Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751

НАМИ — Научный автомоторный институт, созданный на базе Научной автомобильной лаборатории в 1920 году, был одним из главных генераторов идей в автопромышленном секторе СССР. К 30-м годам становится главным конструкторским подразделением, основные силы которого направлены на разработку и внедрение самых передовых технологий на благо отечественного автопрома. За малым исключением, НАМИ выпускал только концепт-кары или единичные образцы транспортных средств. Разработки НАМИ мелкосерийного производства можно пересчитать на пальцах, и к одному из таких относятся электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751.

Электромобиль НАМИ-751, художник — Захаров

Электромобиль НАМИ-751 — иллюстрация художника Захарова.

Для многих секторов промышленности СССР, где грузоперевозкам отводилось малое количество времени, были необходимы небольшие грузовые автомобили, основными качествами которых были бы: компактность, маневренность, простота в управлении. И к 1948 году конструкторы НАМИ смогли разработать в рамках эксперимента опытную партию таких авто. Ими стали шесть образцов электромобилей — НАМИ-750 грузоподъемностью 0,5 тонн и НАМИ-751 — 1,5 тонны. Некоторое время электромобили проходили испытания в Москве и после положительных результатов за мелкосерийное их производство взялся ЛАЗ под руководством сотрудника НАМИ — А.С. Резникова.

Электромобиль НАМИ-751

Электромобиль НАМИ-751.

В качестве первой партии было принято решение "затачивать" электромобили под почтовые нужды — работникам связи такие небольшие рабочие лошадки были крайне необходимы. Для облегчения конструкции использовались алюминиевые профиля, а для облегчения погрузки/выгрузки корреспонденции, боковые двери были сконструированы таким образом, что при открывании они задвигались под крышу, а в более тяжеловесный НАМИ-751 сзади была установлена дополнительная дверь.

НАМИ-750 и НАМИ-751 — первые электромобили Опытная серия электромобилей НАМИ-750 и НАМИ-751

Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 из первой опытной серии.

Грузовичек приводился в движение двумя электродвигателями мощностью 3,2кВт и 6,0кВт соответственно, которые питались от железоникелевых батарей. При скорости около 30 км/ч заряда батареи хватало в среднем на 60 км, что полностью укладывалось в рамки необходимого времени для развозки корреспонденции.

Таблица характеристик электромобилей НАМИ-750 и НАМИ-751

Модель Грузоподъ-
ёмность, т
Аккумуляторная батарея Электро-
двигатели
Масса, т Макси-
мальная cкорость, км/ч
Запас хода, км
система тип напря-
жение, В
ёмкость, а.ч. масса, т Мощность, кВт число без батарей общая
ЛАЗ-НАМИ-750 0,5 железо-
никеливая
66ЭМЖН-200 80 200 0,9 3,2 2 1,2 2,6 30 50-60
ЛАЗ-НАМИ-751 1,5 железо-
никеливая
66ЭМЖН-300 80 300 1,32 6 2 1,65 4,47 35 60-70

В 1951 году партия из 20 электромобилей была собрана заводчанами и все они были отправлены для работы в почтовых ведомствах первопрестольной и северной столицы, где и проработали с 1952 по 1958 г, перевозя корреспонденцию. В литературе они иногда втречаются и под другими названиями, в честь львовского производителя — НАМИ-ЛАЗ или ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751.

Общие виды электромобилей НАМИ-ЛАЗ

Общие виды электромобилей НАМИ-ЛАЗ грузоподъемностью 0,5 и 1,5 тонн.

Насколько нам известно, к сожалению, во Львове не осталось ни одного электромобиля НАМИ. Это, пожалуй, единственный случай за всю историю существования ЛАЗа, когда произведенная заводом продукция не эксплуатировалась в родном Львове. Ниже представлен коротенький видеообзор НАМИ-750 и НАМИ-751 с особенностями их работы, плюсах и минусах и печальном финале проекта.

Краткий экскурс в историю электромобилей СССР

История электромобилей в СССР началась немного раньше — в 1935 году построили электромобиль на базе ГАЗ-А, а том же году в МЭИ раскромсали ЗИС-5 и создали из него аккумуляторный мусоровоз. Такой электромобиль был способен перевозить мусор массой 1800 кг со скоростью 24 км/час на сорок километров. Мощность двигателя достигала 13 кВт при ёмкости 168 ампер-часов. Грузоподъемность мусоровоза составляла 1800 кг, а максимальная скорость передвижения — 24 км/час. Автомобиль был способен проехать без подзарядки 40 км, а достигалось это сорока аккумуляторами массой 1400 кг.

Электромобиль на базе ГАЗ-А 1935 года Аккумуляторный мусоровоз на шасси ЗИС-5

Электромобиль на базе ГАЗ-А и аккумуляторный мусоровоз на шасси ЗИС-5

В качестве заключения, можем предложить к просмотру "Автомобиль завтра" — еще один небольшой видеоматериал 1970 года об электромобилях в СССР, с кратким экскурсом в историю мирового автотранспорта и попытках его перевода на зеленую энергию. Также в фильме дается интересный прогноз, как же будут выглядеть пешеходы в 2000 году.

Будем признательны за развернутые комментарии, уточнения и дополнения к статье. Любые дополнительные документальные факты об электромобилях НАМИ и их архивные фото станут прекрасным дополнением к материалу.

Николай
2017-09-24 18:05:57
↑ +2 ↓
Советский автомобиль на аккумах в мохнатом 1935 году? Мусоровоз? Илон Маск тихо рыдает в сторонке.

Ну и вполне ожидаемо, что пик разработок электромобилей в СССР пришелся на 50-60 гг, поскольку, с приходом к власти генсека с волшебными бровями, развитие страны было больше формальным, чем фактическим.

С другой стороны, НАМИ были не больше, чем тестом передовых на то время технологий и попыткой практического их применения. Тест оказался не слишком успешным, поскольку гораздо проще (экономичнее и с минимальными время/трудозатратами) было заправлять любое авто с ДВС.
[Ответить]
Admin
2017-09-27 20:34:09
↑ +2 ↓
На самом деле СССР значительно отставал в разработке электромобилей от зарубежных производителей. Так, принято считать, что первый практичный автомобиль на электрической тяге был создан в Лондоне Томасом Паркером еще в 1884 году. В Америке в 1910-х годах уже было несколько компаний, экспериментировавших в данном направлении. Буквально через несколько лет было налажено мелкосерийное производство вполне конкурентноспособных образцов таких авто.



Как видно из рекламы 1917 года, компания «Detroit Electric» предлагала электромобиль, способный на одной зарядке проезжать 80-100 миль (130-160 км) со средней скоростью 27 миль в час (43 км/ч). При этом, по стоимости заправки "топливом" электромобиль был втрое дешевле.

[Ответить]
Владимир
2018-03-25 21:25:46
↑ +5 ↓
НАМИ всю историю существования был на передовой советского автомобилестроения. Да, многие их идеи были слизаны с западных аналогов, но были и такие разработки, к которым только сейчас начинают возвращаться. Для 50-х годов электрические двигатели были неравнозначной заменой ДВС только по причине несовершенства технологий и применяемых материалов. Но направление уже тогда было верным. Сейчас весь мир планомерно переходит на возобновляемые и чистые источники энергии. А в НАМИ проблема поиска таких альтернативных источников всегда была актуальной.



Взять, к примеру, экспериментальные микроавтобусы «РАФ-Квант» (РАФ 22031), созданные совместно с НПО «Квант». По задумке, в качестве топлива для ДВС, они должны были использовать водород. Для этого в саму конструкцию ДВС вносились изменения, в результате чего удалось достигнуть стабильного режима работы с гибридной системой питания. Суть её сводилась к тому, что на низких оборотах в двигатель поступал только водород, а при увеличении нагрузки в смесь впрыскивался бензин. Работы над этим проектом длились с 70-х до 90-х годов.



И вполне вероятно, что скоро к водороду, как к источнику энергии, снова вернутся как сейчас к электричеству. К слову, РАФ-Квант были первыми в мире авто на водороде, а в качестве демонстрации достижений автопрома СССР несколько таких микроавтобусов обслуживали ХХII Олимпийские летние игры в Москве в 1980 году.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2018-03-29 19:55:26
↑ +2 ↓
Работы в этом направлении и не прекращаются. Если интересно, гуглите бензиноводородный автомобиль «Баргузин» от «ВНИИЭФ» с бортовым генератором водорода или ГАЗ 330232 «ГАЗЕЛЬ-ФЕРМЕР». Оба авто участвовали в 2006 в автопробеге водородных автомобилей. Автопробег был организован «НАВЭ» и приурочен к Первому всемирному конгрессу «Альтернативная энергетика и экология».

Понятно, что хотелось бы более показательных и революционных результатов, но пока есть только это. Финансирование подобных программ и так мизерное, а еще и распилы, откаты...
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *