Автовокзалы СССР — художественные маркированные конверты ХМК

ХМК — Автовокзалы СССР

История художественных маркированных конвертов СССР начинается с 9 ноября 1953 года, когда Министерством связи был выпущен первый конверт с напечатанным знаком оплаты почтовых услуг (маркой) и художественно оформленным левым полем. Первенцем стал конверт с изображением яхт, в последующем тематики ХМК затронули практически все сферы деятельности народного хозяйства, промышленности, науки, истории и искусства СССР. Не осталась в стороне и тематика пассажирских автоперевозок, в частности — виды автовокзалов городов СССР.

Некоторые коллекционеры предпочитают называть все, представленные ниже ХМК, одной серией, хотя многие из экземпляров выполнены в разных стилевых направлениях. В моем случае самым первым случаем коллекционирования можно назвать попытку в детстве собрать полную серию карманных календариков «Грибы Латвийской ССР». Итак, представляю вашему вниманию виртуальную коллекцию художественных маркированных конвертов СССР с изображениями автовокзалов городов страны Советов. Конверты отсортированы по году выпуска и номеру в каталоге.

№ по каталогу Дата выпуска Номинал Наименование
1619 30.06.1961 4 к. Краснодар. Здание автовокзала
1870 02.03.1962 4 к. Пятигорск. Автовокзал
2402 15.02.1963 4 к. Фрунзе. Автовокзал
2445 27.03.1963 4 к. Судак. Автостанция
3546 09.01.1965 4 к. Рига. Автовокзал
4245 23.05.1966 4 к. Симферополь. Автовокзал
4886 20.09.1967 4 к. Одесса. Автовокзал
5587 14.05.1968 4 к. Фрунзе. Автовокзал
5832 04.09.1968 4 к. Алма-Ата. Автовокзал
6474 18.07.1969 4 к. Житомир. Автовокзал
6712 12.11.1969 6 к. Комсомольск-на-Амуре. Автовокзал (АВИА)
7537 29.03.1971 6 к. Ялта. Автобусный вокзал (АВИА)
7888 27.10.1971 4 к. Фрунзе. Автовокзал
8919 16.05.1973 4 к. Сочи. Автовокзал
9021 09.07.1973 4 к. Гомель. Автобусный вокзал
10011 24.09.1974 4 к. Ровно. Автовокзал
10081 28.10.1974 4 к. Курган. Автовокзал
10106 10.11.1974 4 к. Кадиевка. Автовокзал
10554 30.05.1975 4 к. Николаев. Автовокзал
11052 14.01.1976 6 к. Пятигорск. Автовокзал (АВИА)
11442 08.07.1976 6 к. Уссурийск. Автовокзал (АВИА)
11488 03.08.1976 4 к. Алма-Ата. Автовокзал
11535 25.08.1976 4 к. Рига. Автовокзал
11815 17.01.1977 4 к. Сумы. Автовокзал
11985 07.04.1977 4 к. Житомир. Автовокзал
12680 23.02.1978 4 к. Бельцы. Автовокзал
13271 11.01.1979 4 к. Пятигорск. Автовокзал
13741 03.09.1979 6 к. Алма-Ата. Автовокзал (АВИА)
15527 16.03.1982 6 к. Усть-Каменогорск. Автовокзал (АВИА)
15803 16.08.1982 4 к. Ростов-на-Дону. Автовокзал
15861 20.09.1982 4 к. Одесса. Автовокзал
16149 11.03.1983 5 к. Туапсе. Автовокзал
16281 25.05.1983 5 к. Куйбышев. Автовокзал "Центральный"
16429 26.08.1983 5 к. Львов. Автовокзал
389 29.07.1985 5 к. Львов. Автовокзал
399 11.09.1990 5 к. Кировоград. Автовокзал
Художественный маркированный конверт — Краснодар. Здание автовокзала 1961ХМК Краснодар. Здание автовокзала 1961
Художественный маркированный конверт — Пятигорск. Автовокзал 1962ХМК Пятигорск. Автовокзал 1962
Художественный маркированный конверт — Крым. Фрунзе. Автовокзал 1963ХМК Фрунзе. Автовокзал 1963
Художественный маркированный конверт — Крым. Судак. Автостанция 1963ХМК Крым. Судак. Автостанция 1963
Художественный маркированный конверт — Рига. Автовокзал 1965ХМК Рига. Автовокзал 1965
Художественный маркированный конверт — Крым. Симферополь. Автовокзал 1966ХМК Крым. Симферополь. Автовокзал 1966
Художественный маркированный конверт — Одесса. Автовокзал 1967ХМК Одесса. Автовокзал 1967
Художественный маркированный конверт — Фрунзе. Автовокзал 1968ХМК Фрунзе. Автовокзал 1968
Художественный маркированный конверт — Алма-Ата. Автовокзал 1968ХМК Алма-Ата. Автовокзал 1968
Художественный маркированный конверт — Житомир. Автовокзал 1969ХМК Житомир. Автовокзал 1969
Художественный маркированный конверт — Комсомольск-на-Амуре. Автовокзал 1969ХМК Комсомольск-на-Амуре. Автовокзал 1969
Художественный маркированный конверт — Ялта. Автобусный вокзал 1971ХМК Ялта. Автобусный вокзал 1971
Художественный маркированный конверт — Фрунзе. Автовокзал 1971ХМК Фрунзе. Автовокзал 1971
Художественный маркированный конверт — Сочи. Автовокзал 1973ХМК Сочи. Автовокзал 1973
Художественный маркированный конверт — Гомель. Автобусный вокзал 1973ХМК Гомель. Автобусный вокзал 1973
Художественный маркированный конверт — Ровно. Автовокзал 1974ХМК Ровно. Автовокзал 1974
Художественный маркированный конверт — Курган. Автовокзал 1974ХМК Курган. Автовокзал 1974
Художественный маркированный конверт — Кадиевка. Автовокзал 1974ХМК Кадиевка. Автовокзал 1974
Художественный маркированный конверт — Николаев. Автовокзал 1975ХМК Николаев. Автовокзал 1975
Художественный маркированный конверт — Пятигорск. Автовокзал 1976ХМК Пятигорск. Автовокзал 1976
Художественный маркированный конверт — Уссурийск. Автовокзал 1976ХМК Уссурийск. Автовокзал 1976
Художественный маркированный конверт — Алма-Ата. Автовокзал 1976ХМК Алма-Ата. Автовокзал 1976
Художественный маркированный конверт — Рига. Автовокзал 1976ХМК Рига. Автовокзал 1976
Художественный маркированный конверт — Сумы. Автовокзал 1977ХМК Сумы. Автовокзал 1977
Художественный маркированный конверт — Житомир. Автовокзал 1977ХМК Житомир. Автовокзал 1977
Художественный маркированный конверт — Бельцы. Автовокзал 1978ХМК Бельцы. Автовокзал 1978
Художественный маркированный конверт — Пятигорск. Автовокзал 1979ХМК Пятигорск. Автовокзал 1979
Художественный маркированный конверт — Алма-Ата. Автовокзал 1979ХМК Алма-Ата. Автовокзал 1979
Художественный маркированный конверт — Усть-Каменогорск. Автовокзал 1982ХМК Усть-Каменогорск. Автовокзал 1982
Художественный маркированный конверт — Ростов-на-Дону. Автовокзал 1982ХМК Ростов-на-Дону. Автовокзал 1982
Художественный маркированный конверт — Одесса. Автовокзал 1982ХМК Одесса. Автовокзал 1982
Художественный маркированный конверт — Туапсе. Автовокзал 1983ХМК Туапсе. Автовокзал 1983
Художественный маркированный конверт — Куйбышев. Автовокзал Центральный 1983ХМК Куйбышев. Автовокзал "Центральный" 1983
Художественный маркированный конверт — Львов. Автовокзал 1983ХМК Львов. Автовокзал 1983
Художественный маркированный конверт — Львов. Автовокзал 1985ХМК Львов. Автовокзал 1985
Художественный маркированный конверт — Кировоград. Автовокзал 1990ХМК Кировоград. Автовокзал 1990

Как видим, Львовский автовокзал дважды успел засветиться на маркированных конвертах СССР. К сожалению, в обоих случаях для оформления был выбран один исходник — это фото Р. Якименко (ориентировочно 1980 г), которое в 1986 году также было использовано при составлении набора открыток "Львов" (издания Министерства Связи СССР), поэтому художественным разнообразием экземпляры разных годов похвастаться не могут.

Львов, автовокзал АС-1 фото Р. Якименко

Тематика пассажирского автотранспорта на ХМК не ограничивается только автовокзалами. К примеру, родственная тема — коллекционирование ж/д или речных вокзалов, на которых, кстати, запечатлены многие из моделей автобусов ЛАЗ. В качестве подтверждения — достаточно редкий ХМК с видом железнодорожного вокзала в Симферополе. Конверт был выпущен Министерством связи 19.05.1960.

Художественный маркированный конверт — Симферополь. Вокзал 1960

ХМК Крым. Симферополь. Вокзал 1960

Некоторые ХМК с тематикой автомобильной промышленности и пассажироперевозок можно найти на странице, посвященной празднику — День работников автомобильного транспорта, где рассказывается об истории возникновения этого профильного праздника.

Отдельного внимания заслуживает серия ХМК Автоэкспорт СССР, состоящая из восьми конвертов с видами автотранспорта СССР, которое Министерство связи выпустило в 1970 году. Также филателистам можем порекомендовать посетить страницу, посвященную автобусам ЛАЗ на почтовых марках СССР и других стран.

Выражаем особую признательность за предоставление сканов недостающих ХМК Сергею Шушпанову (Sergey Shoushpanov). Будем благодарны за любую дополнительную информацию о ХМК, посвященных автовокзалам времен СССР.

Айрат
2016-08-05 11:33:11
↑ +53 ↓
Еще один ХМК, но не с автовокзалами, зато с автобусом ЛАЗ — "Минск. Дворец культуры камвольного комбината. 27.03.68".



Можно было бы продолжить тему, публикуя все ХМК с автовокзалами после 1991 года, а таких наберется, думаю, немало. Казахстан, например, точно несколько вариантов выпускал.
[Ответить]
Admin
2016-08-06 19:47:20
↑ +10 ↓
Айрат, спасибо за дополнение, но ЛАЗы почти на всех ХМК СССР обозначены лишь условно. О достоверности таких изображений не может идти речи, поскольку художник пытался передать всего лишь узнаваемый образ автобуса. Можно брать любой ХМК с автобусом в сцене иллюстрации и тянуть его за уши к одной из ЛАЗовских моделей.

По поводу ХМК автовокзалов после 91 года — будем делать только если наберется достойное количество материала для публикации (ориентировочно от 10 разных ХМК).
[Ответить]
Владислав
2016-11-23 19:49:50
↑ +47 ↓
Пара сканов ХМК «АВИА» Комсомольска-на-Амуре и Уссурийска в хорошем разрешении:



Дата выпуска: 12.11.1969, художник Р. Стрельников, Пермская фабрика Гознака.



Дата выпуска: 08.07.1976, художник И. Филиппов, Пермская фабрика Гознака.
[Ответить]
Андрей
2017-01-15 05:10:28
↑ +18 ↓
Спасибо за сайт, очень много интересного здесь нашел для себя. Интересны конверты с автовокзалами, но! На самом первом конверте вокзал подписан — Краснодар, а изображен Харьковский! Может я ошибаюсь, но пересмотрев в инете фото автовокзалов Краснодара, похожего не нашел.
[Ответить]
Admin
2017-02-06 07:32:40
↑ +74 ↓
Андрей, спасибо за отзыв о сайте. По поводу ХМК Краснодарского автовокзала: это не Харьковский. Это действительно здание старого автовокзала в Краснодаре. В СССР было большое количество почти идентичных зданий в разных городах. Мы не говорим о совсем уж типовых постройках, тема которых была обыграна в культовой комедии "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", а о достаточно значимых, иногда даже представляющих "лицо города". Именно поэтому человека в СССР, приезжавшего в другой город, постоянно преследовало чувство дежавю.

Из явных визуальных отличий: у Краснодарского автовокзала арочная форма верхних окон в боковых частях здания, в то время, как у Харьковского — прямоугольная; форма крыши и другие, менее заметные детали. Да, действительно, здания очень похожи, но Краснодарский гораздо легче спутать с Тверским автовокзалом, чем с Харьковским. Ниже несколько архивных фото с тремя автовокзалами.

Цветная фотоиллюстрация из альбома «Харьков сегодня» 1960 года:



А это уже фото Краснодарского автовокзала 1960 года:



Умиляет характерный для того времени лозунг на крыше автовокзала, уведомляющий советских граждан о том, что «В ближайшие годы догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения!».

А так, к примеру, выглядело в 1958 году здание Калининского (г. Тверь) автовокзала:



У нас есть фото предсерийного автобуса ЛАЗ-695Е "Львiв" на фоне этого вокзала с другого ракурса.
[Ответить]
Олег
2017-03-17 18:24:58
↑ +48 ↓
По поводу легендарного лозунга на Краснодарском автовокзале точно не могу утверждать, но вполне вероятно, что появиться он мог еще в 1957. Началась история с того, что в августе 1953 года, когда Н.С. Хрущев только вступал в должность, ему, среди прочих, положили на стол секретную докладную, гласившую что: «В СССР меньше потребляется, чем в США и Англии, — молока, мяса, яиц и сахара и значительно больше потребляется хлеба и картофеля… Потребление овощей, продуктов животноводства, рыбы и сахара значительно ниже норм, разработанных Институтом питания Академии медицинских наук СССР».

По большому счету, Никита Сергеевич все 10 лет своего правления пытался накормить Страну Советов. Но именно фразу, запечатленную на автовокзале он произнес 22 мая 1957 года в Ленинграде на совещании работников сельского хозяйства Северо-Запада РСФСР. В оригинале она и звучала как лозунг: «Догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, масла и молока на душу населения!»

Ну а потом была просто колоссальная в масштабах страны афера по выполнению и перевыполнению этих планов. С громкими обещаниями, показательными их выполнениями, добровольно-принудительными скупками у населения, приписками, правительственными наградами, а затем — докладными в ЦК, разоблачениями, "самоубийствами" и т.д. В целом, тема невероятно интересная.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2017-03-21 14:38:08
↑ +46 ↓
Великий кукурузовед всея СССР сумел за 10 лет наворотить столько, что разгребали вплоть до развала страны, а некоторые из постсоветских государств до сих пор не оклемались. Как говорится — "благими намерениями вымощена дорога в ад".



В результате этой гонки были практически загублены задатки животноводства и сельского хозяйства, так тяжело восстанавливавшиеся после войны. Молоко и мясо исчезло с прилавков магазинов. Вслед за ними исчез и хлеб.

А с 1963 года СССР начал закупать зерно в США и Канаде! И только в Москве хлеб продавался свободно, хотя жители других городов простаивали за ним в очередях.
[Ответить]
MaxOn
2017-05-27 17:42:14
↑ +38 ↓
Добавлю Калининский автовокзал с автобусами ЛАЗ из издания "Советская Россия" 1967 года.

[Ответить]
Евгений
2017-04-17 18:36:31
↑ +29 ↓
Не совсем ХМК и даже не совсем автовокзал, зато сколько ЛАЗов в одном месте  :love:



Открытка "Ялта, Морской вокзал" изд. "Красный пролетарий", 1961 год.
[Ответить]
Михаил
2017-05-03 19:20:05
↑ +36 ↓
Небольшое дополнение к ХМК «Куйбышев. Автовокзал "Центральный" и гостиница "Октябрьская"» 1983 года. Куйбышевом город назывался в период с 27.01.1935 по 25.01.1991 (в честь советского государственного и партийного деятеля В.В. Куйбышева). Так во время СССР он и был запечатлен на ХМК. Однако, 25.01.1991 указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу было возвращено историческое название Самара.



Почта России в 1994 году выпустила ХМК с тем же сюжетом, но уже обновлённым названием — «Самара. Автовокзал "Центральный" и гостиница "Октябрьская"».
[Ответить]
Николай
2017-05-27 14:04:09
↑ +53 ↓
Громадная часть городов СССР не попала на ХМК из-за художественной неприглядности или простоты зданий местных автовокзалов. Одним из таких примеров является мой любимый Псков.

Приведу интересный пример автовокзала из комплекта открыток Государственной Филателистической конторы «Росглавиздата» 1963 года с псевдоцветными видами Пскова.



А это уже оригинал, который был взят для набора. Вид автовокзала сразу после открытия в 1959 году. Фото находится в коллекции Государственного архива Псковской области.

[Ответить]
Владислав
2022-04-07 11:34:26
↑ +3 ↓
Псковскому автовокзалу был посвящен небольшой выпуск в киножурнале «Наш край» №35 за 1961 год (производства Ленинградской студии кинохроники). Ниже будет несколько кадров из кинохроники.



В 1950-х года в Пскове уже существовал автовокзал, правда назвать его полноценным комплексом по организации пассажирских автоперевозок было трудно. Это был маленький домик на Завеличье, в котором ютилась касса и несколько лавок для ожидания. В 1959 году на Вокзальной улице по соседству с железнодорожным вокзалом было построено большое здание, изначально спроектированное под нужды автовокзала.



В новом здании с высокими потолками и большой площадью остекления расположился просторный зал ожидания, а пассажиров обслуживало три билетные касса. В то время ежедневно от автовокзала отходило 115 автобусов и столько же прибывало, перевозя более 3000 пассажиров. Кстати, 60 лет назад суточный пассажиропоток псковского автовокзала превышал нынешний — сейчас он составляет около 2,5 тыс. пассажиров в сутки.

[Ответить]
Николай
2017-05-28 19:08:45
↑ +6 ↓
Добавлю для интересующихся немного букинистической информации. В 1971 была выпущена книга Ю.А. Гольденберга "Автовокзалы и пассажирские автостанции", в которой затрагивались общие вопросы, рекомендации, расчетные показатели и нормативы строительства и проектирования автовокзалов и пассажирских автостанций.



Даны рекомендации по размещению автовокзалов и пассажирских автостанций в городах, по решению генеральных планов и планировке, пассажирских и служебных помещений, их оборудованию и оснащению средствами информации. Широко освещен опыт проектирования автовокзалов в Советском Союзе и в зарубежных странах. Книга выпущена небольшим тиражом 10000 экз., издательством «Транспорт», содержит 160 страниц и 87 иллюстраций.
[Ответить]
Айрат
2017-06-14 17:39:38
↑ +33 ↓
Добавлю ХМК АВИА «Усть-Каменогорск. Автовокзал» в хорошем разрешении.



Дата выпуска: 16.03.82, художник С. Казанцев. Пермская фабрика Гознака.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2018-02-08 20:24:03
↑ +36 ↓
Дополню материал наследием тоталитарного режима, с которым так борется нынешняя украинская власть. ХМК «Одесса. Автовокзал» со спецгашением 25.12.1967 в честь 50-летия Советской власти на Украине.



Сам ХМК был издан Министерством связи СССР 20.09.1967. Художник конверта Э.Г. Былинская, редактор Е.Ф. Кессаринская.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2018-04-17 14:15:55
↑ +13 ↓
Во избежание путаницы уточню выходные данные для разных типов ХМК львовского автовокзала.

83-395. ХМК СССР. Львов. Автовокзал (26.08.1983). Художник В. Шатихин:



85-389. ХМК СССР. Львов. Автовокзал (29.07.1985). Художник И. Казакевич:

[Ответить]
Михаил
2018-10-22 19:05:54
↑ +48 ↓
Позволю себе добавить вид Пятигорского автовокзала «Центральный», запечатленного на маркированной почтовой карточке 26.01.1968, фото А.В. Богданова.



И немного исторической справки: до сооружения Автовокзала на ул. Бунимовича, основным центром междугородных автобусных сообщений в Пятигорске была Автостанция на Верхнем рынке. В 1959 году завершилось строительство здания Пятигорского автовокзала. Монументальное трехэтажное здание в парадном стиле «сталинского ампира» гордо высилось на углу пр. Калинина и ул. Бунимовича, среди маленьких домиков этого приземистого городского района на левом берегу Подкумка.

Проект пышного сооружения, видимо созданный и утвержденный еще до знаменитого постановления правительства 1955 года «об архитектурных излишествах», явно не соответствовал духу времени конца 1950-х годов. Предположительно, автором проекта здания пятигорского Автовокзала был архитектор «Ставрополькрайпроекта» Борис Светлицкий.



Автовокзал был торжественно открыт в 1960 году. Здание имело 1200 кв.м. полезной площади. Крышу нового здания украсила световая волнистая реклама — «Пользуйтесь услугами автобусов и такси». В 1970 году эту радостную, но, в общем-то, бесполезную рекламу заменила строгая и лаконичная гигантская надпись «Авто Вокзал», которая хотя и дублировала скромную лепную надпись «Автовокзал» на мезонине фасада, однако была видна издалека водителям, въезжавшим в город с южной стороны.

И фото Пятигорского автовокзала 1971 года в качестве завершения материала:

[Ответить]
Владимир Евстигнеев
2018-10-25 19:47:25
↑ +28 ↓
Дополню. ДМПК «Пятигорск. Автовокзал». 18.10.1974. Фото А. Мусина.

[Ответить]
Вадим Михайлович
2019-11-13 12:49:30
↑ +29 ↓
Два ХМК автовокзала Фрунзе 1963 и 1971 гг в хорошем разрешении:



[Ответить]
Вадим Михайлович
2019-12-20 15:01:08
↑ +22 ↓
Ещё один экземпляр ХМК Украины: Автовокзал. Днепропетровск 1995 г. Художник К. Ткаченко.

[Ответить]
Леонид
2020-01-12 20:16:56
↑ +25 ↓
Красочные виды Одесского автовокзала на почтовых карточках 1972 и 1976 годов:



[Ответить]
Дмитрий
2020-06-03 11:59:25
↑ +23 ↓
Дополню из своей коллекции ХМК Украины — Донецьк. Автовокзал «Північний», это второй ХМК, выпущенный 31.07.1991 Украиной после обретения независимости. Заказ 6119, тираж 100 000:



Этот же ракурс был использован раньше — открытка Донецк. Вид на автовокзал «Северный» 1983 (фото А. Захарченко):

[Ответить]
Вадим Михайлович
2020-06-09 16:43:55
↑ +22 ↓
Раз уж все известные конверты с автовокзалами СССР собраны, позволю себе околотематическое отступление. ХМК Кабардино-Балкарская АССР. Дорога в Черекском ущелье. 1986. Художник В. Бейлин:



Вероятне всего на иллюстрации изображен ЛАЗ-699Н «Турист-2». Отдельно фрагмент конверта в большем разрешении:

[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить