Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный

После прекращения выпуска междугородных лайнеров ЛАЗ-699А «Турист» в 1966 году, в ГСКБ продолжили изыскания по разработке большого междугородного автобуса. И после того, как была проведена работа по модернизации кузовов серийных моделей, появились образцы ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный.

После удлинения на одну оконную секцию автобуса ЛАЗ-695Н, усиления базы, установки более мощного двигателя ЗиЛ-375Я5 и более грузоподъемного переднего моста от МАЗ-500, к середине 1969 года был собран экспериментальный образец туристского лайнера, получивший название ЛАЗ-699Н «Турист-2». Этот экземпляр являлся первенцем серийной модели, которая впоследствии стала флагманом в модельном ряду продукции завода ЛАЗ. А теперь попробуем разобраться, как столь кардинально и быстро изменился облик львовских автобусов и что на это повлияло.

Смена концепции дизайна на примере ЛАЗ-699Н «Турист-2»

Еще с середины 1960-х наметилась общая тенденция направления развития дизайна автобусов ЛАЗ. Пришло четкое понимание, что изгиб скатов крыши и их остекление — это уже история. Эпоха покатых и сглаженных округлых форм уходила в прошлое. На смену им пришли новые веяния в дизайне. В качестве исключения и своеобразного финального аккорда конструкторов ЛАЗ, можно вспомнить высококомфортабельный лайнер ЛАЗ-699А «Люкс» 1967 года, собранный исключительно для 18-го Международного конкурса автобусов.

Так, все основные части кузова визуально теперь были четко отделены друг от друга. Отказ от скругленных скатов крыши позволил увеличить высоту боковых оконных проёмов. Это нововведение позволило решить сразу две огромные проблемы, преследовавшие всю продукцию завода, начиная еще с первого опытного автобуса ЛАЗ-695 — малую жёсткость кузова (из-за минимального количества ребер жесткости в верхней его части) и жару в салоне в солнечный день (из-за прямых солнечных лучей, прогревавших салон через остекление крыши).

Если быть более откровенным, то это не было проблемой только опытных образцов, серийные автобусы также не отличались завидной жесткостью. Проблему, скорее, можно назвать ахиллесовой пятой всех ЛАЗовских моделей, о которой знали все: и конструктора с дизайнерами (которые на этом "собаку съели"), и эксплуатационщики (от которых впоследствии и поступала масса жалоб), а главный конструктор ГСКБ по автобусам, К.М. Атоян, еще в 1961 году защитил диссертацию по теме "Кручение автобуса с несущим основанием, вызываемое дорожными неровностями". Более того, именно по причине недостаточной жесткости кузова был прекращен серийный выпуск удлиненных лайнеров ЛАЗ-699А «Турист».

В свою очередь, отказ от остекления пологих скатов крыши решил и проблему духоты и жары в салоне. О ней также всем было известно, не зря же с самых первых образцов в крыше появились люки (а в моделях для эксплуатации в регионах с жарким климатом — брезентовые сдвижные механизмы), а узкие и деликатные форточки боковых окон сразу показали крайне низкую эффективность вентиляции и остались в истории только на первых семи опытных моделях.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» на испытнаниях — цветное фото

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный на испытаниях.

Фото выше было использовано в 1972 году для составления Памятного альбома автобусов и троллейбусов СССР, выпущенного ГСКБ в преддверии 50-летия со дня образования СССР. Новинка ЛАЗ-699Н «Турист-2» отличалась еще одним новшеством для автобусов в туристском исполнении — в заднем свесе у него появилась дверь запасного выхода (распашного типа), которая с этого момента становится обязательной для всех последующих моделей автобусов семейства ЛАЗ-699.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный 1969 года

ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный.

Благодаря увеличению длины на одну оконную секцию и перекомпоновке салона, вместительность автобуса возросла до 41 посадочного места, плюс отдельное кресло для гида. Также появилось дополнительная секция под багажное отделение, теперь общий объем багажников составлял 4.38 м³.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» вид сзади

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» вид сзади.

Компоновку топливных баков (2 по 150 л.) было решено оставить, поскольку такое решение положительно себя зарекомендовало на лайнерах ЛАЗ-699А «Турист», позволив повысить дальность рейса без дозаправки. На смену пневмоподвеске пришла более надежная рессорная с корректирующими пружинами.

Из отличительных особенностей данного экземпляра можно отметить оригинальное оформление передка автобуса и козырька над ветровым стеклом, как и у первого опытного ЛАЗ-695Н. Задняя часть модели была полностью унифицирована с кузовом серийного ЛАЗ-695М. У второго опытного ЛАЗ-699Н, который собрали через год, дизайн декоративной решетки радиатора был уже другим. Для тех, кому интересно покопаться в истории испытаний львовских автобусов, отметим, что этот опытный ЛАЗ-699Н «Турист-2» был замечен с двумя пробными номерами — 77-33 ПРОБА (штатным, закрепленным за Львовским заводом) и 31-08 ПРОБА. Модель в данном виде в серию не пошла и существовала в единственном экземпляре.

Именно об этой моделе, как перспективной разработке Львовского атвобусного завода, рассказывал К.М. Атоян в статье "ЛАЗ совершенствуется" в декабре 1970 года [ZR-12-1970] стр. 6

Вадим Михайлович
2018-04-17 20:29:20
↑ +2 ↓
Номер 31-08 ПРОБА позже засветился на испытаниях опытного образца РАФ-22031 в 1973 году.



UPD Admin [2018-04-18 12:37:05]: Спасибо, добавили номер в базу.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *