Бортовой прицеп ЛАЗ-729 от Львовского автобусного завода
В 1953 году перед заводом ставят новую задачу. Согласно постановлению Правительства «О дальнейшем развитии советской торговли», ЛАЗ должен был разработать и освоить серийное производство двухосных прицепов к автомобилю ЗИС-150. В то время на заводе уже серийно выпускался автокран АК-32, а заводское КБ под руководством главного конструктора В.В. Осепчугова вело работу по его унификации, результатом которой стала облегченная модель автокрана с собственным наименованием ЛАЗ-690.
КБ приступает к разработке сразу нескольких моделей прицепов, ориентированных на разные задачи: прицеп с кузовом фургон — для перевозки продовольственных и промышленных товаров народного потребления; и прицеп с открытой бортовой платформой, предназначенной, в основном, для строительных нужд (доставка кирпича, рубероида, пиломатериалов и т.д. к месту строительства).

Бортовой прицеп ЛАЗ-729. Фото из заводской многотиражки.
В 1954 была завершена работа по созданию опытного образца бортового прицепа грузоподъёмностью 4 тонны. Конструктивно передняя ось была выполнена неподвижной относительно рамы, в этом случае поворот прицепа осуществлялся только за счёт поворота передних колёс, точно также как это происходит в обычном автомобиле. Модель прицепа получила собственное наименование ЛАЗ-729.
В это же время львовяне изготавливают первые двухосные прицепы с кузовом фургон, которые получили наименование ЛАЗ-730 и в связке с автомобилем-фургоном ЛАЗ-150Ф образовывали автопоезд общей грузоподъемностью 7000 кг.
Эти первые прицепы собственной разработки ЛАЗовского КБ оказались невостребованными и в серийное производство запущены не были. Вместо них завод получил указание освоить производство прицепов унифицированных с агрегатами автомобилей ГАЗ. Львовяне со своими представленными моделями несколько проигрывали другим производителям.
К примеру, Минский автомобильный завод «МАЗ» к этому времени уже наладил серийный выпуск собственного семейства прицепов и полуприцепов для самых различных задач. Конечно, большинство из них были узкоспециализированными, поскольку разрабатывалось исключительно для армии СССР, но были и модели для гражданских нужд.
Прицеп-роспуск 1-АПМ-3
В 1954 году первой серийной моделью становится одноосный прицеп-фургон для перевозки хлеба ЛАЗ-712. Несколько позже было налажено производство прицепов-роспусков модели 1-АПМ-3 для перевозки длинномерных грузов (бревен, рельсов, труб и т.п.) весом до 3 тонн. Как и бортовой прицеп ЛАЗ-729, роспуск 1-АПМ-3 проектировался в соответствии с требованиями, предъявляемыми к прицепам, полуприцепам и роспускам ГОСТ 3163-46, который был введен в действие 01.08.1946.
По данной теме настоятельно рекомендуем ознакомиться с книгой Автомобильные прицепы Трофимова В.И. 1953 года, в которой приводятся подробные сведения о технических характеристиках и всех моделях (включая 1-АПМ-3) и типах прицепов, производившихся отечественной промышленностью в то время. Из более поздних изданий можно ознакомиться с трудом Павлова В.А. и Муханова С.А. Транспортные прицепы и полуприцепы 1981 года.

Прицеп-роспуск 1-АПМ-3. Фото из заводской многотиражки.
В 1956 на ЛАЗе приступили к производству автоприцепов-автолавок ЛАЗ-742Б, которых в 1957 году планировалось выпускать 400 единиц, но изготовление первого опытного образца автобуса ЛАЗ перечеркнуло эти планы. С тех пор все производственные мощности и конструкторские изыскания были сосредоточены только на выпуске автобусов.
Вообще, производство прицепов в СССР долгое время не было централизованным. Их выпускали многие предприятия, разных конструкций, предназначений и грузоподъемности, в основном ограниченными партиями (за исключением «МАЗ»). Ситуация изменилась только в 1967 году, когда Постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве Ставропольского завода автомобильных прицепов «СЗАП» (ныне ОАО «Автоприцеп — КАМАЗ»).
Строительство завода было начато в марте 1968 года, а в декабре 1971 Государственной комиссией принята в эксплуатацию первая очередь по выпуску 25000 автомобильных прицепов в год. СЗАП стал крупнейшим в СССР заводом, ориентированным только на производство прицепной техники для большегрузных автомобилей.
Моделистам и всем, интересующимся историей развития советского автопрома, будет интересно ознакомиться с книгой Автомобильные шины 1946 года под редакцией П.Н. Змий, где указаны типы ободов и шин, применявшихся в военной и гражданской технике СССР, а также схемы замены шин по мере их износа.
Будем признательны за любое дополнение о бортовом прицепе модели ЛАЗ-729, а особенно за предоставление его архивных фото. Также интересны заметки или публикации о нем в прессе тех лет.