Автобус ЛАЗ-695Ж

Ещё в середине прошлого века стране Советов, с ростом количества крупных городов, требовались новые и надежные автобусы, которые бы соответствовали духу времени и обладали повышенной надежностью узлов и агрегатов. Курсировавшие в то время на маршрутах модели имели одно общее слабое звено, которое с завидной регулярностью выходило из строя — механическую КПП. По сравнению с ней, преимущества автоматической КПП для автобусов, работающих на городских маршрутах с интенсивным движением, было неоспоримым. Уже начиная с конца 50-х, ЛАЗ объединил усилия с НАМИ для разработки автоматической гидромеханической трансмиссии именно для автобусов. Результатом этих совместных усилий в 1963 стала установка опытного образца трансмиссии на эталонный ЛАЗ-695Б и после успешных испытаний начат выпуск первой партии автобусов, получивших наименование ЛАЗ-695Ж.

Гидромеханическая трансмиссия для ЛАЗ-695Ж — архивное фото Львовского автобусного завода

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия в разрезе

Это событие было настолько значимым для львовских конструкторов, что для моделей, на которых устанавливалась передовая трансмиссия добавлялся индекс "Ж", хотя никаких других конструктивных, кузовных или даже косметических изменений автобусов не производилось. Таким образом, автобус ЛАЗ-695Ж отличался от других моделей с механической КПП, выпускавшихся в то время, только установкой новой автоматической гидромеханической трансмиссии. Производство этих моделей велось всего два года — с 1963 по 1965, а реальное количество автобусов ЛАЗ-695Ж, выпущенных львовскими заводчанами, составило 40 штук.

Автобус комплектовался несколько специфическим двигателем ЗИЛ-130Я6, который отличался от ЗИЛ-130Я2 тем, что на него не устанавливались сцепление и коробка передач (агрегат был "заточен" исключительно под ЛАЗ-695Ж с автоматической гидромеханической коробкой передач).

Автоматическая гидромеханическая передача ЛАЗ-НАМИ «Львiв»

ГМП ЛАЗ-НАМИ 695Ж2

Подпись к фото из фотоальбома Головного союзного конструкторского бюро по автобусам, посвящённого 50-летию СССР — "Автоматическая гидромеханическая передача ЛАЗ-НАМИ «Львiв» предназначена для работы на городских автобусах ЛАЗ-698, ЛиАЗ-677, КАвЗ-3100. Начало выпуска модели 695Ж-2 — 1968 год".

Такой малый выпуск, казалось бы, новой и передовой модели, объясняется тем, что практически вся линейка ЛАЗ-695 была конструктивно "заточена" под пригородные и междугородные рейсы, а развивающейся стране всё больше требовались вместительные городские автобусы для разгрузки напряжённых маршрутов. И такой автобус в середине 60-х был создан — им стал ЛиАЗ-677, которому и досталась новая гидромеханическая трансмиссия от ЛАЗа. Успех Ликинского автобуса с ЛАЗовской АКПП превзошел все ожидания — эта модель стала самым значимым детищем завода, а общее число сошедших с конвейера 677-х составляло почти 200 000 экземпляров.

Ниже приведена принципиальная схема автоматической гидромеханической коробки передач (продольный вертикальный разрез) [25] (стр. 128), которая устанавливалась на автобусы ЛАЗ-695Ж и ЛАЗ-698.

Схема автоматической гидромеханической коробки передач ЛАЗ-695Ж

1 и 2 — реакторы; 3, 8, 33 и 34 — уплотнительные кольца; 4 — муфта свободного хода; 5, 26 и 32 — шарикоподшипники; 6 — турбинное колесо; 7 — поршень переднего фрикциона; 11 — насосное колесо; 12 — вал реактора; 13 — ступица насосного колеса; 14 и 28 — роликоподшипники; 15 — большой масляный насос; 16 — фрикцион первой передачи; 17 — поршень фрикциона; 18 — периферийный золотник; 19 — фрикцион второй передачи; 20 — выходной вал; 21 — зубчатая муфта; 22 — шток пневмоцилиндра; 23 — шестерня спидометра; 25 — ведомая шестерня заднего хода; 26 — масляный приемник; 27 — ведомая шестерня переднего хода; 29 — барабан двойного фрикциона; 30 — ступица ведомых дисков фрикциона; 31 — ведущая шестерня понижающей передачи; 35 — ведущий вал.

В заключение предложим к просмотру коротенький фрагмент из цикла "Колёса Страны Советов", раскрывающий особенности конструкции автобусов ЛАЗ ранних версий, их плюсах и минусах, а также о создании передовой автоматической гидромеханической трансмиссии и установке её на ЛАЗ-695Ж и ЛиАЗ-677.

Именно после появления ЛиАЗ-677, львовские ЛАЗы в СССР вытесняются из городских маршрутов и окончательно занимают нишу в междугородных перевозках. Будем признательны за дополнительные сведения об автоматической КПП от ЛАЗ, архивные фото или данные из заводской документации.

ЛАЗ-695Е ЛАЗ-695Ж ЛАЗ-695М I-ый опытный

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *