Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I

12 февраля 1956 года, в честь XX съезда КПСС (14–25 февраля 1956 г), на Львовском автобусном заводе ЛАЗ был изготовлен первый экспериментальный образец среднего городского автобуса, получивший название ЛАЗ-695 «Львов».

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I у ворот завода

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I у ворот завода

Историю его создания следует начать с того, что к этому времени на заводе уже был достаточный опыт самостоятельных разработок, включая серийно выпускавшиеся автокраны ЛАЗ-690, прицепы-фургоны для перевозки хлеба ЛАЗ-712 и др.

Более того, под руководством В.В. Осепчугова был собран молодой и амбициозный коллектив КБ, многие участники которого только-только покинули институтскую скамью. Сам же Виктор Васильевич всерьез загорелся идеей разработки собственной модели автобуса после поездки на один из австрийских автозаводов и с тех пор пытался заразить ею всех окружающих. Высшее руководство оценило такое стремление и, хотя первоначально на ЛАЗе планировалось наладить выпуск автобуса ЗИС-155, дало "зелёный свет" новой идее. Для нужд КБ были даже закуплены современные по тем меркам модели заграничных автобусов Mercedes-Benz O 321 и Magirus-Deutz O 3500 H (указан как наиболее вероятная модель).

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I зимой 1956 года

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I зимой 1956 года

Отсюда можно утянуть данное фото размером 2128х1000 pix. Кстати, именно оно использовалось для иллюстрации в журнале "Огонёк" (об этом ниже).

Благодаря разработке ведущего конструктора Г. Нагорняка, на автобусе, впервые в СССР, была применена компоновка с продольным расположением двигателя сзади. Для этого была выбрана модель ЗИЛ-158Л с максимальной мощностью 109 л.с. Еще одним новшеством для отечественной автоиндустрии стало применение интегральной системы с несущим основанием кузова конструктора К. Атояна — нижняя часть кузова была сварена в виде фермы из прямоугольных труб и выполняла функции рамы.

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I

Еще одной изюминкой, применённой впервые в СССР и демонстрирующей передовые технологии, была установка рессорно-пружинной подвески, разработанная ведущим конструктором И. Зацерковным. Её конструкция позволяла стабилизировать жесткость, которая больше не зависела от нагрузки — теперь автобус шел одинаково ровно независимо от того, пустым он был или полностью загруженным.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I

Для покраски модели был выбран тёмный вишнёвый оттенок, который больше всего соответствует №49 из картотеки образцов цвета лакокрасочных материалов. Схема покраски — двухцветная, но по факту весь автобус казался однотонным, поскольку вся рубашка была тёмно вишнёвой, и только небольшие учатски фермы остекления и бампер были белыми или светло-бежевыми. Стёкла для остекления скатов крыши также были тонированы в этот оттенок, что, честно говоря, было довольно спорным решением. На маршрутном аншлаге красовалась надпись "Опытный образец" (она же дублировалась на боковом указателе), с которой автобус и проездил всю историю своего существования.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I в цвете

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I в цвете

Стоит отдельно остановиться на последующей доводке опытного образца. Поскольку автобус впервые вышел из ворот ЛАЗа, мягко говоря — сырым, впоследствии он подвергся многочисленным модификациям. Итак, по самым ранним фото можно заметить, что боковой молдинг отсутствовал совсем, впрочем, как и зеркало заднего вида со стороны водителя (что невозможно было не заметить еще на этапе сборки). Молдинг на бампере также был цельным, что затрудняло бы установку на него номерного знака. Именно по этим признакам можно идентифицировать самую раннюю версию первого опытного.

Салон автобуса ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I

Салон автобуса ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I

Через некоторое время появляется боковой молдинг, полностью опоясывающий боковую сторону рубашки, включая заднюю дверь, которая первоначально была также двустворчатой. И только после этого можно заметить, как на бампере появляется разрыв на молдинге бампера, куда гармонично вписался номерной знак и замену задней двери на "гармошку" из-за чего пришлось отказаться от установки на неё молдинга. Также сзади появляются решетки воздухозаборника для охлаждения двигателя. А он грелся, и даже очень сильно. Во время испытаний с правой части автобуса решетки даже полностью снимали, поскольку штатное охлаждение в виде небольших прорезей в задней части, как оказалось, носили больше декоративную функцию, чем охлаждали движок.

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I вид спереди Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I вид сзади

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I на испытаниях

В качестве дополнительного признака, по которому можно опознать первый опытный ЛАЗ-695 на старых фото, следует указать регистрационный номерной знак щв 04-39, который впоследствии появился на четвёртом опытном образце.

ЛАЗ-695 «Львов» первый опытный на территории НАМИ

ЛАЗ-695 «Львов» первый опытный на территории НАМИ в 1956 г

К сожалению, сохранилось не так много фото с видами первого опытного ЛАЗ-695 «Львов». Мы будем признательны за помощь в поиске любых материалов, способных дополнить статью о лазовском первенце (включая заметки в периодике тех лет, другие фото с испытаний этой модели и т.д.).


ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I в журнале «Огонёк» 1957 г.

Обложка журнала «Огонёк» №12 1957 года

Завод ЛАЗ со всей продукцией мелькал в советской прессе практически с самого начала своего создания. От небольших заметок в газетах, — до развернутых статей с красочными иллюстрациями на развороте. За историю развития завода трудно назвать событие, которое бы не было отображено в периодике. Одним из ярких примеров может служить материал в одном из популярных изданий, который мы не можем обойти стороной.

Так, автобус ЛАЗ-695 "Львов" Опытный I занял достойное место в обзорном материале С. Гущева "Автомобили 1957 года" в журнале «Огонёк» №12 за март 1957 года [125]. Фото опытного образца служило вступительной иллюстрацией к статье, а Евгений Борисович Арманд, занимавший в то время должность главного конструктора Министерства автомобильной промышленности, рассказывал о модели и планах ЛАЗа следующее:

«1957 год станет большим годом для строителей автобусов. Никогда ещё в Советском Союзе не выпускалось их так много и в таком разнообразии.

На ярко раскрашенном, огромном как вагон, автобусе поблёскивает марка «Львов». Это «ЛАЗ-695», новый автобус Львовского автомобильного завода. Чем он интересен? Конструкторы задумали основание автобуса в виде жёсткой, прочной платформы, поставленной на колёса. Она принимает на себя все нагрузки при езде, всю тяжесть груза, пассажиров, двигателя. Вспомним, что в зиловском автобусе эти функции выполняет весь кузов, поэтому-то здесь столько стоек, затрудняющих обзор, поэтому и окна тут невелики. Иное дело — львовский автобус. Кажется, что его платформу с двигателем и уже установленными сиденьями для пассажиров в последнюю минуту, перед тем как выпустить с завода, накрыли сверху очень лёгким колпаком из небьющегося стекла. Вот и весь кузов. Лёгкий, он стал шире, выше, вместительней. Здесь 34 места для сидения. А всего автобус вмещает 60 человек.

Создано три варианта автобуса: туристский, пригородный и городской. Самый комфортабельный из них — туристский. Его можно узнать по единственной широкой двери и мягким откидывающимся креслам, как на самолёте. По таким маршрутам, как, например, Москва—Ногинск, скоро будут пущены львовские пригородные автобусы. Они проще по отделке, но очень удобны. Первые сотни новых городских автобусов (с двумя дверьми) будут обслуживать участников VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.»

Казалось бы, достаточно хвалебная ода лазовцам, если бы не разгромный комментарий в конце статьи руководителя группы планирования автомобильной промышленности Госэкономкомиссии СССР В.С. Смурова:

«Вместо 100 автобусов «ЛАЗ-695» (по плану) Львовский завод в прошлом году сделал всего три. А за январь нынешнего года вместо запланированных 35 автобусов выпустил опять 3 автобуса. Вряд ли завод успеет дать к фестивалю «сотни» автобусов, если будет работать такими темпами.»

Фактически, кто-то из руководства ЛАЗа этим комментарием получил "по шапке". Получил мощно, на всю страну, тиражом 1,2 млн., с четким намёком на невыполнение обязательств.


ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I в журнале «За рулем» 1985 г.

В 1985 году журнале «За рулем» в №9, на последней странице в рубрике "из коллекции «За рулем»" вышел небольшой обзорный материал, посвященный всей 695 серии с кратким описанием основных технических характеристик моделей и наиболее значимых модернизаций. Особо примечательной была иллюстрация к материалу — ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I в исполнении Захарова. Так, почти через 30 лет после создания, лазовский первенец появляется в самом популярном автожурнале СССР, олицетворяя собой всю линейку 695-х.

Иллюстрация ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I в журнале «За рулем»

Однако, Захаров не стал копировать фото с исключительной достоверностью, вместо этого он попытался создать собирательный образ первого львовского автобуса, в котором однозначно угадывается именно первый опытный образец. По сути, не было такого временного периода существования первого ЛАЗа, на котором бы одновременно присутствовали двустворчатые задние двери с молдингом, номерной знак, зеркала заднего вида и подобный цвет покраски (включая тонировку стеклянных скатов крыши).

ЛАЗ ЛАЗ-695 «Львов» Опытный I ЛАЗ-695 «Львов» Опытный II

Timur71
2016-04-02 23:22:31
↑ +2 ↓
Есть несколько вопросов, которые для меня остаются нераскрытыми, просьба помочь с ответом на них.

1. Каким был оригинальный цвет этого автобуса? Именно первого опытного? Можно ли верить цветному фото с его изображением? Перекрашивался ли он?

2. Все вопросы из первого пункта, но уже применительно к цвету остекления скатов крыши.

3. На разных фото видны незначительные отличия в модели, первая версия это с видом выезжающего с завода?

4. Какова судьба этого экземпляра? Был в эксплуатации на маршруте? Полностью разобран на детали или послужил базой для последующих "опытных"?
[Ответить]
Игорь
2016-04-12 20:48:24
↑ +5 ↓
У меня цветное фото не вызывает вопросов кроме одного. Что с просадкой задней части (пустого!) автобуса? Эта первая в истории СССР попытка занизить ЛАЗ или результат установки передовой рессорно-пружинной подвески?  =)
[Ответить]
Вадим Михайлович
2016-05-12 13:47:34
↑ +4 ↓
Добавлю фото первенца. Источник мне неизвестен.



Качество — ужаснее не бывает, но тут выбирать не приходится, сохранившиеся фото первого опытного можно пересчитать на пальцах  :(

Кстати, что-то мне подсказывает, что эта одна из последних модификаций: обратите внимание на форму зеркала заднего вида и способ его крепления.
[Ответить]
Макс
2016-07-12 19:57:28
↑ +1 ↓
Встречал несколько источников, которые указывают, что для завода также закупался Неоплан для изучения, это так?
[Ответить]
Admin
2016-07-13 12:04:37
↑ +3 ↓
С Неопланами не всё так просто. Слишком мало упоминаний, что ЛАЗ вообще закупал эту марку. Можно начать с того, что производство автобусов Готтлоб Аувертер (основатель мастерской по производству автобусов на готовых грузовых шасси с 1935 г.) возобновил после долгого перерыва только в 1953 году, тогда же впервые появилась и марка Neoplan. Зато он является автором разработки собственной конструкции автобуса с безрамным несущим кузовом.

Учитывая, что закупаться автобусы для ЛАЗа должны были ещё в 1955, можно сделать выборку из всех возможных вариантов моделей Неопланов, выпущенных до этого года:



Neoplan SK 9 (1954 г.) — маловероятно;



Neoplan SH 8 (1954 г.) — наиболее вероятная модель;



Neoplan L 4500 (1954 г.) — возможно.

Нужно больше указаний на авторитетные источники, желательно хоть с каким либо документальным подтверждением, тогда, разумеется, в основной материал будут внесены уточнения.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *