Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751

НАМИ — Научный автомоторный институт, созданный на базе Научной автомобильной лаборатории в 1920 году, был одним из главных генераторов идей в автопромышленном секторе СССР. К 30-м годам становится главным конструкторским подразделением, основные силы которого направлены на разработку и внедрение самых передовых технологий на благо отечественного автопрома. За малым исключением, НАМИ выпускал только концепт-кары или единичные образцы транспортных средств. Разработки НАМИ мелкосерийного производства можно пересчитать на пальцах, и к одному из таких относятся электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751.

Электромобиль НАМИ-751, художник — Захаров

Электромобиль НАМИ-751 — иллюстрация художника Захарова.

Для многих секторов промышленности СССР, где грузоперевозкам отводилось малое количество времени, были необходимы небольшие грузовые автомобили, основными качествами которых были бы: компактность, маневренность, простота в управлении. И к 1948 году конструкторы НАМИ смогли разработать в рамках эксперимента опытную партию таких авто. Ими стали шесть образцов электромобилей — НАМИ-750 грузоподъемностью 0,5 тонн и НАМИ-751 — 1,5 тонны. Некоторое время электромобили проходили испытания в Москве и после положительных результатов за мелкосерийное их производство взялся ЛАЗ под руководством сотрудника НАМИ — А.С. Резникова.

Электромобиль НАМИ-751

Электромобиль НАМИ-751.

В качестве первой партии было принято решение "затачивать" электромобили под почтовые нужды — работникам связи такие небольшие рабочие лошадки были крайне необходимы. Для облегчения конструкции использовались алюминиевые профиля, а для облегчения погрузки/выгрузки корреспонденции, боковые двери были сконструированы таким образом, что при открывании они задвигались под крышу, а в более тяжеловесный НАМИ-751 сзади была установлена дополнительная дверь.

НАМИ-750 и НАМИ-751 — первые электромобили Опытная серия электромобилей НАМИ-750 и НАМИ-751

Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 из первой опытной серии.

Грузовичек приводился в движение двумя электродвигателями мощностью 3,2кВт и 6,0кВт соответственно, которые питались от железоникелевых батарей. При скорости около 30 км/ч заряда батареи хватало в среднем на 60 км, что полностью укладывалось в рамки необходимого времени для развозки корреспонденции.

Таблица характеристик электромобилей НАМИ-750 и НАМИ-751

Модель Грузоподъ-
ёмность, т
Аккумуляторная батарея Электро-
двигатели
Масса, т Макси-
мальная cкорость, км/ч
Запас хода, км
система тип напря-
жение, В
ёмкость, а.ч. масса, т Мощность, кВт число без батарей общая
ЛАЗ-НАМИ-750 0,5 железо-
никеливая
66ЭМЖН-200 80 200 0,9 3,2 2 1,2 2,6 30 50-60
ЛАЗ-НАМИ-751 1,5 железо-
никеливая
66ЭМЖН-300 80 300 1,32 6 2 1,65 4,47 35 60-70

В 1951 году партия из 20 электромобилей была собрана заводчанами и все они были отправлены для работы в почтовых ведомствах первопрестольной и северной столицы, где и проработали с 1952 по 1958 г, перевозя корреспонденцию. В литературе они иногда втречаются и под другими названиями, в честь львовского производителя — НАМИ-ЛАЗ или ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751.

Общие виды электромобилей НАМИ-ЛАЗ

Общие виды электромобилей НАМИ-ЛАЗ грузоподъемностью 0,5 и 1,5 тонн.

Насколько нам известно, к сожалению, во Львове не осталось ни одного электромобиля НАМИ. Это, пожалуй, единственный случай за всю историю существования ЛАЗа, когда произведенная заводом продукция не эксплуатировалась в родном Львове. Ниже представлен коротенький видеообзор НАМИ-750 и НАМИ-751 с особенностями их работы, плюсах и минусах и печальном финале проекта.

Краткий экскурс в историю электромобилей СССР

История электромобилей в СССР началась немного раньше — в 1935 году построили электромобиль на базе ГАЗ-А, а том же году в МЭИ раскромсали ЗИС-5 и создали из него аккумуляторный мусоровоз. Такой электромобиль был способен перевозить мусор массой 1800 кг со скоростью 24 км/час на сорок километров. Мощность двигателя достигала 13 кВт при ёмкости 168 ампер-часов. Грузоподъемность мусоровоза составляла 1800 кг, а максимальная скорость передвижения — 24 км/час. Автомобиль был способен проехать без подзарядки 40 км, а достигалось это сорока аккумуляторами массой 1400 кг.

Электромобиль на базе ГАЗ-А 1935 года Аккумуляторный мусоровоз на шасси ЗИС-5

Электромобиль на базе ГАЗ-А и аккумуляторный мусоровоз на шасси ЗИС-5

В качестве заключения, можем предложить к просмотру "Автомобиль завтра" — еще один небольшой видеоматериал 1970 года об электромобилях в СССР, с кратким экскурсом в историю мирового автотранспорта и попытках его перевода на зеленую энергию. Также в фильме дается интересный прогноз, как же будут выглядеть пешеходы в 2000 году.

Будем признательны за развернутые комментарии, уточнения и дополнения к статье. Любые дополнительные документальные факты об электромобилях НАМИ и их архивные фото станут прекрасным дополнением к материалу.

Николай
2017-09-24 18:05:57
↑ +3 ↓
Советский автомобиль на аккумах в мохнатом 1935 году? Мусоровоз? Илон Маск тихо рыдает в сторонке.

Ну и вполне ожидаемо, что пик разработок электромобилей в СССР пришелся на 50-60 гг, поскольку, с приходом к власти генсека с волшебными бровями, развитие страны было больше формальным, чем фактическим.

С другой стороны, НАМИ были не больше, чем тестом передовых на то время технологий и попыткой практического их применения. Тест оказался не слишком успешным, поскольку гораздо проще (экономичнее и с минимальными время/трудозатратами) было заправлять любое авто с ДВС.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *