Автомобильный кран ЛАЗ-690
В 1950 году руководством Львовского автобусного завода было принято решение о производстве автокранов. Такое решение было не совсем добровольным: Совнарком СССР издал предписание о начале разработки заводом серийной модели автокрана с выходом на объемы производства в количестве 3000 единиц в год. При этом, собственных наработок у ЛАЗовского КБ не было. Время шло, работы по проектированию продвигались медленно, а руководство требовало отчетов. Поэтому только в 1951 году ЛАЗовцы сумели собрать первые экземпляры автокранов АК-32.

Автомобильный кран ЛАЗ-690 на шасси ЗИС-150
Весь цимес состоит в том, что детище лазовцев оказалось ни чем иным, как незначительной модернизацией автокрана К-32, который и без того изготавливался многими заводами по всему СССР.

Более того, для нужд КБ специально пригнали из Днепропетровска действующую модель для тщательного изучения. Грузоподъёмность агрегата составляла 3 тонны, а в качестве шасси для него послужил автомобиль ЗИС-150.
Т.е. 2 года ушло только на то, чтобы собрать на собственных мощностях модель, которая уже успешно выпускалась другими. От ЛАЗа никто не требовал разработки автокрана с нуля. Нужно было наладить серийное производство такой техники, а какой она будет — авторской разработкой или копией уже имеющихся, никого не волновало.

Основное предназначение модели — производство различных погрузочно-разгрузочных и монтажных работ, подъем и переноска небольших бетонных блоков, контейнеров с кирпичом, укладка в траншеи водопроводных и канализационных труб. Т.е. нужен был своеобразный небольшой "крепыш" для самых типовых несложных задач, при этом, максимально надежный и мобильный.

Несмотря на кажущийся простой в разработке, собственное КБ не сидело без дела. Под руководством главного конструктора ЛАЗа В.В. Осепчугова была проведена глубокая унификация модели АК-32. Тщательный расчет и подбор новых профилей и марок материалов, используемых в производстве, позволил значительно снизить вес автокрана. В результате модель "похудела" более чем на 500 кг и получила собственное наименование — ЛАЗ-690.

Автомобильный кран ЛАЗ-690 на шасси ЗИЛ-164А №39073. Фото 1965 г.
Серийный выпуск ЛАЗ-690 начался с 1955 года, сначала на шасси ЗИС-150, позже перешли на ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А. Одной из отличительных особенностей ЛАЗ-690 от АК-32 является вынос крепления запасного колеса за кабину крановщика, которые также можно условно разделить на два типа — более поздние в обязательном порядке оснащались фарой наружного освещения на крыше.

Автокран ЛАЗ-690 на базе ЗИЛ-164А
С 1965 года производство ЛАЗ-690 было освоено на Дрогобычском автокрановом заводе (только на базе ЗИЛ-164А) под той же маркой. На его территории был даже установлен один из экземпляров ЛАЗ-690 на постаменте в качестве памятника.
Автомобильный кран ЛАЗ-690А
Автокран ЛАЗ-690А — одна из темных лошадок Львовского КБ, о которой известно не много. Началась история его создания в 1956 году с того, что в качестве базы для крановой установки был выбран передовой автомобиль ЗИЛ-130. Эксперимент оказался не самым удачным, морально устаревшая к тому времени конструкция крана оказалась слишком неэффективной и выглядела как "старая латка на новом мешке".

Автокран ЛАЗ-690А на шасси ЗИЛ-130
В дальнейшем модель подверглась модернизации в плане увеличения грузоподъемности до 4 тонн и выпускалась серийно на Дрогобычском автокрановом заводе под маркой К-46. Модель автокрана ЛАЗ-690А вскользь упоминается в Книге Астахова А.И. Автомобильные краны 1969 г. (стр. 173).
Можно также вспомнить и о совсем уж загадочной модели ЛАЗ-690Б — опытного экземпляра трехтонника от Дрогобычского автокранового, но уже на базе ГАЗ-53А.
Также представляет интерес автокран 4056 — опытный образец модели от Львовского завода автопогрузчиков (ЛЗА), выпущенный как разработка собственного КБ в 1960 году и последующее его совершенствование до модели 4065 в 1964. К сожалению, обе эти версии автокранов не пошли в серийный выпуск и существовали лишь в единственном экземпляре.

Уточним, что ЛАЗ-690 не является полноценным строительным краном, хотя и способен выполнять его некоторые функции. Наиболее эффективен он при погрузке и выгрузке штучных грузов при автомобильных перевозках, а также на монтажных работах. Как правило, самоходные стреловые краны данного типа обычно сосредоточиваются в специализированных базах или колоннах по механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Один кран, принадлежащий колонне или базе, может в течение одной рабочей смены обслужить несколько грузоотправителей и грузополучателей, что обеспечивает более производительное его использование. К примеру, в середине 60-х сменная выработка одного автомобильного крана в колонне механизации Ленинградского автохозяйства по перевозке тяжеловесных грузов достигала 125—130 тонн. Значение модели в народном хозяйстве Страны Советов трудно переоценить. Так, спустя 13 лет после начала серийного производства, когда широкое распространение получили автомобильные краны гораздо большей грузоподъемности, в "библии" автомобилиста, — энциклопедическом словаре-справочнике «Автомобиль. Эксплуатация и ремонт» 1968 года под редакцией Островского Б.Н., именно ЛАЗ-690 был выбран для оформления тематического материала об автомобильных кранах.
Таблица характеристик автокранов АК-32 и ЛАЗ-690
Основные технические данные | Марка крана | |
АК-32 | ЛАЗ-690 | |
Годы выпуска | 1947-1954 | с 1955 |
Габаритные размеры в походном положении (мм): | ||
• длина | 8750 | 8750 |
• ширина | 2300 | 2300 |
• высота | 3650 | 3400 |
Вес в снаряженном состоянии без груза (кг) | 7300 | 6800 |
Распределение веса по колесам без груза (кг): | ||
• на передние колеса | 2200 | 2200 |
• на задние колеса | 5100 | 4600 |
Скорость подъема груза (м/мин) | 2,1-12 | 2,1-12 |
Скорость вращения поворотной рамы (об/мин) | 0,74-4,0 | 0,6-3,1 |
Наибольший вылет внешних опор (мм) | 2910 | 3090 |
Наименьший вылет стрелы от оси вращения (мм) | 2500 | 2500 |
Наибольший вылет стрелы (мм) | 5500 | 5500 |
Наименьшее расстояние от грунта до крюка при вылете 5500 (мм) | 4700 | 5000 |
Наибольшее расстояние от грунта до крюка при вылете 2500 (мм) | 6600 | 6600 |
Рекомендуемая скорость с грузом 250 кг, висящим впереди (км/ч) | 5 | 5 |
Рекомендуемая наибольшая скорость (км/ч) | 45 | 45 |
Расход топлива на шоссе (л/100 км) | 29 | 29 |
Расход топлива при работе крана (л/час) | 8,5 | 8,5 |

Схема автомобильного крана ЛАЗ-690
Будем признательны за любое дополнение (фото, заметки в периодике, чертежи и т.д.) об истории создания автокрана ЛАЗ-690, особенностях его эксплуатации и т.д.