Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот»

Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот»

Логотип Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот»

«Серп и молот» (Харьковский моторостроительный завод) — завод в Харькове (на просп. Московском, 183), основанный еще в позапрошлом веке — в 1875 году. Через 20 лет преобразован в акционерное общество «Гельферих-Саде» и специализировался на выпуске машин сельскохозяйственного назначения.

После Великой Октябрьской Революции в 1918 году национализирован и переименован в более пролетарское название «Серп и молот», хотя полное название предприятия после 1971 года было несколько длиннее — Харьковский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции моторостроительный завод «Серп и молот».

Медаль к 100-летию завода «Серп и молот» аверс Медаль к 100-летию завода «Серп и молот» реверс

Медаль к 100-летию Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот»

В годы СССР завод постоянно расширялся, модернизировался и подстраивался под нужды страны. Так, в 50-е годы «Серп и молот» производил в основном бензиновые двигатели, а уже с 1958 перешел на сборку дизельных. Производственные мощности и отлаженный механизм сбыта и распределения продукции позволили заводу выйти на уровень выпуска 190 тысяч двигателей в год, а ассортимент двигателей был представлен более, чем 100 разных видов, и это был не предел. Помешал дальнейшему развитию завода развал Страны Советов.

Продукция завода «Серп и молот»

Перед самой ликвидацией предприятия были сделаны попытки возобновить работу, найти новых деловых партнеров и потенциальных покупателей, а ведь похожий сценарий был разыгран и на Львовском автобусном заводе. Для этого ЗАО «Серп и Молот» размещало в сети рекламные предложения с перечнем своей основной продукции и услуг. Разумеется, ставка делалась на продажу 4-х тактных 4-х и 6-ти цилиндровых рядных дизельных двигателей семейства СМД для всего спектра сельскохозяйственной техники: комбайнов (зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных), тракторов различного тягового класса, многих видов дорожно-строительной техники. В последние годы завод производил следующие модели двигателей:

безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели:

  • СМД-15Н.08 и СМД-15Н.09 мощностью 68 л.с. для трактора «ЮМЗ» г. Днепропетровск;
  • СМД-14Н.02, СМД-14Н.10; СМД-14Н.16 для различной дорожной и строительной техники: асфальтоукладчики, дорожные катки и погрузчики;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом:

  • СМД-18Н, СМД-18Н.01 мощностью 100 л.с. для тракторов ДТ-75 «ВгТЗ» г. Волгоград и лесохозяйственных тракторов ТДТ-55 и ЛХТ-55 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-17Н для экскаваторов «АТЭК» г. Киев;

4-х цилиндровые с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-19Т.02 мощностью 120/145 л.с. для трактора ХТЗ-120;
  • СМД-19Т.05 мощностью 145 л.с. для фронтального погрузчика Т-156 «ХТЗ» г. Харьков;
  • СМД-20Т.04 мощностью 125 л.с для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-21, СМД-22 и СМД-22А мощностью 145 л.с для зерноуборочных комбайнов СК-5М «Нива», СКД-6М «Енисей-1200».

6-ти цилиндровые с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-31А мощностью 235 л.с. для зерноуборочного комбайна «Дон-1500» АО «Ростсельмаш» г. Ростов;
  • СМД-31.16 мощностью 265 л.с. для зерноуборочного комбайна КЗС-9 «Славутич» АО «Херсонские комбайны» г. Херсон;
  • СМД-31.20 мощностью 230 л.с. для зерноуборочного комбайна «Обрий» ГП «Завод имени Малышева» г. Харьков.

Более того, в последнее время "Серп и молот" вёл подготовку производства 6-ти цилиндрового рядного дизельного двигателя СМД-31Т.02 мощностью 180 л.с. для трактора ХТЗ-171 с установкой чешского топливного насоса фирмы «MOTORPAL», что позволило бы значительно уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу, а также улучшило топливную экономичность. Также, в 2005 году КБ завода разрабатывало 3-х цилиндровый рядный дизельный двигатель с рабочим объемом цилиндров 4,75 л, мощностью от 60 до 100 л.с. Этот дизель предназначался для установки на тракторах ЮМЗ и МТЗ.

Спад производства и банкротство завода «Серп и Молот»

Как и множество предприятий, зарожденных и успешно работавших при плановой экономике СССР, завод «Серп и Молот», после развала Союза, практически сразу начал испытывать экономические трудности. Хотя были и значительные подвижки в поисках сбыта продукции — так в 1993 году, объединение «ДнепроЛАЗавтосервис» занималось проблемой перевода львовских автобусов на дизельное топливо, и их выбор пал на харьковский двигатель СМД-2307, который был установлен на экспериментальный в то время автобус ЛАЗ-695Д. Но такие случаи были единичными и маховик неизбежного банкротства набирал обороты. Более того, предприятие такого уровня, с неплохими активами, а тем более с площадью около 50 га в центре миллионного Харькова, не могло не попасть под внимание людей, основной задачей которых в середине 90-х, было не возрождение промышленности новообразованного государства Украина, а набивание собственных карманов, передел сфер влияния и становление на политической арене.

Руины Харьковского завода «Серп и Молот»

Постапокалиптический вид завода «Серп и Молот»

Во многом судьба постсоветского завода была схожа с другим промышленным гигантом, расположенным по соседству — Харьковским заводом тракторных двигателей ХЗТД, который был ликвидирован по решению суда 17 мая 2005 года. Завод также был трансформирован в ОАО, при этом, за государством всё ещё сохранялся более чем 60%-й пакет акций. К 2002 году объем выпуска продукции «Серп и Молот» не превысил даже 300 единиц продукции. 3 октября 2005 года Хозяйственный суд Харьковской области признал банкротом завод «Серп и Молот».

Таким образом, предприятие, возникшее еще при царском режиме, пережившее Великую Октябрьскую, полуразрушенное в ходе Великой Отечественной войны, но впоследствии полностью восстановленное, занимавшее одно из ключевых мест в моторостроительной промышленности СССР, не смогло пережить годы независимости Украины.

Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *