Львовский автовокзал

Львовский автовокзал

Львовский автовокзал (также известен как Центральный или Стрыйский автовокзал) — крупнейший в западной Украине автобусный терминал для пригородных, междугородных и межгосударственных перевозок во Львове. Расположен на южной окраине города (административно в Сыховском районе) в двух км от Кольцевой дороги Е40. Является центром регулярных автобусных рейсов за рубеж — преимущественно в Польшу, Чехию, Германию, также Италию, Венгрию, Словакию, Молдову и другие страны. Разумеется, история сооружения неразрывно связана и с продукцией ЛАЗ, поскольку именно львовские автобусы курсировали по львиной части рейсов во времена СССР.

Фактический адрес: ул. Стрыйская, 109, Львов, Львовская обл, 79000.

Львовский автовокзал

Львовский автовокзал

Строительство автовокзала продолжалось с 1976 по 1980 год. Архитекторы здания — В. Сагайдаковский, М. Столяров; инженеры — В. Бойкив и А. Ефремов. Проектная пропускная мощность составляет до 800 пассажиров в час. Здание представляет собой трилистник с вогнутыми вовнутрь сторонами, образующими три функциональные зоны: центральную площадь, зону прибытия автобусов и зону отправления. Со стороны центральной площади здание имеет три этажа, а у главного входа расположен козырек сложной конструкции, схожий по контуру с дугой основной части здания (сверху весь комплекс несколько напоминает самолет).

Ночной вид Львовского автовокзала

Ночной вид Львовского автовокзала времен СССР

Инфраструктура Львовского автовокзала достаточно развита даже по сегодняшним меркам. В тыльной части здания расположен цокольный этаж с камерами хранения и вспомогательными службами, крытые перроны прибытия и отправления автобусов. Первый этаж отведен под кассовый зал с выходами на террасы, под которыми размещены перроны. Второй этаж оборудован залом ожидания, гостиницей на 24 номера, кафе и лестницей на антресоли третьего яруса.

Интерьер Львовского автовокзала с кессонным перекрытием

Интерьер автовокзала с кессонным перекрытием

Характерной особенностью интерьера являются конструкции сборно-монолитного кессонного перекрытия зала и ригели многопролётных рам. Автором такого сборно-монолитного кесонного перекрытия для помещения главного зала является професор Нац. университета «Львівська політехніка», доктор технических наук Б.Г. Гнидец.

Ночной вид Львовского автовокзала из набора «Львов» 1988 г

Открытка из набора «Львов» (Киев. 1988г. "Мистецтво". Тираж 100000)

Для 80-х годов прошлого века сооружение Центрального автовокзала было знаковым. Архитектурно оно совсем не перекликалось с историческим ансамблем центральной части города, но от него этого и не требовалось. Фантастические на то время формы, большая площадь остекления фасадов и расположение вдали от основного культурного наследия Львова, делали комплекс вполне самодостаточным. В целом, автовокзал можно смело назвать одной из самых оригинальных построек Львова времен СССР.

Дважды Львовский автовокзал был запечатлен на ХМК (в 1983 и 1985 гг), гораздо чаще он мелькал на открытках с видами Львова, значках, карманных календариках и прочей коллекционной продукции.

Автовокзал Львов разновидности значков

Автовокзал Львов. Разновидности значков.

Из минусов, появившихся относительно недавно, можно отметить невозможность обслуживания автовокзалом рейсов с двухэтажными автобусами (как правило, это международные направления). Это является основной причиной несоответствия Львовского автовокзала современным европейским нормам.

Вадим Михайлович
2016-10-25 19:03:39
↑ +60 ↓
Добавлю еще один экземпляр из комплекта открыток "Львов". Издательство "Плакат". Москва, 1989 г. Здесь акцент как раз на козырьке.



А вообще, красиво: чисто, аккуратно, ничего лишнего... было.

+ для лучшего понимания вид львовского автовокзала сверху в виде схемы:

[Ответить]
Николай
2017-03-19 14:07:24
↑ +30 ↓
Минавтотранс РСФСР (Главное пассажирское управление), в 70-80-х годах, среди прочей рекламной продукции, выпускал и карманные календарики серии «Пользуйтесь услугами...», парочка по нашей тематике:



[Ответить]
Роман
2017-03-24 16:35:54
↑ +25 ↓
Из фотохроники ТАСС — Львовский автовокзал в рамках обзора новостроек западных областей Украины.



По некоторым данным, официальная церемония его открытия состоялась 18.07.1980.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2017-03-28 12:52:15
↑ +37 ↓
Еще несколько фото начала 80-х:



Особого внимания в интерьере Львовского автовокзала заслуживает необычная по своим масштабам люстра, созданная художниками А. Бокотеем, 3. Флинтом и Ф. Черняком.



Сложная конструкция более чем из трех тысяч стеклянных шаров создаёт светоцветовую и декоративную композицию, прекрасно сочетающуюся с общим обликом сооружения.





Интересен и тот факт, что масса данного изделия весьма внушительна — почти три тонны, тем не менее, смотрится она невероятно легко, словно парящее серебристое облако.
[Ответить]
Макс
2017-04-11 21:05:13
↑ +32 ↓
Несомненно, люстра роскошная. При этом она идеально вписывалась в своем первоначальном виде в интерьер здания, цветное фото с ней просто великолепно. Другой вопрос — это безопасность такой конструкции для пассажиров. Всё таки 3 тонны стекла над головой на значительной высоте, сорвётся один такой шарик и ...

Думаю, по этой причине её и убрали. А вот обнести колодец стеной из прозрачного пластика — это убожество. Тем более, что он изначально имел ограждение по периметру достаточной высоты, чтобы случайно никто не выпал.

Нет, ну можно было сознательно перелезть через него и сигануть вниз, навстречу Вальхалле, но если этим руководствоваться, нужно и бордюрный камень на тротуарах делать высотой метра два не меньше, мало ли идиотов бросается под колеса грузовиков.



Так выглядит интерьер Автовокзала после соблюдения ряда мер безопасности в угоду сказочным персонажам, склонным к суициду  :bad:
[Ответить]
Евгений
2018-03-14 16:48:00
↑ +20 ↓
Согласен, люстра монументальная, зато красивая. Не уверен что подобные изделия часто падают, из последних случаев можно отметить только железнодорожный вокзал в Херсоне, где 13 декабря 2017 года в зале ожидания обрушилась главная люстра. При её падении никто не пострадал.



В свою очередь, администрация вокзала сообщила, что люстра не падала, а была снята на время проведения плановых ремонтных работ.
[Ответить]
Admin
2018-03-15 19:50:55
↑ +7 ↓
Спасибо Администрации Херсонского ж/д вокзала. Теперь мы знаем, как выглядят плановые ремонтные работы  =)
[Ответить]
Руслан
2017-06-11 15:44:22
↑ +29 ↓
Со Львовским автовокзалом всё слишком мутно. Как всегда, всё завязано на деньгах и коррупционных схемах. Фонд Госимущества Украины продал всё, что можно было, в том числе и городские автостанции. Сейчас автовокзал на Стрыйской — это частная собственность.

Разумеется, новые владельцы задумались о реконструкции автовокзала (понятно с какой целью), и подали проект модернизации инфраструктуры комплекса автовокзала в архитектурно-градостроительный совет департамента градостроительства Львовского горсовета.

04.02.2009 состоялись слушания по данному вопросу. Рецензентом проекта, кстати, был Михаил Столяров (да-да, тот самый, хотя лично он на заседании не присутствовал) — главный архитектор проектов «Містопроект» и один из соавторов здания Автовокзала.

Суть модернизации Автовокзала сводилась к желанию владельцев построить перед фасадом сооружения отель на 500 мест, а в самом вокзале инфраструктура должна быть пересмотрена в сторону увеличения кофеен, офисов, развлекательных заведений.

Понятно, что главным козырем был план реконструкции крытых платформ, чтоб под них мог заехать стандартный 1,5-этажный автобус, благодаря этому планировалось увеличить пассажиропоток до 12 человек (400 отправлений в день).

В тот день «Містопроект» дал негативную рецензию на реконструкцию Львовского автовокзала, но по результатам голосования было принято решение о дальнейших работах и изысканиях, направленных на его модернизацию.
[Ответить]
Виктор
2017-07-14 12:02:42
↑ +13 ↓
Львову в плане центрального автовокзала повезло. Далеко не каждому, даже крупному городу выделялись средства на постройку с нуля зданий автовокзалов. В СССР деньги тоже считать умели. Чаще прибегали к переоборудованию какого либо уже существовавшего здания, которое хоть немного удовлетворяло бы требованиям.

По новизне архитектурных решений со Львовским в те времена мог сравниться, разве что, центральный автовокзал г. Сочи, построенный на 10 лет раньше и расположенный по ул. Горького, 56а.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2017-11-23 12:46:38
↑ +54 ↓
Центральный автовокзал Сочи в своё время действительно поражал воображение своей воздушностью, легкостью и свежестью форм. Строительство здания автовокзала было завершено в 1966 году. Это был проект архитектора института «Южгипрокоммунстрой» В.М. Морозова. Так автовокзал выглядел в 1967 году:



А это уже цветной снимок Ю. Каплуна из архива РИА «Новости» 1968 года:



То, во что сейчас превратился сочинский автовокзал, даже обсуждать не хочется.

Этот комментарий несколько выходит за рамки тематики сайта, но не могу не отдать дань уважения человеку, проектировавшего это здание.

22.11.2017 ушел из жизни Вячеслав Михайлович Морозов — яркий архитектор, внесший вклад не только в сочинскую, но, без преувеличения, в советскую архитектуру: сочинский автовокзал и здание кинотеатра «Аврора» в Краснодаре вошли в учебники по советской архитектуре как знаковые объекты отечественного модернизма. В 1959 году В.М. Морозов поступил на работу в проектный институт «Южгипрокоммунстрой», а с 1988 по 2004 работал в должности его главного архитектора.
[Ответить]
Назар
2018-03-24 13:38:55
↑ +24 ↓
Просто оставлю это здесь. Фото автовокзала Сочи 2011 года.

[Ответить]
Марта
2020-08-19 15:19:12
↑ +18 ↓
Сочинский автовокзал входит в состав архитектурного ансамбля привокзальной площади города, облик которого формировался с 1950 до начала 1970-х годов. Напомню, что само здание железнодорожного вокзала было построено в 1952 г, центральный универмаг в 1962, гостиничный комплекс Чайка в 1967, автовокзал в 1967 и последним штрихом стал проект здания железнодорожных билетных касс, законченный к 1972 году. Еще одно раннее фото автовокзала в Сочи:



Хотелось бы остановиться на здании билетных касс, более известных как «круглые кассы». Построены они по проекту архитектора Ф. Куютина и располагались по адресу ул. Горького, д.56. В свое время бурно обсуждался вопрос об отсутствии единства стиля привокзальной площади, но и сам железнодорожный вокзал по проекту архитектора А.Н. Душкина был выполнен в симбиозе нескольких стилей. Так что, последующее появление по соседству с вокзалом объектов ярко выраженного Советского модернизма (и в соответствии с постановлением об устранении архитектурных излишеств) — автовокзала и «круглых касс» в то время было просто безальтернативным. Архитектурный комплекс привокзальной площади Сочи раньше выглядел так:



Цветное фото с акцентом на здание билетных касс:



С 2011 началась подготовка к сносу касс несмотря на то, что многие горожане и даже градостроительный совет Сочи были против, пытались помешать демонтажу, проводили публичные слушания и обращались в прокуратуру. На последних фото «круглые кассы» выглядели так:

[Ответить]
Вадим Михайлович
2020-08-21 16:40:56
↑ +2 ↓
Добавлю еще один вид сочинских круглых касс. Соглашусь, что единого стиля в ансамбле привокзальной площади Сочи не было, но время делает свое дело, к строению привыкают, а после уже и представить трудно вид без него.

[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *