Харьковский завод тракторных двигателей

Логотип Харьковского завода тракторных двигателей ХЗТД

ХЗТД (Харьковский завод тракторных двигателей) — завод в Харькове (по ул. Киргизской, 19), один из бывших промышленных гигантов, сравнимых по мощностям и похожей судьбе с ЛАЗ, специализировавшийся на выпуске, ремонте и проектировании дизельных двигателей и силовых установок для сельскохозяйственного транспорта.

В свои лучшие годы — успешное, процветающее государственное предприятие, представитель сельскохозяйственного машиностроения, заваленное заказами, дававшее работу тысячам горожан, ныне — доведенное до банкротства ОАО с разворованными фондами, многомиллионными долгами, распродающее остатки активов.

В стране Советов было принято разумно подходить к планированию народного хозяйства, и зачастую многие города становились центрами целых отраслей. Таким был и промышленный Харьков, который стал одним из центров двигателестроения — три мощных предприятия: Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот», «завод имени Малышева» и «ХЗТД». Именно они беспечивали двигателями львиную долю машиностроительных предприятий СССР, а их сосредоточение на территории одного города, позволяло эффективно использовать производственные и конструкторские мощности.

Харьковский завод тракторных двигателей значок

ХЗТД был создан в начале 1965 года, когда в сельскохозяйственной и промышленной отраслях отмечался машиностроительный бум. В принципе, из самого название завода понятна его основная специализация — выпуск дизельных двигателей для тракторов и комбайнов, которых за всю историю существования завода было собрано более 1,3 млн. штук. Среди основных заказчиков ХЗТД были такие гиганты как: флагман советского тракторостроения — Харьковский тракторный завод (ХТЗ), Харьковский завод тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ), Ив-Франковский завод «Агромаш» для тракторов «Прикарпатец», Херсонский комбайновый.

Ассортимент дизельных силовых установок, производимых ХЗТД в годы СССР был достаточно широк: основная часть — двигатели семейства СМД-60 мощностью 160-170 лошадиных сил шли на местный ХТЗ для производства легендарных тракторов Т-150; МД–72, мощностью 200 лошадиных сил для комбайнового завода в Биробиджане; двигатели малой мощности 18 и 36 лошадиных сил использовались в Ив-Франковске при сборке тракторов «Прикарпатец»; модернизированный серийный двигатель мощностью 265 лошадиных сил отправлялся на Тернопольский комбайновый завод; Краматорский машиностроительный получал двигатели для железной дороги. Более того, в КБ ХЗТД занимались разработкой автобусного дизеля Д6112 с одноступенчатой системой охлаждения наддувочного воздуха, который устанавливали на первые экспериментальные автобусы ЛАЗ-695Д.

Экономические проблемы и банкротство завода «ХЗТД»

Сразу после распада СССР стало понятно, что эпоха плановой экономики безвозвратно канула в лету, а к рыночной оставшиеся у руля предприятий руководители были просто не готовы, поэтому проблемы у предприятия начались практически сразу, а уже к середине 90-х спад производства на ХЗТД достиг уровня 10 тыс. дизелей в год. Позже, за календарный 2001 год, было выпущено всего лишь 450 двигателей разной мощности, хотя такое количество при СССР завод собирал чуть более, чем за сутки. И это при проектной мощности 125 тысяч двигателей в год!

Общий экономический спад на Украине, высокая себестоимость продукции, обусловленная ростом цен как на энергоносители, так и на сырьё и материалы, отсутствие адекватной защиты интересов национального производителя, откаты на госзакупках импортной сельскохозяйственной продукции — основные причины спада производства ХЗТД и увядание его в долгах. В итоге — 17 мая 2005 года хозяйственный суд Харьковской области принимает и утверждает решение о ликвидации ОАО «ХЗТД».

Разворовать и продать оборудование завода — дело нехитрое, но даже после этого остается еще один лакомый кусок — производственные помещения (площадью более 40 тыс. м²) и земля предприятия (а это около 35 га в городской черте Харькова), на продаже которых также можно неплохо заработать. Но есть одна загвоздка — более 72% акций завода принадлежит государству. Как оказалось, это не было такой уж большой проблемой — Фонд государственного имущества Украины просто продал эти акции местному ЗАО «Бизнес-центр «Лидер Класс».

На этом закончилась история еще одного предприятия, преуспевавшего при СССР, и уничтоженного после распада страны Советов.

Андрей
2016-02-14 17:48:25
↑ +6 ↓
Дизеля Д-6112 устанавливались в качестве эксперимента на автобусы большой вместимости ХАРЗ-5259 "Харьковчанин". Известно всего 2 или 3 таких модификации с точным индексом ХАРЗ-52591. Понятно, что автобус имел более, чем достаточно сходства с ЛАЗ-5252, поскольку разработан он был также Львовским НИИ "Укравтобуспром" (бывший Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения — ВКЭИ).
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *