225 и седельного тягача ЯАЗ-Э225А, а в 1950 году занимается конструированием трехосного автомобиля высокой проходимости ЯАЗ-214.

В 1952 году под редакцией Осепчугова выходит книга «Трехосные автомобили ЯАЗ», в которой дается детальное описание конструкции трехосных автомобилей ЯАЗ-210, ЯАЗ-210А, ЯАЗ-210Г, ЯАЗ-210Д, ЯАЗ-210Е и приводятся основные указания по эксплуатации этих автомобилей, уходу за ними, за их отдельными механизмами и агрегатами, а также указания по регулировке.

Скачать книгу «Трехосные автомобили ЯАЗ» можно отсюда (7,2 МБ)

В.В. Осепчугов на Львовском автобусном заводе

С 1952 года Виктора Васильевича переводят во Львов, где он становится во главе конструкторского бюро автобусного завода ЛАЗ и по совместительству заведует кафедрой «Автомобили» Львовского политехнического института. Работа по созданию и организации КБ осуществлялась, по сути, одновременно со строительством завода, который в то время выпускал только прицепы и автофургоны. Осепчугов оказался в непростом положении в подборе команды для нового КБ. С одной стороны, это были, в основном, молодые кадры, хоть и амбициозные, но с явным недостатком квалификации. С другой — резкие смены направлений деятельности завода в то время не давали возможности полностью сосредоточиться на конкретной разработке.

Еще до прихода на завод Осепчугова, в 1949 году ЛАЗ получает предписание освоить производство автокранов, поскольку Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ), ранее их производивший, был полностью перепрофилирован под оборонные цели (в частности, на нем было решено собирать первые советские баллистические ракеты дальнего действия Р-1). Для нужд КБ из Днепропетровска пригнали образец К-32. После тщательного расчета и подбора новых профилей и марок материалов, используемых для производства, в 1951 году ЛАЗ выпустил свою версию автокранов АК-32 со значительно сниженным весом. Эта модель серийно выпускалась вплоть до 1955 года, после чего конструкция подверглась серьезной модификации и в 1955 году была создана новая модель автомобильного крана, получившая индекс ЛАЗ-690.

В качестве производителя автокранов ЛАЗ пробыл недолго. Страна остро нуждалась в автобусах и первоначально на Львовском автобусном заводе даже планировалось производство модели ЗиС-155, но такая перспектива не устраивала Осепчугова и он настоятельно рекомендовал разработать собственную модель практически с нуля. К предложению прислушались, тем более, что Виктора Васильевича полностью поддержало молодое КБ, которое он, по воспоминаниям первого директора ЛАЗа Кашкадамова Б.П., буквально заразил своей «автобусной болезнью».

Так, к концу 1955 года коллектив КБ Львовского автобусного завода под руководством В.В. Осепчугова разрабатывает собственную конструкцию автобуса и 12 февраля 1956 года из заводских ворот выехал первенец ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I.

В 1958 году Осепчугов пероходит на постоянную работу заведущим кафедрой «Автомобили» Львовского политеха. С 1959 года работал главным инженером 6-го управления Госкомитета по оборонной технике при СМ СССР. С 1963 года становится доцентом кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), а в 1964 защищает докторскую диссертацию и становится профессором кафедры, заместителем заведующего кафедрой, а в 1984-86 годах возглавляет её. С 1986 года В.В. Осепчугов переходит на должность профессора-консультанта, продолжая поддерживать связь с кафедрой. Умер Виктор Васильевич 15 сентября 1994 года.

Ещё в 1948 году Виктор Васильевич стал автором фундаментального научного исследования «Автомобили Самосвалы», в 1971 году в серии «Проектирование автомобилей» издательства «Машиностроение» вышла его книга «Автобусы», в 1989 году совместно с проф. А.К. Фрумкиным — учебник для вузов «Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета».

В 1958, с началом запуска в серийное производство автобусов ЛАЗ-695, под редакцией В.В. Осепчугова выходит Инструкция по эксплуатации львовского первенца.

Вадим Михайлович
2018-06-24 15:14:46
↑ +4 ↓
Детальнее можно остановиться на периоде работы В.В. Осепчугова в качестве главного инженера ЯАЗ, поскольку именно он, и группа конструкторов им возглавляемая, были авторами легендарного семейства ЯАЗ-210. Разработка этого трёхосника началась ещё в январе 1941 года, когда В.В. Осепчугов со своими подопечными были откомандированы в отраслевой институт НАМИ для разработки конструкции нового тягача. Начавшаяся война прервала эти работы, но с 1943 проектирование продолжилось, в апреле 1948 года был построен первый опытный образец трёхосного грузового автомобиля общего назначения ЯАЗ-210, а серийное производство было налажено в 1951 году и продолжалось по 1958 год.

О семействе трёхосников ЯАЗ-210 вообще можно целый раздел на сайте открывать. Прототипом для него послужил американский танковый транспортёр Diamond T-980, поставлявшийся нам по ленд-лизу. ЯАЗ-210 — так сказать, база всего семейства. На его основе вскоре появляются модификации: ЯАЗ-210А (с цельнометаллической грузовой платформой и механической лебедкой за кабиной); ЯАЗ-210Г — балластный тягач с укороченной на 970 мм базой; ЯАЗ-210Д — первый советский тяжелый седельный тягач двойного назначения на укороченном шасси (использовался для буксировки тяжелых полуприцепов и артсистем массой до 30 т и работы в составе вседорожных автопоездов массой до 50 т); ЯАЗ-210Е — многоцелевой 10-тонный самосвал с опрокидывавшимся назад кузовом емкостью 8 кубометров.



Период господствования семейства ЯАЗ-210 был совсем недолог — уже к концу 1950-х эти тягачи морально устарели, не могли конкурировать с новыми средствами транспортировки тяжёлого вооружения. Тем не менее, были достаточно яркие моменты в истории их существования. Так, в октябре 1961 года с помощью ЯАЗ-210Г была осуществлена транспортировка самого мощного взрывного устройства, когда-либо созданного на планете — термоядерной 58-мегатонной бомбы АН602, известной также под названиями «Царь-бомба» и «Кузькина мать».


[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *