Автобус ЛАЗ-695Е

Автобус ЛАЗ-695Е — серийная модель

Как только ЗИЛ закончил испытания V-образного восьмицилиндрового двигателя ЗИЛ-130Л и появились первые линии по его серийной сборке, встал вопрос о необходимости замены морально устаревшего двигателя ЗИЛ-120ФБ мощностью 120 л.с. на автобусах ЛАЗ. Новые двигатели были на 30 л.с. мощнее, что позволило увеличить маневренность автобуса, к тому же, вместе с ними ЛАЗы получили и обновленное сцепление, и коробку передач ЗИЛ-130.

Автобус ЛАЗ-695Е — серийная модель

Серийная модель ЛАЗ-695Е.

Внедрение в серию новой модели автобуса шло достаточно долго: первый образец под названием ЛАЗ-695Е был собран в конце 1961 года, а серийный выпуск начался только с 1963 года, да и то, слишком малыми темпами — за год их собрали всего 394 экземпляра. На полную конвейерную мощность львовяне вышли только с апреля 1964 года.

Автобус ЛАЗ-695Е 1961 года

Предсерийная модель ЛАЗ-695Е "Львiв". Фото 1961 года.

Поскольку изготовление новой модели не велось "с нуля", а по сути, производилась модификация автобуса ЛАЗ-695Б, все визуальные отличия новинки сводились к измененным вентиляционным люкам крыши — вместо трех квадратных стало четыре прямоугольных. Учитывая эту незначительную разницу (которую можно было заметить, только если смотреть на автобус сверху), а также тот факт, что автобусы ЛАЗ-695Е из первой партии 1963 года разъезжали по улицам вместе с предшественниками ЛАЗ-695Б (которые продолжали выпускаться до 1964 года), точно распознать модель "вживую" представлялось маловероятным. Что уж говорить о проблемах с идентификацией моделей автобусов на немногочисленных архивных фото, дошедших до наших дней.

Предсерийный автобус ЛАЗ-695Е на автовокзале в г. Калинин

Предсерийный ЛАЗ-695Е "Львiв" на фоне Калининского (Тверь) автовокзала. "Калинин. Путеводитель" (1965).

Ситуация кардинально изменилась только с 1964 года. Тогда ЛАЗовцы пошли на ещё одно косметическое изменение, которое впоследствии надежно закрепилось за всеми моделями автобусов. Контур колесных арок теперь повторял контур колеса, т.е. стал круглым в верхней его части. Это позволяло безошибочно идентифицировать автобус, принадлежащий к основной серии (после 1964 г).

Автобус ЛАЗ-695Е 1963 года

Модель ЛАЗ-695Е "Львiв" с круглыми арками. Фото 1963 года.

Кроме того, новые автобусы комплектовались ступицами передних и задних мостов и дисками колёс такими же, какие применялись на ЗИЛ-158. Также справа внизу появилась ещё одна выхлопная труба. Теоретически, раннюю серию (без круглых колесных арок) можно классифицировать как опытный ЛАЗ-695Е, что и делают некоторые исследователи ЛАЗовской истории и коллекционеры масштабных моделей.

Автобус ЛАЗ-695Е 1963 года

Серийный автобус ЛАЗ-695Е.

За всю историю модели ЛАЗ-695Е (с 1961 по 1969), заводчанами было собрано 37916 автобусов, из которых 1346 экземпляров было отправлено на экспорт. В последний год выпуска на автобусы устанавливался электропневматический привод управления дверьми. Одним из наиболее удачно отреставрированных автобусов ЛАЗ-695Е является образец, хранящийся в Московском Музее городского транспорта.

Заводская табличка ЛАЗ-695ЕЗаводская табличка ЛАЗ-695Е

Относительно недавно в окресностях Новоуральска (Свердловская область) на одном из садовых участков был найден еще один образец автобуса ЛАЗ-695Е. Московским энтузиастам удалось договориться о покупке и успешно доставить его на базу для реставрации. Приводим фото таблички с указанием модели и заводского номера (052302), расположенной на внешней стороне перегородки водителя.

Каждый входивший пассажир упирался в неё и расположенную рядом надпись-предупреждение о штрафе за безбилетный проезд. Автобус в относительно хорошем сохране, судя по круглым аркам — не из самых первых модификаций. Надеемся, вскоре отреставрированная модель будет радовать любителей ретротехники на всевозможных выставках.

Для тех, кто интересуется историей развития отечественного автобусостроения и любит покопаться в узкоспециализированных данных, можем порекомендовать сборник статей Труды ГСКБ по автобусам 1972 года, в числе которых есть занимательный отчет об испытаниях модели ЛАЗ-695Е, включая опрокидывание автобуса с крутого уклона.

ЛАЗ-695Б для космонавтов ЛАЗ-695Е ЛАЗ-695Ж

Михаил
2016-07-26 18:01:39
↑ +11 ↓
Просматривал недавно один из недооцененных в свое время шедевров советской фантастики — фильм «Таинственная стена», так вот там буквально на несколько мгновений мелькает ЛАЗовское творение.

Похоже на одну из переходных моделей между ЛАЗ-695Б и ЛАЗ-695Е. Поясню подробней: фильм был снят в 1967 году (кстати, в прокате провалился), т.е. запечатлена одна из ранних моделей, задние и передние арки еще не полностью круглые, т.е. как у классических 695Б, а вот крыша уже модернизирована тремя вентиляционными люками.



Собственно, вопрос: что именно за модель? Маловероятно, что в съемках фильма была задействована одна из экспериментальных моделей. Кадр только в таком качестве. В фильме появляется на 1:01:12.
[Ответить]
Стас
2018-02-18 16:59:26
↑ +5 ↓
Так тут на фото как раз три люка, как и положено на Б-эшках или ранних Е-шках. То есть, вопрос так и остается вопросом.   !;)
[Ответить]
Андрей
2017-01-15 05:24:18
↑ +7 ↓
На рубеже семидесятых - восьмидесятых помню ЛАЗ-695Е в автохозяйстве Харьковского велосипедного завода. Возил рабочих, а меня отправляли на нём в деревню на каникулы. С удовольствием поставил масштабную модель такого автобуса себе на полочку!
[Ответить]
Вадим Михайлович
2018-06-09 12:08:26
↑ +8 ↓
ЛАЗ-695Е из Краткого автомобильного справочника НИИАТ 1967 года.



И скупая выдержка оттуда:

Городской автобус ЛАЗ-695Е выпускается Львовским автобусным заводом с 1964 г. С 1958 до 1964 г. завод выпускал городской автобус ЛАЗ-695Б, который в отличие от автобуса ЛАЗ-695Е имел двигатель ЗИЛ-158Л.
С 1956 до 1958 г. завод выпускал городской автобус ЛАЗ-695, который в отличие от автобуса ЛАЗ-695Б имел двигатель ЗИЛ-124 и боковой заборник воздуха.
Одновременно с автобусом ЛАЗ-695Е выпускается городской автобус ЛАЗ-695Ж, который отличается от него в основном установкой гидромеханической коробки передач.
[Ответить]
Смирнов Сергей
2021-10-23 20:41:26
↑ +4 ↓
На сайтах часто попадается заблуждение, что 695Б и 695Е отличаются только количеством люков: 3 и 4.

Для меня они отличались только колесными арками. Возможно я просто не встречал ранних 695Е, да и выпущено их было вроде немного.

Я часто ездил в 695Е 1967-68 годов выпуска и количество люков помню: три квадратных со щитом-обтекателем под ними и ручками-регуляторами наклона. Четыре прямоугольных люка на 695Е и 697Е появились не ранее второй половины 1968 года. Последнее изменение в них было во второй половине 1969 года — венгерские задние мосты РАБА.

На фото из фильма по-моему классический ЛАЗ-695Б с широким подоконным молдингом, видимо до 1961 года выпуска. Два люка были только на 695 и ранних 695Б с увеличенным крышевым остеклением.

А на фото из справочника категорически не может быть ЛАЗ-695Е, это конец 50-х: отсутствие козырька над лобовым стеклом, остекление над задними окнами, низкая перегородка кабины.
[Ответить]
Анатолий Логачёв
2022-04-27 01:00:44
↑ +5 ↓
В нескольких источниках читал, что 4 люка появились только в 1968 году. Об этом свидетельствуют и многочисленные фото 695Е с круглыми арками и тремя люками (встречающиеся гораздо чаще, чем с 4-мя люками).
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить