ЛАЗ-695Д "Дана"

За всю историю существования ЛАЗа, его конструкторам неоднократно приходила идея разработать, а впоследствии и наладить серийный выпуск автобусов с дизельным двигателем. Но все эти задумки при СССР оставались только в качестве идей и далеких планов, которые забрасывались на дальнюю полку, а их осуществление в будущем было под большим вопросом. И только через 2 года после развала страны Советов, в 1993 году, старые идеи стали воплощаться в жизнь — тогда на заводе началась серия экспериментов с установкой дизелей на серийные автобусы.

Какие именно модели дизелей использовать, какого производителя, с какими характеристиками? Никто тогда не знал. Действовать решили отчасти по наитию, отчасти просто экспериментально, тем более, что ЛАЗовцам было не привыкать, поскольку, вся история львовского завода — один большой эксперимент, к тому же за плечами КБ уже был опыт автобусов ЛАЗ-695НГ которые также появились в результате перевода серийных ЛАЗ-695Н на альтернативный вид топлива. Наиболее перспективными казались харьковские дизеля — Д6112 от ХЗТД, которыми комплектовались трактора Т-150 и дизель 494Л от военной техники.

Фото автобуса ЛАЗ-695Д Дана из официального рекламного проспекта ЛАЗ

Фото автобуса ЛАЗ-695Д "Дана" из официального рекламного проспекта ЛАЗ

Параллельно с ЛАЗовскими конструкторами в 1993 году, проблемой перевода львовских автобусов на дизельное топливо занимались и в «ДнепроЛАЗавтосервисе». Однако, в днепропетровском объединении в вопросе выбора силовой установки не пошли по пути львовских коллег, а выбрали двигатель СМД-2307 от харьковского моторостроительного завода «Серп и Молот». Такое решение было оправданным ещё и со стороны повышения комфортабельности салона [21] — применение дизеля с горизонтальным расположением цилиндров дало бы возможность уменьшить высоту размещения заднего ряда сидений.

Но и на этом история первых ЛАЗовских дизелей не закончилась. В игру по проектированию модели дизельного автобуса включилось «Межгосударственное автоторговое объединение», которое и поставило жирную точку в вопросе — по его мнению, белорусский двигатель Д-245.9 от «Минского моторного завода» оказался наиболее удачным выбором для ЛАЗов. Именно по заказу объединения, ЛАЗ с 1995 года начал серийно производить первый дизельный автобус, который, помимо привычного литерного индекса, получил ещё и имя собственное — Дана. Донором для дизельного движка послужил многострадальный и проверенный временем ЛАЗ-695Н. Со львовского конвейера эта модель сходила вплоть до 2002 года, после чего, её производство передали преемнику — ДАЗ.

Габаритные размеры автобуса ЛАЗ-695Д, мм
длина 9190
ширина 2500
высота 3020
Пассажировместимость ЛАЗ-695Д, пасс
мест для сидения 34
полная вместимость 61
Основные характеристики ЛАЗ-695Д
Масса снаряженного автобуса, кг 6800
Полная масса, кг 11200
Подвеска передняя и задняя рессорная, зависимая с корректирующими пружинами
Рулевой механизм ЗиЛ-4331 с гидравлическим усилителем
Тормозная система барабанного типа с раздельным пневмоприводом
Электрооборудование, В 12
Вентиляция природная, через форточки и люки крыши
Отопление калориферное, от системы охлаждения двигателя
Шины 280 / 508R

Для первого опытного образца была даже разработана схема покраски, присущая классическому ЛАЗовскому стилю, но на бортах появилось также имя Дана, выполненное шрифтом в старославянском стиле. Насколько нам известно, такая схема раскраски встречается только на опытном образце. Будем благодарны за уточнение этой информации, а также за фотографии первой модели с других ракурсов.

ЛАЗ-695НГ ЛАЗ-695Д ЛАЗ-695Д11 "Таня"

Тариел
2016-04-28 09:15:49
↑ +4 ↓
Я работал на таком. Очень много хороших впечатлений и воспоминаний осталось. Спасибо.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *