Автобус ЛАЗ-695Б для космонавтов

Поговорим о самом, пожалуй, "звездном" автобусе СССР начала 1960-х годов — ЛАЗ-695Б для космонавтов. История его создания началась осенью 1960 года, когда на Львовский автобусный завод приехала делегация с космодрома Байконур. Приехала, как полагалось в то время не одна, а с еще одной делегацией — людей в серых костюмах. Вопрос был серьезный, напрямую связанный с оборонкой и гос. безопасностью страны Советов. Ещё относительно молодая космическая отрасль курировалась под неусыпным контролем КГБ, поэтому такому эскорту заказчиков на ЛАЗе не удивились. Разумеется, речь зашла о создании автобуса для нужд космонавтов.

Как должен был выглядеть автобус, чем оборудован, с какими характеристиками? Никто не знал. Ну не было еще в то время для такого транспорта разработано ни ГОСТов со СНИПами, ни жестких требований, — только пожелания и рекомендации. По большому счету, многое в автобусе создавалось по наитию.

Автобус ЛАЗ-695Б для космонавтов на пути к стартовой площадке

Автобус ЛАЗ-695Б на пути следования к стартовой площадке.

В качестве базы для изготовления автобуса байконуровцев был снят с конвейера один из серийных ЛАЗ-695Б, которых выпускалось в то время до 40 шт. в день. Родная ходовая была уже проверена временем и неплохо себя зарекомендовала, поэтому было принято решение её оставить, но всё скрупулезно перепроверяли по нескольку раз. Также автобусу сделали высококачественное антикоррозийное покрытие. Интерьер был переделан кардинально — от классического вида салона почти ничего не осталось. Первое, что бросалось в глаза — огромное кресло для космонавта, которое проектировалось также на ЛАЗе, по месту подгоняя его габариты, поскольку пассажиру в скафандре требовались особые размеры посадочного места.

Салон автобуса ЛАЗ-695Б для космонавтов

Салон автобуса ЛАЗ-695Б для космонавтов.

Для сопровождающего персонала (врачей, координаторов и инструкторов) также установили сиденья, но попроще. Из последних достижений технического прогресса в автобус было вмонтировано всё, что могло понадобиться по пути следования к стартовой площадке: телефон, радио, разнообразная аппаратура спецсвязи, вентиляторы и кондиционеры, аппаратура для киносъемок (благодаря которой мы сегодня можем увидеть документальные кадры из поездок космонавтов). Очень ответственно заводчане подошли к вопросу герметичности салона, поскольку пыль — не самый приятный спутник космонавтов в условиях невесомости. После окончания работ, для приёмки готовой машины, приехала специальная государственная комиссия, которая была удовлетворена качеством автобуса. Благодаря этому заказу, автобусы ЛАЗ стали известны далеко за пределами СССР — ранним утром 12 апреля 1961 года облаченный в скафандр Юрий Гагарин сел именно в этот бело–голубой ЛАЗ–695Б «Львiв» и подъехал к стоявшему на старте «Востоку–1». Кстати, цветовая схема автобуса была оставлена стандартной, да и внешне он мало чем отличался от своих серийных собратьев.

Юрий Гагарин в автобусе ЛАЗ-695Б направляется к старту

Ю. Гагарин в автобусе ЛАЗ-695Б, на втором плане в скафандре — дублер Герман Титов.

Первая модель автобуса ЛАЗ-695Б прослужила на Байконуре до трагической смерти Владимира Комарова в 1967 году, после чего, по настоятельной просьбе космонавтов, был изготовлен точно такой же, но на базе ЛАЗ-695Е. По некоторым данным, в 1984 году работникам Института автобусостроения удалось найти тот самый, первый автобус (его подлинность некоторыми ставится под сомнение) и перевезти его обратно во Львов, где он был восстановлен до первоначального вида. После смены руководства института автобус вновь забрали в Москву и до настоящего времени его местоположение неизвестно.

Из более поздних "звездных" Львовских автобусов можно отметить два экземпляра ЛАЗ-699И, заказ на проектирование и изготовление которых Центр подготовки космонавтов направил в ГСКБ в 1974 году.

Гагарин на фоне автобуса ЛАЗ-695Б

Ю. Гагарин в скафандре на фоне автобуса ЛАЗ-695Б.

Хотя фото и не совсем удачное в плане выбора ракурса для автобуса, зато отчетливо видно размеры и точное расположение верхней части цветовой схемы. Вообще, подобные фото считаются достаточно ценными среди людей, занимающихся скрупулезным восстановлением внешнего облика старой техники. Отдельного внимания заслуживает и тренировочный скафандр Гагарина, который после развала СССР загадочным образом оказался в США. Из других вещей, ранее принадлежавших первому космонавту, можно отметить: перчатки, партийный билет и летное удостоверение, собственноручно написанный доклад об успешном окончании полета. Все они, благодаря предприимчивым дельцам, сегодня находятся в Национальном музее авиации и космонавтики (National Air and Space Museum — NASM) в Вашингтоне.

В 1990-х, во времена начала масштабного распила достояния страны Советов, такие реликвии, которые были гордостью отечественной истории, покидали страну десятками тысяч. Это касается не только авиации и космонавтики, но и всех других отраслей народного хозяйства. Но, это уже тема для отдельного разговора.

ЛАЗ-695Б санитарный ЛАЗ-695Б для космонавтов ЛАЗ-695Е

Владимир
2015-11-03 14:13:59
↑ +16 ↓
По поводу "таинственного появления" личных и служебных вещей Гагарина в музее NASM — это такая мелочь, о которой и говорить-то неудобно. Всё гораздо ужаснее! Распиливалось всё (абсолютно ВСЁ!) наследие космонавтики СССР, начиная от банальной логарифмической линейки Королёва С.П., и заканчивая оборудованием летательных аппаратов.

Более того, в 1995 году американским миллионером Ричардом Гэрриотом был вывезен за пределы России опытный образец первого искусственного спутника земли, который существовал в единственном экземпляре! Вывозил он его, распилив надвое, под видом супницы оригинального дизайна. Разумеется, всё это происходило при содействии высокопоставленных чиновников, причастных к космической отрасли. Если интересно — погуглите об этом, весьма интересная и скандальная история.

Сколько всего было вывезено и незаконно продано реликвий, которые, кстати, согласно Конституции, являются достоянием России и принадлежат народу, — остаётся только гадать. И вывозились они не только в США, активно поучавствовали в этом Германия и Англия, и наши восточные соседи — Япония.
[Ответить]
Евгений
2015-11-08 14:52:37
↑ +10 ↓
Жаль конечно, что всё разворовывалось в этой стране. Тем более жалко прототип ПС-1, ведь выведенный на орбиту спутник сгорел в плотных слоях атмосферы спустя 3 месяца после запуска. Добавлю одно из последних известных фото ПС-1 перед тем, как он покинул Землю.

[Ответить]
Максим
2016-09-16 17:41:36
↑ +5 ↓
Еще два фото из советской кинохроники с участием Ю.А. Гагарина и "звездного" автобуса.





Одна из версий о судьбе первого автобуса для космонавтов звучит следующим образом. Машина отработала только 12 стартов. Здесь речь идет именно о стартах пилотируемых космических кораблей, когда автобус использовался для доставки к точке старта. Поскольку с числом 13 связаны не самые приятные ассоциации, было принято решение не искушать судьбу 13-м рейсом и отправить автобус обратно во Львов, где он длительное время стоял и просто гнил на задворках. Позднее его перекрасили, заменили обивку сидений.

В 2011 году к 50-летию полёта Гагарина автобус перегнали в Звёздный городок и использовали как музейный экспонат.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2017-02-20 14:09:07
↑ +10 ↓
Позволю себе небольшое дополнение, тем более, что на заднем фоне одно из ЛАЗовских творений. Фото уже давно известное, часто встречается в сети. Это 1963 год. Ю.А. Гагарин в качестве капитана хоккейной команды космонавтов «Наши».



В то время на многих предприятиях возникали собственные спортивные профессиональные команды. Профессиональные здесь следует понимать как команда, объединяющая людей одной профессии, к примеру: «КомАр» (команда артистов), «КоРЖиК» (журналисты федеральных и региональных СМИ) и т.д. И Центр подготовки космонавтов не остался в стороне. Команда была основана первым отрядом космонавтов в 1963 году, тем более, что в хоккей тогда играла вся страна. Капитаном её стал Юрий Гагарин, Алексей Леонов стоял на воротах. Название предложил Гагарин, коллегам понравилось, и они краской на обычных свитерах вывели четыре буквы «Наши», потому что наши русские первые везде.

Хоккей принято считать травмоопасным видом спорта, поэтому в преддверии подготовки по пилотируемой программе полета человека в космос, доктора запретили космонавтам им заниматься. Команда время от времени всё же участвовала в первенстве района и в отдельных товарищеских матчах с различными любительскими командами. В 2014 году предпринята попытка возрождения команды «Наши» (уже от Роскосмоса).

PS: да-да, Гагарин там с сигаретой   !;)
[Ответить]
Артём
2017-02-25 14:32:58
↑ +5 ↓
Невероятно приятное и позитивное фото, отдающее ламповостью  :)

При стольких затратах на переоборудование серийной модели, качественную отделку салона, пылезащиту, при наличии самых передовых инструментов для создания космических кораблей, вырвать с мясом маршрутный указатель — наше всё  =)
[Ответить]
Владимир
2018-05-27 16:15:44
↑ +2 ↓
Может не совсем по теме, но добавлю фото личного авто Гагарина — компактное купе Matra-Bonnet Jet VS в окружении ЛАЗовских творений на фоне Главного здания МГУ имени М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах. Во время визита во Францию в 1965 году Юрий Гагарин посетил автосалон в Ле-Бурже, где его внимание привлекла «Матра» от французского авиационно-космического концерна Mechanique-Aviation-Traction.



Французы заметили неподдельный интерес первого космонавта к этой модели, выкрасили её в небесно-голубой цвет и отправили в Москву. После возвращения Гагарина из мирового турне Юрия пригласили в посольство Франции, где под овации журналистов и сотрудников ведомства ему подарили ключи от того самого купе.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *