Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э)

Для Львовского автобусного завода 1960 год выдался достаточно плодотворным, а под Новый год к декабрю, в экспериментальном цехе была завершена сборка сразу двух обновленных вариантов междугородников. Семейство «Карпаты» пополнилось моделями ЛАЗ-699 «Карпаты-2» Опытный I (№20-Э) (другое название — ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э)) и ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) (альтернативное название — ЛАЗ-699А «Карпаты-1» (№22-Э)). Оба автобуса не были какими-то принципиально новыми и революционными, а являлись, скорее, планомерной и гармоничной эволюцией туристических моделей 697 и 698. Вырисовывался такой себе ЛАЗовский Дарвинизм.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э)

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э).

Детальнее остановимся на автобусе ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э). Формально он являлся моделью ЛАЗ-697 «Турист», но с удлиненной базой (одно из главных визуальных отличий — дополнительная оконная секция), для чего был сконструирован кузов с усиленным каркасом. По задумке КБ автобус предполагалось использовать для междугородных перевозок пассажиров на небольшие расстояния. Основной акцент в этой модификации делался на увеличение количества пассажирских мест. Разумеется, за счет общего снижения комфортабельности салона — отказались от буфета, туалета и гардероба; и в ущерб комфорту каждого посадочного места — кресла без возможности регулировки, столики, держатели для бутылок и пепельницы также отсутствовали.

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) зимой на испытаниях

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) зимой на испытаниях.

Таким образом, удалось увеличить количество мест до 41, плюс два дополнительных откидных можно было разместить в передней части автобуса (итого — 43 места), по сравнению с 36 у комфортабельного ЛАЗ-699 «Карпаты» опытного I. При этом, если у этих моделей снаряженная масса практически не отличалась, то за счет увеличения количества пассажиров полная масса у второго опытного увеличилась на 700 кг. Соответственно, пришлось озаботиться и увеличением мощности силового агрегата, для чего был установлен двигатель ЗИЛ-375 (V8, 7 л, 180 л.с.).

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) вид спереди

Автобус ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) вид спереди.

От пневмоподвески на этом автобусе было принято решение отказаться, вместо неё установили обычную рессорную подвеску с корректирующими пружинами. Зато трансмиссия в качестве эксперимента была оснащена электрогидравлическим приводом переключения передач пятиступенчатой КПП ЯМЗ-200 и пневматическим приводом управления сцеплением.

Багажник автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) Возможная модификация автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II

Багажник автобуса ЛАЗ-695 «Львов» (№22-Э) и его близнец*

Для большинства автопроизводителей выпуск новой модели с уникальным индексом или названием — это, прежде всего, изменения во внешнем облике машины. Но ЛАЗ является скорее исключением из этого правила. Достаточно вспомнить поздние серийные модели ЛАЗ-695Б и их полные аналоги но уже под другим индексом — ранние ЛАЗ-695Е, не говоря уже о ЛАЗ-695-Ж, где отличие от предшественника можно было увидеть, лишь заглянув под капот. В случае же со вторым опытным ЛАЗ-699А «Карпаты», где наличие дополнительной оконной секции уже было достаточным изменением, в заводском КБ решили поэкспериментировать со схемой головного освещения автобуса.

ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) на обложке журнала «Автомобильная промышленность» №7 1961 года

ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) на обложке журнала «Автомобильная промышленность».

Львовяне уже имели опыт проектирования и изготовления "передка" с четырёхфарной схемой, таким был первый опытный высококомфортабельный ЛАЗ-698 «Карпаты», собранный в единственном экземпляре в марте 1960 года. Но от получившегося "свиного пятачка" далеко не все были в восторге, и тогда в КБ разработали и впервые внедрили вертикальную четырехфарную компоновку. Для большего стилистического единства эмблема ЛАЗ также была переображена в "двухэтажную". Рисунок расположения молдингов и трехцветная схема покраски у данной модели тоже являются уникальными.

Кресла автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытный II (№22-Э) Спаренные кресла вид сзади ЛАЗ-699А «Карпаты» Опытного II (№22-Э)

Спаренные кресла на общей раме автобуса ЛАЗ-695 «Львов» (№22-Э).

Автобус на то время получился с оригинальным и даже смелым дизайном. Испытания проходил с регистрационным номерным знаком щв 21-67. Табличка "Испытания" с маршрутного аншлага находится в нашей коллекции трафаретных надписей и шрифтов. Одно из его фото было выбрано для оформления обложки журнала «Автомобильная промышленность» №7 1961 года. В октябре 1962 года в журнале «За рулем» было опубликовано интервью К.М. Атояна под названием "Львовские междугородные автобусы" о двух первых опытных моделях ЛАЗ-699А.

* О втором экземпляре пока ничего не известно. Всё на уровне версий и предположений. Это действительно другая машина (если бы капиталили первый экземпляр, сохранили бы круглые арки на передних колёсах), эмблему здесь переделывать не стали, схема покраски отличается. Предположительно, в КБ посчитали, что на передке нужно ещё больше фар и модернизировали маршрутный аншлаг, снабдив его прожектором ФГ-31, о возможности установки которого упоминал К.М. Атоян [ZR-10-1962]. Предположительно, автобус трудился на ЛАЗе в качестве транспорта техпомощи. Предположительно, до 1967 года, поскольку регистрационный номерной знак 86-54 ЛВБ впоследствии появился на автобусе ЛАЗ-695М.

Техн. характеристики ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э)

Основные
расположение руля слева
количество дверей 2
конструкция рамная
Количество мест
основных 41
дополнительных 2
общая вместимость 43
Геометрия
колёсная база 5535 мм
длина 10565 мм
ширина 2500 мм
высота 3050 мм
Масса
снаряженная 7840 кг
полная 11750 кг
Узлы и агрегаты
двигатель ЗИЛ-375
расположение двигателя сзади, продольно
система питания карбюратор
мощность 180 л.с.
привод задний
коробка передач МКПП 5 (ЯМЗ-200)
максимальная скорость 96 км/ч

Есть что добавить о втором опытном ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э)? Добро пожаловать в комменты.

ЛАЗ-699 «Карпаты-2» ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э) ЛАЗ-699 «Карпаты-2»

Oleg-V
2017-09-25 16:28:02
↑ +4 ↓
Для испытаний автобуса был приглашен один из агентов из фильма "Матрица"?  =)
[Ответить]
Admin
2017-09-25 21:30:45
↑ +1 ↓
Ну да, с водителем они перестарались  :)
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *