Автомобиль связи и штаба пожаротушения АС-5

В 80-х годах ленинградский гарнизон пожарной охраны изготовил и ввел в боевой расчет автомобиль связи и штаба пожаротушения на базе автобуса ЛАЗ-695Н. Именно этот донор от Львовского автобусного завода был выбран не случайно. Модификация автобуса получила название АС-5. Салон авто был разделен на три отсека. Переднее отводилось для работы связистов, в нем было установлено трехместное сиденье, сиденье оператора, сиденье водителя и винтовой стул.

Автомобиль связи и штаба пожаротушения АС-5

Разберем подробнее компоновку оборудования АС-5 на примере приведенной ниже схемы. У перегородки [16] смонтирован пульт управления [30] с силовым щитом [29]. На пульте размещались автомобильные радиостанции [14] с устройствами для подзарядки, а также усилители, магнитофон и электрочасы. Здесь же находилось устройство для управления громкоговорящей установкой, коммутатор оперативной телефонной связи на восемь номеров. В секционном шкафу [31] размещался выносной штабной стол, динамики мощностью [50] Вт, нагрудные фонари и переносные радиостанции. Рядом со шкафом смонтировано выдвижное устройство флагштока [10].

Средний отсек предназначался для работы руководства на крупных пожарах. Его оборудование включало в себя: двухместные сиденья [17], вешалку [27], тумбочку, рабочий стол [18] с настольной лампой, электрочасами и телефоном.

Схема компоновки АС-5

Схема компоновки АС-5

В заднем отсеке, предназначенном для штаба пожаротушения, размещались: трехместное сиденье [11], винтовой стул [12], шкаф для боевой одежды [22], ограждение для выносного штабного стола, шкаф [20] с умывальником и специальным столом-тумбой [23], на котором устанавливались автомобильные радиостанции [14], электрочасы, телефон и переговорные устройства [24]. Под крышкой стола в ящиках находились противогазы, служебная документация и повязки.

На крыше автобуса монтировалось сигнально-переговорное устройство СГУ-60 [1] с проблесковым маяком [2], динамики [3] мощностью 50 Вт каждый, табло [4] с мигающей подсветкой, которое выдвигалось на высоту до 2 метров. В одном из нижних боковых отсеков автобуса размещались автомобильные аккумуляторы [5] и аккумуляторы для питания оборудования связи [6]. В другом отсеке — шесть катушек [8] с полевым телефонным кабелем и две — с силовым на 200 В. С правой стороны автобуса находился распределительный щит [7] для подключения линий связи и аппаратуры, обеспечивающей работу штабного стола, динамиков и микрофона.

Силовое электрооборудование АС-5 состояло из приемнораспределительного блока, блока раздачи, стационарной магистральной кабельной катушки и переносных катушек. Всё это оборудование предназначалось для питания бортовых потребителей автобуса на стоянке от различных источников энергоснабжения, включая спецавтомобили АГДЗ, АО, АТ и другие, оборудованные генераторами.

Результаты эксплуатации и испытаний АС-5 показали, что автомобиль надежно обеспечивает все виды связи как на пожаре, так и на пути следования, а также создает необходимые условия для работы штаба пожаротушения и руководства при ликвидации серьезных пожаров и аварий.

Обзор подготовлен по материалам журнала «Пожарное дело» [127]

Масштабные модели АС-5 от «Vector Models»

Ребята из «Vector Models» не так давно порадовали коллекционеров, выпустив масштабную модель автомобиля связи и штаба пожаротушения АС-5 в кузове на базе ЛАЗ-695Н, о котором упомянуто выше. Однако, у них в ассортименте также присутствует модель пожарного штаба АС-5 в масштабе 1:43 на базе более ранней модификации — автобуса ЛАЗ-695М.

Автомобиль пожарного штаба АС-5 на базе ЛАЗ-695М

Автомобиль пожарного штаба АС-5 на базе автобуса ЛАЗ-695М

Автомобиль связи и штаба пожаротушения АС-5 на базе ЛАЗ-695Н

Автомобиль связи и штаба пожаротушения АС-5 на базе автобуса ЛАЗ-695Н

Будем признательны за любую информацию (фото, заметки в периодике, чертежи и т.д.) о ЛАЗ-695М, которая бы документально подтверждала использование этой модели автобуса для производства АС-5.

Максим
2016-11-25 21:23:21
↑ +1 ↓
Если я правильно понял, АС-5 был изготовлен только в одном экземпляре? Или всё же речь идёт пусть о небольшом, но серийном производстве? И занимался ли переоборудованием автобусов непосредственно завод ЛАЗ или это делали сами пожарные организации?  ?)
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *