Львовский автовокзал

Львовский автовокзал (также известен как Центральный или Стрыйский автовокзал) — крупнейший в западной Украине автобусный терминал для пригородных, междугородных и межгосударственных перевозок во Львове. Расположен на южной окраине города (административно в Сыховском районе) в двух км от Кольцевой дороги Е40. Является центром регулярных автобусных рейсов за рубеж — преимущественно в Польшу, Чехию, Германию, также Италию, Венгрию, Словакию, Молдову и другие страны. Разумеется, история сооружения неразрывно связана и с продукцией ЛАЗ, поскольку именно львовские автобусы курсировали по львиной части рейсов во времена СССР.

Фактический адрес: ул. Стрыйская, 109, Львов, Львовская обл, 79000.

Львовский автовокзал

Львовский автовокзал

Строительство автовокзала продолжалось с 1976 по 1980 год. Архитекторы здания — В. Сагайдаковский, М. Столяров; инженеры — В. Бойкив и А. Ефремов. Проектная пропускная мощность составляет до 800 пассажиров в час. Здание представляет собой трилистник с вогнутыми вовнутрь сторонами, образующими три функциональные зоны: центральную площадь, зону прибытия автобусов и зону отправления. Со стороны центральной площади здание имеет три этажа, а у главного входа расположен козырек сложной конструкции, схожий по контуру с дугой основной части здания (сверху весь комплекс несколько напоминает самолет).

Ночной вид Львовского автовокзала

Ночной вид Львовского автовокзала времен СССР

Инфраструктура Львовского автовокзала достаточно развита даже по сегодняшним меркам. В тыльной части здания расположен цокольный этаж с камерами хранения и вспомогательными службами, крытые перроны прибытия и отправления автобусов. Первый этаж отведен под кассовый зал с выходами на террасы, под которыми размещены перроны. Второй этаж оборудован залом ожидания, гостиницей на 24 номера, кафе и лестницей на антресоли третьего яруса.

Интерьер Львовского автовокзала с кессонным перекрытием

Интерьер автовокзала с кессонным перекрытием

Характерной особенностью интерьера являются конструкции сборно-монолитного кессонного перекрытия зала и ригели многопролётных рам. Автором такого сборно-монолитного кесонного перекрытия для помещения главного зала является професор Нац. университета «Львівська політехніка», доктор технических наук Б.Г. Гнидец.

Ночной вид Львовского автовокзала из набора «Львов» 1988 г

Открытка из набора «Львов» (Киев. 1988г. "Мистецтво". Тираж 100000)

Для 80-х годов прошлого века сооружение Центрального автовокзала было знаковым. Архитектурно оно совсем не перекликалось с историческим ансамблем центральной части города, но от него этого и не требовалось. Фантастические на то время формы, большая площадь остекления фасадов и расположение вдали от основного культурного наследия Львова, делали комплекс вполне самодостаточным. В целом, автовокзал можно смело назвать одной из самых оригинальных построек Львова времен СССР.

Дважды Львовский автовокзал был запечатлен на ХМК (в 1983 и 1985 гг), гораздо чаще он мелькал на открытках с видами Львова, значках, карманных календариках и прочей коллекционной продукции.

Автовокзал Львов разновидности значков

Автовокзал Львов. Разновидности значков.

Из минусов, появившихся относительно недавно, можно отметить невозможность обслуживания автовокзалом рейсов с двухэтажными автобусами (как правило, это международные направления). Это является основной причиной несоответствия Львовского автовокзала современным европейским нормам.

Вадим Михайлович
2016-10-25 19:03:39
↑ +17 ↓
Добавлю еще один экземпляр из комплекта открыток "Львов". Издательство "Плакат". Москва, 1989 г. Здесь акцент как раз на козырьке.



А вообще, красиво: чисто, аккуратно, ничего лишнего... было.

+ для лучшего понимания вид львовского автовокзала сверху в виде схемы:

[Ответить]
Виктор
2017-07-14 12:02:42
↑ +6 ↓
Львову в плане центрального автовокзала повезло. Далеко не каждому, даже крупному городу выделялись средства на постройку с нуля зданий автовокзалов. В СССР деньги тоже считать умели. Чаще прибегали к переоборудованию какого либо уже существовавшего здания, которое хоть немного удовлетворяло бы требованиям.

По новизне архитектурных решений со Львовским в те времена мог сравниться, разве что, центральный автовокзал г. Сочи, построенный на 10 лет раньше и расположенный по ул. Горького, 56а.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2017-11-23 12:46:38
↑ +5 ↓
Центральный автовокзал Сочи в своё время действительно поражал воображение своей воздушностью, легкостью и свежестью форм. Строительство здания автовокзала было завершено в 1966 году. Это был проект архитектора института «Южгипрокоммунстрой» В.М. Морозова. Так автовокзал выглядел в 1967 году:



А это уже цветной снимок Ю. Каплуна из архива РИА «Новости» 1968 года:



То, во что сейчас превратился сочинский автовокзал, даже обсуждать не хочется.

Этот комментарий несколько выходит за рамки тематики сайта, но не могу не отдать дань уважения человеку, проектировавшего это здание.

22.11.2017 ушел из жизни Вячеслав Михайлович Морозов — яркий архитектор, внесший вклад не только в сочинскую, но, без преувеличения, в советскую архитектуру: сочинский автовокзал и здание кинотеатра «Аврора» в Краснодаре вошли в учебники по советской архитектуре как знаковые объекты отечественного модернизма. В 1959 году В.М. Морозов поступил на работу в проектный институт «Южгипрокоммунстрой», а с 1988 по 2004 работал в должности его главного архитектора.
[Ответить]
Назар
2018-03-24 13:38:55
↑ +4 ↓
Просто оставлю это здесь. Фото автовокзала Сочи 2011 года.

[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *