Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э)
Для Львовского автобусного завода 1960 год выдался достаточно плодотворным, а под Новый год к декабрю, в экспериментальном цехе была завершена сборка сразу двух обновленных вариантов междугородников. Семейство «Карпаты» пополнилось моделями ЛАЗ-699 «Карпаты-2» Опытный I (№20-Э) (другое название — ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э)) и ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) (альтернативное название — ЛАЗ-699А «Карпаты-1» (№22-Э)). Оба автобуса не были какими-то принципиально новыми и революционными, а являлись, скорее, планомерной и гармоничной эволюцией туристических моделей 697 и 698. Вырисовывался такой себе ЛАЗовский Дарвинизм.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э).
Детальнее остановимся на автобусе ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э). Формально он являлся моделью ЛАЗ-697 «Турист», но с удлиненной базой (одно из главных визуальных отличий — дополнительная оконная секция), для чего был сконструирован кузов с усиленным каркасом. По задумке КБ автобус предполагалось использовать для междугородных перевозок пассажиров на небольшие расстояния. Основной акцент в этой модификации делался на увеличение количества пассажирских мест. Разумеется, за счет общего снижения комфортабельности салона — отказались от буфета, туалета и гардероба; и в ущерб комфорту каждого посадочного места — кресла без возможности регулировки, столики, держатели для бутылок и пепельницы также отсутствовали.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) зимой на испытаниях.
Таким образом, удалось увеличить количество мест до 41, плюс два дополнительных откидных можно было разместить в передней части автобуса (итого — 43 места), по сравнению с 36 у комфортабельного ЛАЗ-699 «Карпаты» опытного I. При этом, если у этих моделей снаряженная масса практически не отличалась, то за счет увеличения количества пассажиров полная масса у второго опытного увеличилась на 700 кг. Соответственно, пришлось озаботиться и увеличением мощности силового агрегата, для чего был установлен двигатель ЗИЛ-375 (V8, 7 л, 180 л.с.).

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) вид спереди.
От пневмоподвески на этом автобусе было принято решение отказаться, вместо неё установили обычную рессорную подвеску с корректирующими пружинами. Зато трансмиссия в качестве эксперимента была оснащена электрогидравлическим приводом переключения передач пятиступенчатой КПП ЯМЗ-200 и пневматическим приводом управления сцеплением.


Багажник автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) и его близнец*
Для большинства автопроизводителей выпуск новой модели с уникальным индексом или названием — это, прежде всего, изменения во внешнем облике машины. Но ЛАЗ является скорее исключением из этого правила. Достаточно вспомнить поздние серийные модели ЛАЗ-695Б и их полные аналоги но уже под другим индексом — ранние ЛАЗ-695Е, не говоря уже о ЛАЗ-695-Ж, где отличие от предшественника можно было увидеть, лишь заглянув под капот. В случае же со вторым опытным ЛАЗ-699А «Карпаты», где наличие дополнительной оконной секции уже было достаточным изменением, в заводском КБ решили поэкспериментировать со схемой головного освещения автобуса.

ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) на обложке журнала «Автомобильная промышленность».
Львовяне уже имели опыт проектирования и изготовления "передка" с четырёхфарной схемой, таким был первый опытный высококомфортабельный ЛАЗ-698 «Карпаты», собранный в единственном экземпляре в марте 1960 года. Но от получившегося "свиного пятачка" далеко не все были в восторге, и тогда в КБ разработали и впервые внедрили вертикальную четырехфарную компоновку. Для большего стилистического единства эмблема ЛАЗ также была переображена в "двухэтажную". Рисунок расположения молдингов и трехцветная схема покраски у данной модели тоже являются уникальными.


Спаренные кресла на общей раме автобуса ЛАЗ-695 «Львов» (№22-Э).
Автобус на то время получился с оригинальным и даже смелым дизайном. Испытания проходил с регистрационным номерным знаком щв 21-67. Табличка "Испытания" с маршрутного аншлага находится в нашей коллекции трафаретных надписей и шрифтов. Одно из его фото было выбрано для оформления обложки журнала «Автомобильная промышленность» №7 1961 года. В октябре 1962 года в журнале «За рулем» было опубликовано интервью К.М. Атояна под названием "Львовские междугородные автобусы" о двух первых опытных моделях ЛАЗ-699А.
* О втором экземпляре пока ничего не известно. Всё на уровне версий и предположений. Это действительно другая машина (если бы капиталили первый экземпляр, сохранили бы круглые арки на передних колёсах), эмблему здесь переделывать не стали, схема покраски отличается. Предположительно, в КБ посчитали, что на передке нужно ещё больше фар и модернизировали маршрутный аншлаг, снабдив его прожектором ФГ-31, о возможности установки которого упоминал К.М. Атоян [ZR-10-1962]. Предположительно, автобус трудился на ЛАЗе в качестве транспорта техпомощи. Предположительно, до 1967 года, поскольку регистрационный номерной знак 86-54 ЛВБ впоследствии появился на автобусе ЛАЗ-695М.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II на ВДНХ.
Фотофонд ВДНХ постепенно оцифровывает архивные фото выставок времен СССР и выкладывает их в свободный доступ в своей медиатеке. Так, недавно появилось достаточно качественное фото второй опытной модели автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) (демонстрировавшегося в павильоне Механизация / Машиностроение / Космос), дата снимка 18 сентября 1961. Радует, что удалось найти фото данной модели в оригинальных цветах.
Техн. характеристики ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э)
Основные | |
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
конструкция | рамная |
Количество мест | |
основных | 41 |
дополнительных | 2 |
общая вместимость | 43 |
Геометрия | |
колёсная база | 5535 мм |
длина | 10565 мм |
ширина | 2500 мм |
высота | 3050 мм |
Масса | |
снаряженная | 7840 кг |
полная | 11750 кг |
Узлы и агрегаты | |
двигатель | ЗИЛ-375 |
расположение двигателя | сзади, продольно |
система питания | карбюратор |
мощность | 180 л.с. |
привод | задний |
коробка передач | МКПП 5 (ЯМЗ-200) |
максимальная скорость | 96 км/ч |
Есть что добавить о втором опытном ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э)? Добро пожаловать в комменты.
ЛАЗ-699 «Карпаты-2» ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) ЛАЗ-699 «Карпаты-2»