Автокран 4056

С 1957 года Львовский завод автопогрузчиков (ЛЗА), помимо выпуска основной продукции, приступил к серийному производству кранов с объемным гидроприводом 4030 (краткие тех. характеристики модели приведены в таблице).

Грузоподъемность этой модели оставляла желать лучшего — всего 500 кг, устанавливалась она на шасси ЗИЛ-164, позже на ЗИЛ-130 и др. Через некоторое время появились модели 4901 и 5912 на шасси ЗИЛ-131 и КрАЗ-255Б, грузоподъемностью 610 и 1000 кг соответственно.

Стоит отметить, что задолго до этого на дружественном львовском предприятии ЛАЗ также велись работы в этом направлении. Еще с 1949 года завод получает предписание о необходимости разработки серийной модели автокрана с последующим выходом на объемы выпуска 3000 ед. в год. Так в 1951 пошли в серию первые экземпляры автокранов АК-32. После перевода во Львов в 1952 году одного из выдающихся в СССР конструкторов автобусов и автомобилей большой грузоподъемности — В.В. Осепчугова, и назначения его на должность главного конструктора ЛАЗа, была разработана собственная модель автокрана под индексом ЛАЗ-690. Отличалась она от аналогичных предшественников глубокой модернизацией и полной ревизией профилей и марок используемых материалов, что позволило снизить вес модели более чем на 500 кг.

Опытная модель автокрана 4056 на шасси ЗИЛ-130

Опытная модель автокрана 4056 на шасси ЗИЛ-130

Заводское КБ с 1959 года вело работы по созданию полноценного автомобильного крана. В результате появилась модель 4056. В качестве базы было выбрано шасси автомобиля ЗИЛ-130, крановые механизмы и выносные опоры откидного типа имели гидравлический привод. Особенностями гидроприводов являются: большое тяговое усилие без установки сложных механизмов передач, плавная регулировка скорости рабочих движений, высокая износоустойчивость и более легкое управление, по сравнению с кранами с механическим приводом и рычажным управлением.

Грузоподъемность автокрана составляла 6,3 тонны. Оснащался он изогнутой стрелой разъемного типа длиной 8,2 м, которая могла быть увеличена специальной вставкой до 11,2 м (при удлинении стрелы диапазон грузоподъемности составлял от 0,615 до 2,6 т). Цельносварная стрела коробчатой формы выполнена из листовой стали. На кране была предусмотрена возможность совмещения подъема/опускани груза с его переносом при вращении поворотной части. Максимальная скорость движения составляла 45 км/ч. В 1960 году была изготовлена только одна опытная модель крана 4056 для Государственных испытаний.

Схема автокрана 4056

Общий вид крана 4056 с указанием основных деталей

1 — рама автомобиля; 2 — неповоротная рама; 3 — крыло над задним колесом; 4 — опорно-поворотное устройство; 5 — стабилизатор; 6 — гидроцилиндр стабилизатора; 7 — поворотная платформа; 8 — выносные опоры; 9 — грузовая лебедка; 10 — редуктор механизма вращения; 11 — промежуточный редуктор механизма вращения; 12 — кабина крановщика; 13 — стрела; 14 — механизм изменения вылета стрелы; 15 — опорная стойка стрелы; 16 — фара; 17 — ограничитель грузоподъемности и высоты подъема крюка; 18 — обойма с крюком.

Схема и габаритные размеры автокрана 4056

Схема и габаритные размеры опытного автокрана 4056

Дальнейшая работа над совершенствованием конструкциии привела к выпуску в 1964 г. еще одной опытной модели — автокрана 4065, но в качестве базы был уже использован автомобиль ЗИЛ-130. По сравнению с аналогичными кранами, выпускавшимися в то время в СССР, конструкция модели 4065 была достаточно прогрессивной. Однако, старту серийного производства 4065 помешали значительные трудности в выпуске элементов гидроаппаратуры.


Тех. характеристики гидравлических кранов-самопогрузчиков

Приведем сводную таблицу кратких технических характеристик гидравлических кранов-самопоргузчиков, предназначенных для погрузки грузов в кузов автомобиля-крана (или рядом стоящего автомобиля), разгрузки и укладки его в штабеля, устанавливаемые между кабиной и платформой автомобиля. В таблице приведены данные [27] (стр. 80) для четырех наиболее распространенных моделей гидрокранов от Львовского завода автопогрузчиков.

Показатели Марка (модель) гидравлического крана
4030 4030П 4032 4033
На каких автомобилях устанавливаются ЗИЛ-164А ЗИЛ-130
ЗИЛ-131
КрАЗ-214Б ЗИЛ-157К
Грузоподъемность, кг 500 500 1000 550
Наибольший вылет стрелы, мм 3600 3600 5000 5000
Скорость подъема и опускания груза, м/мин 18 18 0,9—5 15
Скорость поворота стрелы с грузом, град/сек 10 11 3—10 11
Угол поворота стрелы, град 200 200 280 240
Производительность, кг/час 12000 15000 13300 3600
Габаритные размеры, мм:
длина 7000 6640 9200 7780
ширина 2470 2540 2700 2430
высота 2400 2850 3350 3280
Привод механизма крана Гидравлический
Гидравлический насос Лопастного
типа
НШ-32 НШ-32 НШ-10
Производительность насоса, л/мин 38 40 40 16
Давление, кг/см² 75 100 100 100
Привод гидравлического насоса От коробки передач через коробку
отбора мощности
От
раздат.
коробки
ЗИЛ-585И ЗИЛ-155 МАЗ-501
Механизм поворота Винтовая пара с гидравлическим приводом
двустороннего действия
Диаметр цилиндра, мм 170 170 240 200
Ход поршня, мм 100 100 150 150
Гидравлический цилиндр подъема стрелы Плунжерного типа Поршневого типа
Диаметр плунжера (поршня), мм 123 123 180 145
Ход плунжера (поршня), мм 633 633 720 560
Диаметр штока, мм 60 60
Гидравлический цилиндр наклона стрелы: Поршневого типа
Диаметр цилиндра, мм 120 120 145 120
Ход поршня, мм 527 527 560 630
Диаметр штока, мм 40 40 60 60
Гидрораспределитель Трехсек-
ционный
2 шт. золотникового типа
Р75-В3 (спаренные)
Масляный бак Сварной конструкции из листовой стали
Емкость, л 45 32 50 55
Емкость гидросистемы, л 62 50 70 100
Вес кранового оборудования, кг 650 820 1600 1100
Привод внешних опор Гидравлический
Гидравлич. цилиндры внешних опор: 2 шт. поршневого типа
Диаметр цилиндра, мм 85 120 85
Ход поршня, мм 620 600 620
Диаметр штока, мм 60 100 60
Стабилизаторы рессор С гидрав-
лическим
приводом
Гидравлические цилиндры стабилизаторов 2 шт.
поршн.
типа
Диаметр цилиндра, мм 85
Ход поршня, мм 125
Диаметр штока, мм 40

Из литературы для интересующихся можно порекомендовать фундаментальный труд кандидата техн. наук Рось Я.В.Автокраны с объемным гидроприводом. Киев, «Техника», 1978. 128 страниц. В книге изложены основные сведения по проектированию и расчету автокранов с объемным гидроприводом, в том числе модели Львовского завода автопогрузчиков. Описаны конструкции применявшихся на тот год в СССР автокранов, технические характеристики, приведены графо-аналитические и аналитические расчеты, а также расчеты на прочность и устойчивость.

Будем признательны за любую дополнительную информацию об этих двух опытных моделях от ЛЗА (фото, заметки в периодике, чертежи и т.д.)

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *