Автокран 4056
С 1957 года Львовский завод автопогрузчиков (ЛЗА), помимо выпуска основной продукции, приступил к серийному производству кранов с объемным гидроприводом 4030 (краткие тех. характеристики модели приведены в таблице).
Грузоподъемность этой модели оставляла желать лучшего — всего 500 кг, устанавливалась она на шасси ЗИЛ-164, позже на ЗИЛ-130 и др. Через некоторое время появились модели 4901 и 5912 на шасси ЗИЛ-131 и КрАЗ-255Б, грузоподъемностью 610 и 1000 кг соответственно.
Стоит отметить, что задолго до этого на дружественном львовском предприятии ЛАЗ также велись работы в этом направлении. Еще с 1949 года завод получает предписание о необходимости разработки серийной модели автокрана с последующим выходом на объемы выпуска 3000 ед. в год. Так в 1951 пошли в серию первые экземпляры автокранов АК-32. После перевода во Львов в 1952 году одного из выдающихся в СССР конструкторов автобусов и автомобилей большой грузоподъемности — В.В. Осепчугова, и назначения его на должность главного конструктора ЛАЗа, была разработана собственная модель автокрана под индексом ЛАЗ-690. Отличалась она от аналогичных предшественников глубокой модернизацией и полной ревизией профилей и марок используемых материалов, что позволило снизить вес модели более чем на 500 кг.

Опытная модель автокрана 4056 на шасси ЗИЛ-130
Заводское КБ с 1959 года вело работы по созданию полноценного автомобильного крана. В результате появилась модель 4056. В качестве базы было выбрано шасси автомобиля ЗИЛ-130, крановые механизмы и выносные опоры откидного типа имели гидравлический привод. Особенностями гидроприводов являются: большое тяговое усилие без установки сложных механизмов передач, плавная регулировка скорости рабочих движений, высокая износоустойчивость и более легкое управление, по сравнению с кранами с механическим приводом и рычажным управлением.
Грузоподъемность автокрана составляла 6,3 тонны. Оснащался он изогнутой стрелой разъемного типа длиной 8,2 м, которая могла быть увеличена специальной вставкой до 11,2 м (при удлинении стрелы диапазон грузоподъемности составлял от 0,615 до 2,6 т). Цельносварная стрела коробчатой формы выполнена из листовой стали. На кране была предусмотрена возможность совмещения подъема/опускани груза с его переносом при вращении поворотной части. Максимальная скорость движения составляла 45 км/ч. В 1960 году была изготовлена только одна опытная модель крана 4056 для Государственных испытаний.

Общий вид крана 4056 с указанием основных деталей
1 — рама автомобиля; 2 — неповоротная рама; 3 — крыло над задним колесом; 4 — опорно-поворотное устройство; 5 — стабилизатор; 6 — гидроцилиндр стабилизатора; 7 — поворотная платформа; 8 — выносные опоры; 9 — грузовая лебедка; 10 — редуктор механизма вращения; 11 — промежуточный редуктор механизма вращения; 12 — кабина крановщика; 13 — стрела; 14 — механизм изменения вылета стрелы; 15 — опорная стойка стрелы; 16 — фара; 17 — ограничитель грузоподъемности и высоты подъема крюка; 18 — обойма с крюком.

Схема и габаритные размеры опытного автокрана 4056
Дальнейшая работа над совершенствованием конструкциии привела к выпуску в 1964 г. еще одной опытной модели — автокрана 4065, но в качестве базы был уже использован автомобиль ЗИЛ-130. По сравнению с аналогичными кранами, выпускавшимися в то время в СССР, конструкция модели 4065 была достаточно прогрессивной. Однако, старту серийного производства 4065 помешали значительные трудности в выпуске элементов гидроаппаратуры.
Тех. характеристики гидравлических кранов-самопогрузчиков
Приведем сводную таблицу кратких технических характеристик гидравлических кранов-самопоргузчиков, предназначенных для погрузки грузов в кузов автомобиля-крана (или рядом стоящего автомобиля), разгрузки и укладки его в штабеля, устанавливаемые между кабиной и платформой автомобиля. В таблице приведены данные [27] (стр. 80) для четырех наиболее распространенных моделей гидрокранов от Львовского завода автопогрузчиков.
Показатели | Марка (модель) гидравлического крана | |||
4030 | 4030П | 4032 | 4033 | |
На каких автомобилях устанавливаются | ЗИЛ-164А | ЗИЛ-130 ЗИЛ-131 |
КрАЗ-214Б | ЗИЛ-157К |
Грузоподъемность, кг | 500 | 500 | 1000 | 550 |
Наибольший вылет стрелы, мм | 3600 | 3600 | 5000 | 5000 |
Скорость подъема и опускания груза, м/мин | 18 | 18 | 0,9—5 | 15 |
Скорость поворота стрелы с грузом, град/сек | 10 | 11 | 3—10 | 11 |
Угол поворота стрелы, град | 200 | 200 | 280 | 240 |
Производительность, кг/час | 12000 | 15000 | 13300 | 3600 |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина | 7000 | 6640 | 9200 | 7780 |
ширина | 2470 | 2540 | 2700 | 2430 |
высота | 2400 | 2850 | 3350 | 3280 |
Привод механизма крана | Гидравлический | |||
Гидравлический насос | Лопастного типа |
НШ-32 | НШ-32 | НШ-10 |
Производительность насоса, л/мин | 38 | 40 | 40 | 16 |
Давление, кг/см² | 75 | 100 | 100 | 100 |
Привод гидравлического насоса | От коробки передач через коробку отбора мощности |
От раздат. коробки |
||
ЗИЛ-585И | ЗИЛ-155 | МАЗ-501 | ||
Механизм поворота | Винтовая пара с гидравлическим приводом двустороннего действия |
|||
Диаметр цилиндра, мм | 170 | 170 | 240 | 200 |
Ход поршня, мм | 100 | 100 | 150 | 150 |
Гидравлический цилиндр подъема стрелы | Плунжерного типа | Поршневого типа | ||
Диаметр плунжера (поршня), мм | 123 | 123 | 180 | 145 |
Ход плунжера (поршня), мм | 633 | 633 | 720 | 560 |
Диаметр штока, мм | — | — | 60 | 60 |
Гидравлический цилиндр наклона стрелы: | Поршневого типа | |||
Диаметр цилиндра, мм | 120 | 120 | 145 | 120 |
Ход поршня, мм | 527 | 527 | 560 | 630 |
Диаметр штока, мм | 40 | 40 | 60 | 60 |
Гидрораспределитель | Трехсек- ционный |
2 шт. золотникового типа Р75-В3 (спаренные) |
||
Масляный бак | Сварной конструкции из листовой стали | |||
Емкость, л | 45 | 32 | 50 | 55 |
Емкость гидросистемы, л | 62 | 50 | 70 | 100 |
Вес кранового оборудования, кг | 650 | 820 | 1600 | 1100 |
Привод внешних опор | — | Гидравлический | ||
Гидравлич. цилиндры внешних опор: | — | 2 шт. поршневого типа | ||
Диаметр цилиндра, мм | — | 85 | 120 | 85 |
Ход поршня, мм | — | 620 | 600 | 620 |
Диаметр штока, мм | — | 60 | 100 | 60 |
Стабилизаторы рессор | С гидрав- лическим приводом |
— | ||
Гидравлические цилиндры стабилизаторов | 2 шт. поршн. типа |
— | ||
Диаметр цилиндра, мм | 85 | — | ||
Ход поршня, мм | 125 | — | ||
Диаметр штока, мм | 40 | — |
Из литературы для интересующихся можно порекомендовать фундаментальный труд кандидата техн. наук Рось Я.В. — Автокраны с объемным гидроприводом. Киев, «Техника», 1978. 128 страниц. В книге изложены основные сведения по проектированию и расчету автокранов с объемным гидроприводом, в том числе модели Львовского завода автопогрузчиков. Описаны конструкции применявшихся на тот год в СССР автокранов, технические характеристики, приведены графо-аналитические и аналитические расчеты, а также расчеты на прочность и устойчивость.
Будем признательны за любую дополнительную информацию об этих двух опытных моделях от ЛЗА (фото, заметки в периодике, чертежи и т.д.)