Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751
НАМИ — Научный автомоторный институт, созданный на базе Научной автомобильной лаборатории в 1920 году, был одним из главных генераторов идей в автопромышленном секторе СССР. К 30-м годам становится главным конструкторским подразделением, основные силы которого направлены на разработку и внедрение самых передовых технологий на благо отечественного автопрома.

Электромобиль НАМИ-750 грузоподъёмностью 500 кг.
За малым исключением, НАМИ выпускал только концепт-кары или единичные образцы транспортных средств. Разработки НАМИ мелкосерийного производства можно пересчитать на пальцах, и к одному из таких относятся электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751.

Электромобиль НАМИ-751 — иллюстрация художника Захарова.
Для многих секторов промышленности СССР, где грузоперевозкам отводилось малое количество времени, были необходимы небольшие грузовые автомобили, основными качествами которых были бы: компактность, маневренность, простота в управлении.

Началом этой истории можно считать 14 июля 1947 года, когда постановление Совета Министров СССР обязало Министерство автомобильной и тракторной промышленности изготовить экспериментальные машины с силовой установкой на электрической тяге, способных перевозить грузы до 0,5 и 1,5 тонн.
Министерство, в свою очередь, предписало НАМИ изготовить по три опытных образца таких электромобилей до 1 октября 1948 года.
И к 1948 году конструкторы НАМИ смогли разработать в рамках эксперимента опытную партию таких авто. Ими стали шесть образцов электромобилей — НАМИ-750 грузоподъемностью 0,5 тонн и НАМИ-751 — 1,5 тонны. Некоторое время электромобили проходили испытания в Москве и после положительных результатов за мелкосерийное их производство взялся ЛАЗ под руководством сотрудника НАМИ — А.С. Резникова.

Электромобиль НАМИ-751.
В качестве первой партии было принято решение "затачивать" электромобили под почтовые нужды — работникам связи такие небольшие рабочие лошадки были крайне необходимы. Для облегчения конструкции использовались алюминиевые профиля, а для облегчения погрузки/выгрузки корреспонденции, боковые двери были сконструированы таким образом, что при открывании они задвигались под крышу, а в более тяжеловесный НАМИ-751 сзади была установлена дополнительная дверь.


Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 из первой опытной серии.
Грузовичек приводился в движение двумя электродвигателями мощностью 3,2кВт и 6,0кВт соответственно, которые питались от железоникелевых батарей. При скорости около 30 км/ч заряда батареи хватало в среднем на 60 км, что полностью укладывалось в рамки необходимого времени для развозки корреспонденции.
Таблица характеристик электромобилей НАМИ-750 и НАМИ-751
Модель | Грузоподъ- ёмность, т |
Аккумуляторная батарея | Электро- двигатели |
Масса, т | Макси- мальная cкорость, км/ч |
Запас хода, км | ||||||
система | тип | напря- жение, В |
ёмкость, а.ч. | масса, т | Мощность, кВт | число | без батарей | общая | ||||
ЛАЗ-НАМИ-750 | 0,5 | железо- никеливая |
66ЭМЖН-200 | 80 | 200 | 0,9 | 3,2 | 2 | 1,2 | 2,6 | 30 | 50-60 |
ЛАЗ-НАМИ-751 | 1,5 | железо- никеливая |
66ЭМЖН-300 | 80 | 300 | 1,32 | 6 | 2 | 1,65 | 4,47 | 35 | 60-70 |
В 1951 году партия из 20 электромобилей была собрана заводчанами и все они были отправлены для работы в почтовых ведомствах первопрестольной и северной столицы, где и проработали с 1952 по 1958 г, перевозя корреспонденцию. В литературе они иногда втречаются и под другими названиями, в честь львовского производителя — НАМИ-ЛАЗ или ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751.

Общие виды электромобилей НАМИ-ЛАЗ грузоподъемностью 0,5 и 1,5 тонн.
Насколько нам известно, к сожалению, во Львове не осталось ни одного электромобиля НАМИ. Это, пожалуй, единственный случай за всю историю существования ЛАЗа, когда произведенная заводом продукция не эксплуатировалась в родном Львове. Ниже представлен коротенький видеообзор НАМИ-750 и НАМИ-751 с особенностями их работы, плюсах и минусах и печальном финале проекта.
Краткий экскурс в историю электромобилей СССР
История электромобилей в СССР началась немного раньше — в 1935 году построили электромобиль на базе ГАЗ-А, а том же году в МЭИ раскромсали ЗИС-5 и создали из него аккумуляторный мусоровоз. Такой электромобиль был способен перевозить мусор массой 1800 кг со скоростью 24 км/час на сорок километров. Мощность двигателя достигала 13 кВт при ёмкости 168 ампер-часов. Грузоподъемность мусоровоза составляла 1800 кг, а максимальная скорость передвижения — 24 км/час. Автомобиль был способен проехать без подзарядки 40 км, а достигалось это сорока аккумуляторами массой 1400 кг.


Электромобиль на базе ГАЗ-А и аккумуляторный мусоровоз на шасси ЗИС-5
В качестве заключения, можем предложить к просмотру "Автомобиль завтра" — еще один небольшой видеоматериал 1970 года об электромобилях в СССР, с кратким экскурсом в историю мирового автотранспорта и попытках его перевода на зеленую энергию. Также в фильме дается интересный прогноз, как же будут выглядеть пешеходы в 2000 году.
Будем признательны за развернутые комментарии, уточнения и дополнения к статье. Любые дополнительные документальные факты об электромобилях НАМИ и их архивные фото станут прекрасным дополнением к материалу.