Нормы расхода топлива для автомобилей СССР 1960

О нормах расхода жидкого топлива для автомобилей

Постановление Совета Министров СССР № 252 от 5 марта 1960 г.

Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемые единые нормы расхода жидкого топлива для автомобилей и ввести эти нормы в действие с 1 июля 1960 г.

Советам Министров союзных республик утвердить инструкции по применению указанных единых норм расхода жидкого топлива для автомобилей.

2. Предоставить Советам Министров союзных республик право:

а) увеличивать и снижать нормы расхода жидкого топлива для автомобилей в зависимости от климатических и дорожных условий в пределах, предусмотренных едиными нормами расхода жидкого топлива для автомобилей (раздел II), утвержденными настоящим Постановлением;

б) устанавливать порядок утверждения норм расхода топлива для мотоциклов и мотороллеров, а также для автомобилей, используемых на специальных нетранспортных работах;

в) устанавливать для автомобилей, для которых нормы расхода жидкого топлива не предусмотрены настоящим Постановлением, временные, на срок до одного года, нормы расхода жидкого топлива на основании результатов испытаний этих автомобилей или опытной эксплуатации их.

3. Протокольно.

4. Поручить Юридической комиссии при Совете Министров СССР представить в 2-месячный срок в Совет Министров СССР предложения об изменении или о признании утратившими силу постановлений Правительства СССР в связи с принятием настоящего Постановления.


Заместитель Председателя
Совета Министров Союза ССР
Ф. Козлов

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Г. Степанов


Единые нормы расхода жидкого топлива для автомобилей


Утверждены Постановлением
Совета Министров СССР от
5 марта 1960 г. № 252


I. Нормы расхода жидкого топлива

1. Для бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тоннах—километрах, нормы расхода жидкого топлива устанавливается: при перевозке грузов карбюраторными автомобилями в количестве 2,5 литра на 100 тонна—километров и дизельными автомобилями — 1,5 литра на 100 тонна—километров, а также на 100 км пробега согласно таблице 1.

2. Для грузовых автомобилей с самосвальным кузовом норма расхода жидкого топлива устанавливается в количестве 0,3 литра за каждую ездку с грузом и на 100 км пробега согласно таблице 1.

3. Для легковых автомобилей и автобусов устанавливается норма расхода жидкого топлива на 100 км пробега согласно таблице 2.

4. Для грузовых автомобилей, выполняющих работу, не учитываемую в тонна—километрах, нормы расхода жидкого топлива устанавливаются на 100 км пробега согласно таблице 2.

II. Повышение и снижение норм расхода жидкого топлива

1. Нормы расхода жидкого топлива для автомобилей могут быть повышены:

а) при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 °C): в южных районах страны — до 5 процентов, в районах с умеренным климатом — до 10 процентов, в северных районах — до 15 процентов и в районах Крайнего Севера — до 20 процентов.

Отнесение местностей к указанным районам (за исключением районов Крайнего Севера) производится Советами Министров союзных республик; периоды применения зимних норм расхода жидкого топлива для автомобилей устанавливаются облисполкомами, крайисполкомами или Советами Министров республик;

б) при работе на дорогах в горных местностях (свыше 1500 метров над уровнем моря) или на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 метров): в летнее время года — до 10 процентов и в зимнее время - до 20 процентов;

в) при работе с частыми остановками (автобусы, автомобили для инкассации и т.п.) — до 10 процентов;

г) для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей — до 5 процентов при пробеге первой 1000 км;

д) при работе в тяжелых дорожных условиях (в период сезонной распутицы и снежных заносов, во вновь осваиваемых бездорожных районах, в карьерах и разрезах при перевозке породы, угля и руды и др.) — как исключение, до 35 процентов на срок не более трех месяцев.

Перечень дорог, по которым устанавливаются повышенные нормы расхода жидкого топлива из-за тяжелых дорожных условий, и период применения этих норм определяются облисполкомами, крайисполкомами или Советами Министров республик;

е) во время учебной езды — до 25 процентов.

2. При работе автомобилей (кроме автобусов ЗИЛ-127, Икарус-31 и Икарус-55) на внегородских дорогах с усовершенствованными покрытиями, находящихся в удовлетворительном состоянии, нормы расхода топлива снижаются в летнее время до 20 процентов, в зимнее время до 10 процентов.

Примечание. При необходимости применения одновременно нескольких поправочных коэффициентов норма расхода жидкого топлива устанавливается по сумме или разности этих коэффициентов.

III. Нормы расхода жидкого топлива на технические нужды,
а также для автомобилей, работающих в особых условиях

1. На внутригаражные разъезды и технические надобности автохозяйств (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и автомобиля после ремонта и др.) разрешается расходовать до 1 процента жидкого топлива от общего количества топлива, потребляемого автохозяйством.

2. При погрузочно-разгрузочных работах в пунктах, где по условиям пожарной безопасности воспрещается глушить двигатель (нефтесклады, спецсклады и др.), на 1 час простоя автомобиля устанавливается дополнительный расход топлива, исходя из нормы расхода топлива на 5 км пробега автомобиля данной марки.

3. Руководителям автохозяйств предоставляется право:

устанавливать маршрутные нормы расхода жидкого топлива для автомобилей, работающих на одних и тех же маршрутах, при условии соблюдения в целом по всем маршрутам единых норм расхода жидкого топлива;

применять для бортовых автомобилей, работающих на коротких расстояниях (до 5 км), надбавку за ездки в размере, установленном для автомобилей-самосвалов.

Таблица 1 к нормам расхода топлива для автомобилей

Норма расхода жидкого топлива для автомобилей,
выполняющих транспортную работу, учитываемую
в тонна—километрах

Марки и модели атвомобилей Норма расхода топлива
на 100 км пробега
(в литрах)
Бортовые автомобили и автопоезда
УАЗ-450 и УАЗ-450Д 17,0
ГАЗ-ММ 18,5
ГАЗ-51 и ГАЗ-51А 23,0
ГАЗ-63 и ГАЗ-63А 27,5
ГАЗ-51 (с полуприцепом ПАЗ-744) 26,0
ЗИС-5, ЗИС-50, Урал-ЗИС-5, Урал-ЗИС-355 и ЗИС-355М 30,0
ЗИЛ-150 32,5
ЗИЛ-164 31,0
ЗИЛ-120Н (с полуприцепом ММЗ-584) 38,0
ЗИЛ-ММЗ-164Н (с полуприцепом ММЗ-584) 36,5
ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157 40,0
КАЗ-601 34,0
МАЗ-200, МАЗ-200Г и МАЗ-200В 27,5
МАЗ-200В (с полуприцепом 5215Б) 34,0
МАЗ-200Д 29,5
ЯАЗ-210, ЯАЗ-210А и ЯАЗ-219 47,0
ЯАЗ-210Д (с полуприцепом МАЗ-5203) 60,0
ЯАЗ-210Г 49,0
Автомобили и автопоезда с самосвальным кузовом
ГАЗ-93 25,5
ЗИС-5 самосвал 32,5
ЗИЛ-585, ЗИЛ-585В, КАЗ-600 37,0
ЗИЛ-585И, ЗИЛ-585К 36,0
МАЗ-205 34,0
ЯАЗ-210Е и ЯАЗ-222 57,0

Примечание. При работе автомобилей с применением прицепов или специализированных кузовов норма расхода жидкого топлива на 100 км пробега увеличивается на каждую тонну собственного веса прицепа или превышения веса специализированного автомобиля против базового на 2,5 литра по карбюраторным автомобилям и 1,5 литра дизельным автомобилям.

Таблица 2 к нормам расхода топлива для автомобилей

Норма расхода жидкого топлива для легковых автомобилей,
автобусов и грузовых автомобилей, работа которых
не учитывается в тоннах и в тонна—километрах

Марки и модели атвомобилей Норма расхода топлива
на 100 км пробега
(в литрах)
Легковые автомобили
"Москвич" 400 и "Москвич" 401 9,0
"Москвич" 402 и "Москвич" 407 10,0
"Москвич" 423 ("Универсал") и "Москвич" 430 11,0
"Москвич" 410, "Москвич" 410-Н, "Москвич" 411 13,0
ГАЗ-М1 14,5
ГАЗ-М11-73 17,0
ГАЗ-67 И ГАЗ-67Б 15,0
ГАЗ-М20 "Победа" 13,5
ГАЗ-69, ГАЗ-69А и ГАЗ-М72 16,5
ГАЗ-12 18,5
М-21Г и М-21Б "Волга" 13,5
ЗИС-101 и ЗИС-101А 25,5
М-21А и М-21В "Волга" 13,0
ЗИЛ-110 27,0
Шкода-1201 11,0
Автобусы
ГЗА-651 и ПАЗ-651 28,0
ПАЗ-652, ПАЗ-652Т 32,0
ПАЗ-653 (санитарный) 26,0
ЗИС-8 34,0
ЗИС-16 37,0
ЗИЛ-155 41,0
ЗИЛ-154 47,0
ЗИЛ-127 42,0
ЗИЛ-158 42,5
ЛАЗ-695 41,5
Икарус-31 31,0
Икарус-55 33,0
Икарус-60 34,0
Австро-Фиат 5 ДН-120 31,0
Грузовые автомобили, выполняющие работу,
не учитываемую в тонна—километрах,
с почасовой оплатой
УАЗ-450 18,0
ГАЗ-ММ 20,5
ГАЗ-51 и ГАЗ-51А 26,0
ГАЗ-63 30,0
ЗИЛ-150 37,0
ЗИЛ-164 36,0
Урал-ЗИС-355 33,0
ГАЗ-93 27,0
ЗИЛ-585 39,0

Применительно к модели ЛАЗ-695 норма в 41,5 литров выглядит достаточно оправданной, поскольку ещё в 1958 году для первых серийных автобусов контрольный расход топлива указывался 37 л на 100 км пути. При этом, под контрольным расходом понималась эксплуатация исправной и обкатанной, полностью загруженной машины (55 пассажиров, водитель и кондуктор) в летнее время на сухом горизонтальном участке шоссе на пятой передаче при скорости 30-40 км в час. НИИАТ в первом издании своего Краткого автомобильного справочника 1958 года для серийной модели ЛАЗ-695 предлагал норму 41,0 л. на 100 км.

Позже, для облегчения подсчета необходимого количества горючего в зависимости от километража и условий эксплуатации, были составлены таблицы. Так, таблица норм расхода жидкого топлива для ЛАЗ-695 содержит уже подсчитанные данные (от 1 до 500 км) для средних условий эксплуатации в летний период с учетом маневрирования и времени, необходимого для посадки и высадки пассажиров.

Значение норм расхода топлива для многих из представленных в таблицах моделей автомобилей является усреднённым и может отличаться от тех, которые указаны в специализированной литературе по их обслуживанию. Нормы 1960 года составлены с небольшим запасом, позволявшем водителю сосредоточиться на основной своей задаче по перевозке людей или грузов, отодвигая экономичность эксплуатации на второй план. Так, к примеру, для ГАЗ-63 указана норма 27,5 л. на 100 км пути, а в руководстве 1948 года Автомобиль ГАЗ-63 под редакцией Рудакова Л.Ф. (стр. 9) приводится значение 25 литров (по данным испытаний, когда для модели еще не была установлена норма). В том же источнике приводится график относительного расхода топлива в зависимости от скорости движения автомобиля (минимальное потребление было при скорости 20—35 км/час, а при скорости 70 км/час расход топлива составлял уже более 130%).

Не будем забывать, что хотя в СССР и были "бензиновые реки", вопросов разумного использования топлива и его экономии никто не отменял. Совнарком СССР 1 октября 1942 года издал Постановление № 1616 «О сокращении расхода автомобильного бензина легковым автотранспортом», кроме того, выпускались методички, указания, тематическая литература по данному вопросу. Так, из относительно ранних изданий можно отметить памятку шоферу и механику Экономия бензина 1952 г. под редакцией Рубец Л.А., где на основе испытаний ЦНИИАТ приведено описание причин перерасхода топлива в зависимости от технического состояния, режима и условий эксплуатации автомобиля, а также указаны способы его экономии.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить