Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э)

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э)

Для Львовского автобусного завода 1960 год выдался достаточно плодотворным, а под Новый год к декабрю, в экспериментальном цехе была завершена сборка сразу двух обновленных вариантов междугородников. Семейство «Карпаты» пополнилось моделями ЛАЗ-699 «Карпаты-2» Опытный I (№20-Э) (другое название — ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э)) и ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) (альтернативное название — ЛАЗ-699А «Карпаты-1» (№22-Э)). Оба автобуса не были какими-то принципиально новыми и революционными, а являлись, скорее, планомерной и гармоничной эволюцией туристических моделей 697 и 698. Вырисовывался такой себе ЛАЗовский Дарвинизм.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э)

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э).

Детальнее остановимся на автобусе ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э). Формально он являлся моделью ЛАЗ-697 «Турист», но с удлиненной базой (одно из главных визуальных отличий — дополнительная оконная секция), для чего был сконструирован кузов с усиленным каркасом. По задумке КБ автобус предполагалось использовать для междугородных перевозок пассажиров на небольшие расстояния. Основной акцент в этой модификации делался на увеличение количества пассажирских мест. Разумеется, за счет общего снижения комфортабельности салона — отказались от буфета, туалета и гардероба; и в ущерб комфорту каждого посадочного места — кресла без возможности регулировки, столики, держатели для бутылок и пепельницы также отсутствовали.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) зимой на испытаниях

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) зимой на испытаниях.

Таким образом, удалось увеличить количество мест до 41, плюс два дополнительных откидных можно было разместить в передней части автобуса (итого — 43 места), по сравнению с 36 у комфортабельного ЛАЗ-699 «Карпаты» опытного I. При этом, если у этих моделей снаряженная масса практически не отличалась, то за счет увеличения количества пассажиров полная масса у второго опытного увеличилась на 700 кг. Соответственно, пришлось озаботиться и увеличением мощности силового агрегата, для чего был установлен двигатель ЗИЛ-375 (V8, 7 л, 180 л.с.).

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) вид спереди

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) вид спереди.

От пневмоподвески на этом автобусе было принято решение отказаться, вместо неё установили обычную рессорную подвеску с корректирующими пружинами. Зато трансмиссия в качестве эксперимента была оснащена электрогидравлическим приводом переключения передач пятиступенчатой КПП ЯМЗ-200 и пневматическим приводом управления сцеплением.

Багажник автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) Возможная модификация автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II

Багажник автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) и его близнец*

Для большинства автопроизводителей выпуск новой модели с уникальным индексом или названием — это, прежде всего, изменения во внешнем облике машины. Но ЛАЗ является скорее исключением из этого правила. Достаточно вспомнить поздние серийные модели ЛАЗ-695Б и их полные аналоги но уже под другим индексом — ранние ЛАЗ-695Е, не говоря уже о ЛАЗ-695-Ж, где отличие от предшественника можно было увидеть, лишь заглянув под капот. В случае же со вторым опытным ЛАЗ-699А «Карпаты», где наличие дополнительной оконной секции уже было достаточным изменением, в заводском КБ решили поэкспериментировать со схемой головного освещения автобуса.

ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) на обложке журнала «Автомобильная промышленность» №7 1961 года

ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) на обложке журнала «Автомобильная промышленность».

Львовяне уже имели опыт проектирования и изготовления "передка" с четырёхфарной схемой, таким был первый опытный высококомфортабельный ЛАЗ-698 «Карпаты», собранный в единственном экземпляре в марте 1960 года. Но от получившегося "свиного пятачка" далеко не все были в восторге, и тогда в КБ разработали и впервые внедрили вертикальную четырехфарную компоновку. Для большего стилистического единства эмблема ЛАЗ также была переображена в "двухэтажную". Рисунок расположения молдингов и трехцветная схема покраски у данной модели тоже являются уникальными.

Кресла автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) Спаренные кресла вид сзади ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытного II (№22-Э)

Спаренные кресла на общей раме автобуса ЛАЗ-695 «Львов» (№22-Э).

Автобус на то время получился с оригинальным и даже смелым дизайном. Испытания проходил с регистрационным номерным знаком щв 21-67. Табличка "Испытания" с маршрутного аншлага находится в нашей коллекции трафаретных надписей и шрифтов. Одно из его фото было выбрано для оформления обложки журнала «Автомобильная промышленность» №7 1961 года. В октябре 1962 года в журнале «За рулем» было опубликовано интервью К.М. Атояна под названием "Львовские междугородные автобусы" о двух первых опытных моделях ЛАЗ-699А.

* О втором экземпляре пока ничего не известно. Всё на уровне версий и предположений. Это действительно другая машина (если бы капиталили первый экземпляр, сохранили бы круглые арки на передних колёсах), эмблему здесь переделывать не стали, схема покраски отличается. Предположительно, в КБ посчитали, что на передке нужно ещё больше фар и модернизировали маршрутный аншлаг, снабдив его прожектором ФГ-31, о возможности установки которого упоминал К.М. Атоян [ZR-10-1962]. Предположительно, автобус трудился на ЛАЗе в качестве транспорта техпомощи. Предположительно, до 1967 года, поскольку регистрационный номерной знак 86-54 ЛВБ впоследствии появился на автобусе ЛАЗ-695М.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) на ВДНХ

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II на ВДНХ.

Фотофонд ВДНХ постепенно оцифровывает архивные фото выставок времен СССР и выкладывает их в свободный доступ в своей медиатеке. Так, недавно появилось достаточно качественное фото второй опытной модели автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) (демонстрировавшегося в павильоне Механизация / Машиностроение / Космос), дата снимка 18 сентября 1961. Радует, что удалось найти фото данной модели в оригинальных цветах.

Техн. характеристики ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э)

Основные
расположение руля слева
количество дверей 2
конструкция рамная
Количество мест
основных 41
дополнительных 2
общая вместимость 43
Геометрия
колёсная база 5535 мм
длина 10565 мм
ширина 2500 мм
высота 3050 мм
Масса
снаряженная 7840 кг
полная 11750 кг
Узлы и агрегаты
двигатель ЗИЛ-375
расположение двигателя сзади, продольно
система питания карбюратор
мощность 180 л.с.
привод задний
коробка передач МКПП 5 (ЯМЗ-200)
максимальная скорость 96 км/ч

Есть что добавить о втором опытном ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э)? Добро пожаловать в комменты.

ЛАЗ-699 «Карпаты-2» ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) ЛАЗ-699 «Карпаты-2»

Oleg-V
2017-09-25 16:28:02
↑ +9 ↓
Для испытаний автобуса был приглашен один из агентов из фильма "Матрица"?  =)
[Ответить]
Admin
2017-09-25 21:30:45
↑ +2 ↓
Ну да, с водителем они перестарались  :)
[Ответить]
Вадим Михайлович
2018-10-21 20:47:59
↑ +12 ↓
Ещё одно фото второго опытного ЛАЗ-699А «Карпаты» из общей фотосессии львовских новинок. К сожалению, качество снимка оставляет желать лучшего.

[Ответить]
Андрей
2021-06-11 05:31:56
↑ +8 ↓
Похоже нашелся "близнец". На форуме заявлено, что трудился в качестве служебного на ЛуАЗе. Что довольно логично, учитывая географическую близость Львова и Луцка, ну и специфику эксплуатации, по сути не совсем серийной машины.

Не абсолютно круглые арки — есть.
Прожектор и разделенный маршрутоуказатель — на месте.
Единственное, что смущает — эмблема больших размеров на передке.



[Ответить]
Admin
2021-06-11 13:10:29
↑ +3 ↓
Андрей, спасибо за фото. Безусловно, они очень интересны.

Серия ВН выдавалась в Волынской области, так что версия о том, что номер 24-61 ВНГ мог использоваться заводом ЛуАЗ для транспорта, состоящего у них на балансе, вполне правдоподобна. Мы ранее по другому вопросу уже как-то пытались сделать запрос на ЛуАЗ (сейчас это ДП «Автосборочный завод № 1» в составе корпорации «Богдан»), результата это не принесло. Там после неоднократной смены названия предприятия и формы собственности достать архивные данные по заводу времен СССР проблема, если это вообще возможно. На двери заметна эмблема АТП, но качество фото делает её нечитабельной.

По машине вы всё правильно указали, нам добавить практически нечего.
Это не "не совсем серийная машина", и даже не мелкосерийная. Мелкосерийной можно условно назвать модель ЛАЗ-699А «Турист» из семейства 699-х, которых было собрано около 110 экземпляров. Это вероятнее всего просто опытный образец, вот только какой?

Возможно, машину капиталили, поскольку схема окраски её фартука другая. Также, во время ремонта могли поднять выше эмблему, которая из-за ракурса кажется высокой. Если на вашем фото опустить эмблему так, чтобы её горизонтальный луч был строго между фар (как она расположена в модели из основной статьи), она перестанет быть слишком высокой.



Иногда попадаются фото ЛАЗов после капиталки, где пытались повторить вертикальную четырехфарную компоновку передка, но выглядели они откровенно по-колхозному, тем более, не думаем, что стали бы колхозить стандартную модель ЛАЗ-699А «Турист» и при этом менять ей форму арок.

Так что, по ощущениям, на ваших фото действительно опытная машина. Будем надеяться, что найдутся другие её фото или появится любая дополнительная информация о ней.
[Ответить]
Андрей
2021-06-11 15:09:54
↑ +5 ↓
Машина по виду, уже явно хорошо походившая и прошедшая, если не капиталку, то перекраску — точно, в ходе которой элементы декора, скорее всего снимались. Отношение к автобусу в те времена, навряд-ли отличалось какой-то особой щепетильностью — просто как к рабочей лошадке. Так что, при сборке обратно, вероятно не особо заморачивались с возвращением полностью заводского облика. Потому, с Вашими доводами о перенесенной в ходе ремонта эмблеме, полностью согласен.

Под фразой про "не вполне серийную машину" я имел ввиду, в первую очередь эксплуатационную сторону вопроса. Ведь, что по агрегатам, что по строению кузова, этот автобус ушел не так уж и далеко от массового серийного 697Е. 375 двигатель, по-сути модификация 130-го. Коробка да, другая. В связке с 375 всегда шла только КПП ЯМЗ-204у. Ведущий мост — РАБА, появился на поздних Еленах, ЕМНИП. На данном конкретном экземпляре, я так понимаю, появился в следствии замены при ремонте? Спереди ЗиЛовские ступицы, (правда одеты диски уже от 130-го). Какая здесь подвеска? Пневматика или стандартная? Мне кажется, судя по посадке автобуса — пневматическая, это же и самое большое отличие от серийно выпускаемых агрегатов. Ну и ГУР, но он от массового грузовика.

И если, для обычного АТП даже небольшие отличия в комплектации, от обычных серийных машин, означали бы возникновение, хоть и преодолимых, но трудностей с обслуживанием и снабжением, своевременным выпуском на линию, то для автозавода, который сам варился в кухне экспериментальных образцов и техники, и имел совсем другие возможности, компетенции и связи — это проблемой не являлось. Во всяком случае — такие мои мысли, на основе той информации, что есть на данный момент.

На счёт источника фотографий, отписал на почту.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить