Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III

В октябре 1956 года на заводе ЛАЗ выпустили третий образец автобуса. Условно можно назвать его ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III. Некоторые пытаются отнести его просто к одной из модификаций, но по факту — это была новая модель, созданная с нуля (хоть и по аналогии с предыдущими моделями).

Это стало второй попыткой львовского КБ создать удобный и надежный городской автобус. Напомним, что первенец автозавода — ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I, позиционировался именно как городской, и спустя пол года появился его усовершенствованный аналог.

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III

В чём же заключались усовершенствования? Из основных технических новинок можно отметить установку угловой передачи привода вентилятора, которая в результате тестов себя не оправдала и впоследствии была снята.

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III вид спереди

Из мелких косметических изменений по сравнению со вторым опытным стоит отметить следующее: шильдик «Львів» поднимается вверх и теперь расположен на верхнем уровне фар; подфарники смещаются ближе к центру и теперь занимают место под хромированной решеткой; боковой молдинг немного удлиняется и частично заходит на переднюю часть кузова (при этом переднюю его часть зачем-то опустили, тем самым разорвав прямую линию всего декора).

Для покраски модели была выбрана двухцветная схема с узкой светлой окантовкой между цветами, при этом, большая часть рубашки и крыша автобуса были выкрашены в базовый цвет. При этом модель, можно сказать, почти соответствовала требованиям, предъявляемым к цветографическим схемам, которые были утверждены гораздо позже.

На маршрутном указателе красовалась надпись "Испытание", а тестировали автобус на дорогах с регистрационным номерным знаком щв 13-38, который позже был замечен на санитарной модификации ЛАЗ-695Б. Кстати, здесь впервые на ЛАЗовских автобусах был применен технологический люк для погрузки раненых, впоследствии ставший неизменным атрибутом многих моделей.

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III на на 55-м маршруте в Москве

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III на 55-м маршруте в Москве. Фото А.С. Бернштейна.

Именно эта модель была направлена во второй автобусный парк Москвы и проходила испытания на образцово-показательном 55 маршруте. По результатам этих испытаний в январе 1957 был построен пятый опытный ЛАЗ-695, который с февраля также испытывался в Москве и впоследствии стал эталоном для серийного производства.

Успел третий опытный засветиться и в цвете. Фото ниже — это кадр из Советской кинохроники, где модель проходит испытания в городских условиях (площадь Мицкевича).

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III на испытаниях. Цветное фото.

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III на испытаниях.

Схема окраски была позаимствована у зарубежных моделей, и из-за неё этот экземпляр частенько путают с первыми серийными экземплярами львовян — фестивальными автобусами ЛАЗ-695 середины 1957 года. Кстати, 55 маршрут связывавший в те годы стадион имени Ленина и Площадь Ильича и проходивший через центральные районы Москвы, считается легендарным, поскольку именно на нём тестировались все автобусы, которые планировалось вводить в эксплуатацию.

К сожалению, о третьей опытной разработке лазовцев сохранилось слишком мало информации, поэтому, просим всех неравнодушных к автобусной тематике периода СССР помочь в поиске материалов об этой модели (старые фото, заметки в периодике и т.д.).

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный II ЛАЗ-695 «Львов» Опытный III ЛАЗ-695 «Львов» Опытный IV

Марьян
2016-09-07 21:32:42
↑ +3 ↓
Откуда информация, что оформление автобуса было позаимствовано у зарубежных моделей? Она кажется не слишком сложной, чтоб её не могли придумать на нашем заводе. А вообще спасибо за материал. Интересно было почитать.
[Ответить]
Admin
2016-09-08 21:12:46
↑ +19 ↓
Для автопрома СССР тех лет не были свойственны подобные цветовые схемы, у нас всё было проще, а впоследствии и строже. Именно жесткие требования позже были оформлены в виде ГОСТ 24348-80. Но в 50-60 годы на подобные эксперименты смотрели ещё сквозь пальцы, тем более, если речь шла об опытных моделях, да и для всевозможных выставок пытались подобрать окраску поинтереснее.

А по поводу "придумать самому такую схему" — да, не сложно. Но проще всё же позаимствовать:



Автобус Neoplan SH 30 1956 года.
[Ответить]
Uriah
2019-03-30 20:23:11
↑ +23 ↓
Автобусы ЛАЗ-695 первых серий в 1957 году около автостанции на улице Котовского г. Каменец-Подольского, 1957 г.



Там же:



Интересная особенность: сзади на крыше появился предшественник "раструба", придавшего автобусу индивидуальность.



ЛАЗ-695 "Львiв"



Фотоснимки 1957 года из архива Нины Басистой.

Найдено здесь.
[Ответить]
Admin
2019-03-31 15:06:16
↑ +5 ↓
Uriah, спасибо большое! Фото действительно очень интересные. Приятно видеть первые серийные образцы ЛАЗов в реальных рабочих условиях. Чуть позже, когда будет подготовлена отдельная страница по серийным моделям ЛАЗ-695 "Львiв", перенесем ваш комментарий туда.

PS: форма раструба особенно порадовала. Впервые такую видим. Вероятнее всего, это результат экспериментов с дополнительной вентиляцией салона автобуса, поскольку движок она, похоже, не охлаждала.
[Ответить]
Uriah
2019-03-31 19:07:24
↑ +23 ↓
Да, похоже на то. В салоне, наверняка, было жарко и пыльно — дороги Подолья в 50-х были не идеальными. Много дорог с булыжным покрытием, старых и узких — наследие Российской империи, или известняковый грейдер. Асфальт — только на основных шоссе, и то не везде. "Асфальтовый бум" сюда еще не докатился.

Могу привести воспоминания родственника — двоюродного дяди, работавшего после демобилизации из армии в Каменец-Подольском ПАТП на ЛАЗ-695Б первых серий (классический "горбатый"). Дороги сложные: затяжные подъемы, повороты. Один "Тещин язык" за городом чего стоит. Мощности рядного двигателя еле хватало: "...на затяжном подъеме скорость автобуса сильно падала, поэтому на поворотах руль я выкручивал чуть ли не стоя — плата за отсутствие гидроусилителя..."

Новые машины, по его словам, были и лучше и хуже: V-образная восьмерка добавила прыти автобусу. Но в следующей модификации, ЛАЗ-695М изменили остекление и убрали характерный воздухозаборник — на пыльных сельских дорогах автобус начал "сосать пыль в салон" (дядино выражение).

Рад, если смог чем-то помочь в освещении истории этой замечательной машины.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить