Автомобильные номера «ПРОБА» — история вопроса
Формально, началом учета транспортных средств, посредством установки на них регистрационных знаков, в молодой Стране Советов можно считать 10 июня 1920 года. В тот день Совет Народных Комиссаров издал декрет "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила). О номерных знаках".
Помимо гражданских, ведомственных и военных автомобилей, для которых использовались серийные транспортные средства, возникла необходимость в выдаче автомастерским и заводам особых номеров, для использования только на экспериментальных и опытных моделях. В ходе совершенствования прототипа, бывало, что не только агрегаты, но и кузов авто изменялся до неузнаваемости, поэтому, постоянный номерной знак на подобные авто не было смысла ставить. Было принято решение о выпуске номеров с надписью «ПРОБА» (и «ТРАНЗИТ», но это уже другая история).
Новый тип номеров был замечен в Москве уже в середине 20-х годов и в то время они были большой редкостью. Забегая вперед можно отметить, что "пробные" номера успешно прошли все реформы (за исключением знаков 1947-1959 годов) вплоть до развала СССР.
В начале 30-х годов формат номерных знаков менялся несколько раз. Так, первый формат номера (действовал с 1931 по 1946 годы), был «буква — две цифры — две цифры». Фон покраски плашки был белым, литерация и цифры — черными. Для "пробных" поездок размер плашки номера и формат в целом сохранялся, но сверху наносилась надпись «проба», а первая пара цифр между дефисами отсутствовала. Хотя и существовало четкое предписание для такого типа номеров, оно нередко нарушалось.
В 1934 году было проведено изменение формата. Буква была сменена на цифру, а под цифрами прописью наносилось название региона приписки, называемого в то время «Дортрансом». Специальный знак для опытных машин отличался от нормального тем, что во второй строке вместо названия «Дортранс» было слово «ПРОБА» (или «ТРАНЗИТ») с горизонтальными полосками 6 на 1 см справа и слева от него. Цветовая схема осталась прежней, но встречались номера «ПРОБА» в инверсной гамме (из-за не строгости соблюдения).
После реформы номерных знаков 1936 года (ГОСТ 3207-36), тип номеров с надписью «ПРОБА» чаще всего встречается на серии МВ, закрепленной за Москвой и Московской областью.
Реформа 1946 года (ГОСТ 3207-46), предписывала обязательную замену прежних номерных знаков на новые. В этом сегменте народного хозяйства в первые годы после войны царила жуткая неразбериха. По дорогам страны колесили транспортные средства на самых разных номерах, — от ранних образцов 30-х годов, до множества видов трофейных. Этот стандарт стал единственным, в котором для "пробных" и транзитных знаков не нашлось места. Можно списать это на обычную невнимательность и спешку, поскольку основной целью реформы было разобраться с "номерным бардаком", а о спецзнаках просто забыли. Для них в то время чаще всего просто использовались номера с первой парой цифр «00» или «01».
В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков (ГОСТ 3207-58). Были устранены ошибки предыдущей реформы, и в стандарте появилось ещё несколько разновидностей номеров, где вместо индекса региона наносились надписи «ПРОБА», «ПОЛИГОН», «СПОРТ» или «МИЛИЦИЯ». На всех таких номерах надпись, в отличие от цифр, чаще всего рисовалась краской, а не выштамповывалась (хотя и бывали очень редкие исключения), крайне редко номер «ПРОБА» дублировался на бортах грузовых авто: 1, 2, 3. Первые три номера просуществовали до введения следующего стандарта, а мотоциклам МВД вскоре начали выдавать обычные номера.
В 1965 году действующий стандарт был доработан и в нем появились два новых типа номеров: для тракторов и тракторных прицепов, что было закреплено в ГОСТ 3207-65. При этом никаких других изменений в документ не вносилось.
Предложить номер «ПРОБА», которого еще нет в базе
Номера «ПРОБА» на транспорте СССР
Ниже представлена наша база данных номеров «ПРОБА», реально устанавливавшихся на транспортные средства СССР в 1959—1980 гг. Каждый номер подкреплен фото, где он виден на машине — это обязательное условие попадания номера в данную базу. При составлении базы используется сервис генерации номерных знаков СССР. Сортировка настроена в порядке возрастания пар цифр. Настоятельно рекомендуем к ознакомлению, поскольку иногда попадаются крайне необычные фото. К примеру, многие ли из вас видели ПРОБУ на ПРОБЕ?
Дата последнего обновления базы номеров: 28.08.2022
Ошибочным будет полагать, что на все опытные и экспериментальные образцы транспортных средств устанавливали номерные знаки с надписью «ПРОБА». Для этого использовались и самые обычные номера (и даже без первой пары цифр «00» или «01»), что не давало возможности идентифицировать ТС как опытную модель. Иногда номер и вовсе не устанавливали, ограничиваясь нанесением на бампер надписи «ИСПЫТАНИЯ» (часто встречается на грузовом, военном транспорте и строительной технике).
Также отмечены случаи, когда "пробные" номера устанавливали на серийные машины. Происходило это когда в конструкцию кузова или агрегатов вносились значительные изменения.
Имеете возможность дополнить материал номерным знаком «ПРОБА», которого ещё нет в нашей базе? Проще всего добавить его через форму (в поле "Дополнительные сведения" также можно указать ссылку на картинку в сети и любые другие данные о модели: название, год выпуска и т.д.) или отправьте фото на один из наших e-mail.