Двигатель ЗИЛ-158Л
На автобусе ЛАЗ-695 установлен шестицилиндровый двигатель мощностью 109 л. с. с карбюратором К-84. Силовой агрегат модели ЗИЛ-158 устанавливался также на одноименный автобус ЗИЛ-158 (первый образец был выпущен в июне 1956 года).
Двигатель прикреплен к основанию кузова в трех точках. Передней опорой двигателя является кронштейн, установленный на крышке распределительных шестерен, задними опорами служат лапы картера сцепления. Между кронштейном и основанием, а также между лапами картера сцепления и основанием имеются резиновые подушки.
Блок цилиндров чугунный, литой. Развитая система усилительных ребер и опущенная вниз плоскость разъема обеспечивают достаточную жесткость верхней части картера двигателя.
Двойные стенки по всей длине цилиндров образуют водяную рубашку системы охлаждения двигателя. Имеющийся с левой стороны блока цилиндров люк используют для удаления накипи при ремонте двигателя.
В плоскости стыка блока цилиндров с впускным и выпускным трубопроводами устанавливают сталеасбестовую прокладку гладкой стороной к блоку цилиндров.
Головка блока цилиндров алюминиевая. Между верхней плоскостью блока цилиндров и головкой также установлена стале-асбестовая прокладка, которую при монтаже следует располагать гладкой стороной к головке блока цилиндров.
Газопровод впускной и выпускной, установленный на двигателе, выполнен в одной отливке и имеет центральный выход отработанных газов. При больших отложениях во впускном газопроводе заметно сужающих его проходные сечения, происходит снижение мощности двигателя и ухудшение его экономичности. В этом случае впускной газопровод необходимо очистить.
Двигатель* | |
Модель | ЗИЛ-158Л |
Тип | Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный. |
Число цилиндров | 6 |
Диаметр цилиндров в мм | 101,6 |
Ход поршня в мм | 114,3 |
Рабочий объем цилиндров в л | 5,55 |
Степень сжатия | 6,2 |
Максимальная мощность в л.с. | 109 |
Число оборотов коленчатого вала (при максимальной мощности) в минуту |
2800 |
Максимальный крутящий момент в кгм. | 34 |
Число оборотов коленчатого вала (при максимальном крутящем моменте) в минуту |
1100—1400 |
Порядок работы цилиндров | 1—5—3—6—2—4 |
Сухой вес двигателя, укомплектованного для установки на автобус со сцеплением и коробкой передач, в кг | 555 |
Цилиндры | Расположены в одном блоке вертикально в ряд. |
Головка блока цилиндров | Съемная, общая для всех цилиндров, алюминиевая. |
Газопровод | Впускной и выпускной выполнен в общей отливке. Расположен с правой стороны двигателя. Выпуск центральный. |
Поршни | Алюминиевые, с плоским днищем. |
Поршневые кольца | Три компрессионных (верхнее-хромированное) и одно маслосъемное. |
Поршневые пальцы | Плавающие. |
Шатуны | Двутаврового сечения, стальные, кованые. |
Коленчатый вал | Семиопорный, шейки имеют поверхностную закалку. |
Подшипники коленчатого вала | Скольжения; вкладыши тонкостенные, взаимозаменяемые, из биметаллической ленты. |
Клапаны | Нижние, односторонние, расположены с правой стороны блока. |
Толкатели | Тарельчатые, регулируемые. |
Фазы распределения**: | |
Открытие впускного клапана | 12°31′ до в. м. т. (2°30′ после в. м. т.) |
Закрытие впускного клапана | 59°30′ (44°30′) после н. м. т. |
Открытие выпускного клапана | 44°30′ (29°30′) до н. м. т. |
Закрытие выпускного клапана | 27°30′ (12°30′) после в. м. т. |
Система смазки | Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. |
Масляный насос | Шестеренчатый, двухсекционный, расположенный в нижней части масляного картера; маслоприемник плавающий. |
Масляные фильтры | Фильтр грубой очистки щелевой, пластинчатый, включен последовательно; фильтр тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом, включен параллельно. |
Масляный радиатор | Трубчатый, воздушного охлаждения. |
Вентиляция картера | Принудительная, с отсосом картерных газов во впускную систему двигателя. |
Топливный насос | Диафрагменного типа, герметизированный, с рычагом для ручной подкачки. |
Карбюратор | К-84, вертикальный, с падающим потоком, снабженный ускорительным насосом и экономайзерами. |
Воздушный фильтр | ВМ-12, сетчатый, масляно-инерционный, с двухступенчатой очисткой воздуха. |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. |
Радиатор | Трубчатый с набором охлаждающих пластин. |
Термостат | Жидкостного типа, установлен в патрубке головки блока цилиндров. |
Водяной насос | Центробежного типа. |
Вентилятор | Четырехлопастный, привод от шкива коленчатого вала осуществляется двумя ремнями и карданным валом, установлен в отдельном отсеке. |
Шторка радиатора | Парусиновая, привод шторки из мотоотсека. |
* Выдержка данных из полной технической характеристики автобуса ЛАЗ-695.
** Углы фаз распределения даны для момента начала подъема и конца закрытия клапана при зазоре между клапанами и толкателями 0,25 мм. В скобках указаны так называемые контрольные точки, которые соответствуют подъему клапана на 0,3 мм.