Автокран АК-32

Во избежание путаницы с равновидностями автокранов, выпускавшихся на территории СССР в 50-60 гг., посвятим модели АК-32 отдельную страницу. Выпускалась данная серия с механическим приводом механизмов на Львовском автобусном заводе с 1951 по 1955 год на базе автомобиля ЗИС-150 и стала, по сути, переходной моделью между К-32 и ЛАЗ-690. Грузоподъёмность агрегата — 3 тонны.

Изображение львовского автомобильного крана АК-32

Схематическое изображение автокрана АК-32 на шасси ЗИС-150

Если говорить об отличиях между ЛАЗ-690 и его более старым предшественником К-32, то их схемы практически аналогичны за исключением отдельных узлов. Так, в конструкции ЛАЗ-690 длина балок поворотных рам уменьшена, за счет чего не нужно переделывать горловину бензинового бака шасси, а ширина кабины крановщика, напротив, увеличена.

Модель крана АК-32
Длина стрелы (м) 6,5
Рабочая скорость подъёма груза (м/мин) 2,1-6-3 / 4-12
Скорость вращения поворотной части крана (об/мин) 0,6-1,7
Скорость передвижения крана транспортная (км/ч) 45
Скорость передвижения крана с грузом (км/ч) 5
Габаритные размеры: продольная база (м) 4
Ширина крана в рабочем положении (м) 2,3
Общий вес (т) 7,3

Более подробно отличия между моделями АК-32 и ЛАЗ-690 представлены в сводной таблице технических характеристик.

Схема и размеры автокрана АК-32

Схема и размеры автокрана АК-32


Автокран К-32 как прототип для львовского АК-32

В качестве прототипа была выбрана модель автомобильного крана К-32. В СССР её пустили в серию ещё в июне 1949 года на Днепропетровском автомобильном заводе (ДАЗ). Модель К-32 выпускалась уже на шасси ЗИС-150 взамен морально устаревшей К-31 (на шасси ЗИС-5). Напомним, что речь идет о периоде восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны, поэтому, неудивительно, что наладка серийного производства осуществлялась ударными темпами. По сути, завод ещё строился, а на нём уже выпускалась продукция, так необходимая стране после военной разрухи. Автомобильный кран К-32 производился вплоть до 1956 года. При этом, встречались модели, установленные на шасси ТАТРА-111.

Автомобильный кран К-32 на шасси ЗИС-150

Автомобильный кран К-32 на шасси ЗИС-150 собранный на ДАЗ

Кабина машиниста автокрана — металлическая (некоторые заводы выпускали варианты с компоновкой материалов металл/дерево), допускает круговой обзор, в ней смонтированы механизмы управления краном, состоящие из педалей и рычагов. Кабина закреплена на сварной поворотной платформе, которая соединена с кругом катания при помощи опорно-роликового устройства, состоящего из трёх кронштейнов с балансирами, имеющих по два конических ролика. Ролики входят в паз круга катания и катятся по опорным беговым дорожкам. Круг катания, в свою очередь, вместе с центральной ступицей отлит из стали и приварен к неповоротной раме. В верхней его части укреплён зубчатый венец.

В случае транспортировки крана по железной дороге к месту назначения разборка его не требовалась. Данная особенность была заложена ещё в более ранней модели К-31, и даже сохранилось архивное фото, на котором запечатлен момент погрузки крана на подвижной состав.

Автокран К-31 на шасси ЗИС-5

Погрузка автокрана К-31 на шасси ЗИС-5 на ж/д состав

Привод всех механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Грузовой и стреловой барабаны лебёдок имеют червячную передачу. Торможение груза и стрелы при спуске производится работающим двигателем.

Скорости механизмов крана регулируют путём переключения шестерен в коробке передач автомобиля и изменения числа оборотов коленчатого вала двигателя с помощью акселератора. Такое регулирование скоростей обеспечивает плавный подъём и спуск груза, необходимый при монтажных работах.

Схема автокрана К-32

Схема автокрана К-32

Для работы с номинальной грузоподъёмностью кран оборудован выносными опорами, но может работать и без них. Кран может передвигаться с грузом на крюке 250 кг со скоростью 5 км/час. В передней части крана смонтированы откидные поворотные опоры, в задней — выдвижные. Опоры снабжены винтовыми домкратами с опорными башмаками.

Для увеличения устойчивости при работе и движении кран оборудован стабилизирующим устройством, которое синхронизирует работу задних рессор. Стабилизирующее устройство включают во время работы крана, при этом рессоры сжимаются и задний мост с колёсами подтягивается к лонжеронам и своим весом увеличивает устойчивость крана.

Модель крана К-32
Длина стрелы (м) 6,2 *
Рабочая скорость подъёма груза (м/мин) 2-6,8 / 3,5-12
Скорость вращения поворотной части крана (об/мин) 0,5-1,7
Скорость передвижения крана транспортная (км/ч) 50
Скорость передвижения крана с грузом (км/ч) 10
Габаритные размеры: продольная база (м) 4
Ширина крана в рабочем положении (м) 2,6
Общий вес (т) 7,48

* Некоторые заводы выпускали разновидности модели с длиной стрелы 9 и 13 м, что также вносит путаницу при попытке идентификации автокранов по старым фото.

Будем признательны за любое дополнение об автокранах АК-32, а особенно за предоставление его архивных фото. Также интересна информация о его предшественниках К-32 в исполнении разных заводов.

Вадим Михайлович
2017-07-27 18:44:19
↑ +7 ↓
Позволю себе добавить ещё более старшего брата К-32 — автокран К-31. Выпускались с 1945 по 1948 на базе автомобилей Я-5 и ЗИС-5 Одесским и Днепропетровским заводами.



Уж больно атмосферное фото.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *