Из истории санитарного транспорта СССР

Основное, упрощенное до нельзя, назначение автобуса — перевозка группы людей из точки «А» в точку «Б». Количество в этой группе, маршрут, скорость и расстояние до цели — условия второстепенные и очень часто разные. Точно также и пассажиры бывают разными. Сегодня мы поговорим об особой категории таких пассажиров, требующих особых условий транспортировки — лишенных возможности самостоятельно передвигаться в результате военных действий или катастрофы. Соответственно, и машины для них нужны были особые — санитарные.

Молодая страна Советов ещё в довоенные годы делала первые попытки создания специализированного санитарного транспорта. В основном это были кустарные переделки грузовиков, поскольку автобусного производства ещё почти не существовало. Ситуация начала меняться с середины 30-х, когда на базе серийного автобуса ЗИС-16 начались первые попытки изготавливать санитарную версию ЗИС-16С, да и то, в очень ограниченном количестве. В 1940 году, когда угроза втягивания СССР во Вторую Мировую стала неизбежной, промышленность страны начала переходить на военные рельсы. С этого момента ЗИС-16С становится на конвейер и выпускается параллельно с пассажирской версией. Функционально машины были предназначены только для нужд Красной армии и оборудованы носилками в несколько ярусов. Дополнительно устанавливались скамейками для сидячих, встроенными шкафами и нишами для санитарно-медицинского инвентаря.

Санитарный автобус ЗИЛ-158 Санитарный автобус ПАЗ-651

Санитарные автобусы ЗИЛ-158 и ПАЗ-651

Менее чем через год Советский Союз на собственном опыте прочувствовал необходимость наличия таких специфических авто и оценить эффективность уже существующих. Реалии войны и острая необходимость в срочной эвакуации раненых с поля боя, заставляли приспосабливать под эти нужды любой, попавший под руку транспорт, поскольку фабричных "санитарок" катастрофически не хватало.

Победа в Великой Отечественной досталась для СССР большой ценой. В первые послевоенные годы, в полуразрушенной стране ощущалась острая нехватка самого элементарного городского транспорта — автобусов. В то же время оставалось достаточно большое количество уцелевших бывших автобусов, которые для фронта были переделаны в "санитарки". В мирное время пришлось их снова переоборудовать в гражданский транспорт и возвращать в оскудевшие парки городского транспорта.

Автобус ЛАЗ-695Б санитарный

В 1959 году руководство ЛАЗ принимает решение о разработке проекта полноценного армейского санитарного автобуса на базе серийных 32-местных городских автобусов ЛАЗ-695Б, переоснащением которого занимался ЗИЛ. Изначальный выбор компоновки кузова автобусов с расположением двигателя в задней его части, накладывал массу ограничений на проект.

Опытный санитарный автобус ЛАЗ-695Б с открытым люком

Для решения проблемы с правой стороны передней панели кузова был выполнен открывавшийся наружу люк. В принципе, требования, предъявляемые к автобусам того времени были выполнены — автобус получил возможность быстрого перепрофилирования в армейскую санитарную машину, в которую два санитара под небольшим углом могли спокойно заносить носилки с лежачими ранеными.

ЛАЗ-695Б санитарный вид слева

Установка таких технологических люков предусматривалась для всех моделей ЛАЗовских автобусов, что значительно портило внешний вид "передка" особенно ранних гражданских версий ЛАЗ-овских красавцев. Как было не раз отмечено — человек, которому был специально показан этот технологический люк и рассказано о его предназначении, впоследствии всегда обращал на него внимание (этого эффекта не было у других производителей, в чьих моделях доступ в салон автобуса осуществлялся через дверь в задней части автобуса). Такой малоприглядный элемент дизайна был своеобразной расплатой за военное прошлое страны Советов.

Автобус ЛАЗ-695Б санитарный вид справа

В салоне полноценного армейского санитарного ЛАЗ-695Б носилки размещались на напольных стойках в два или три ряда, а также на подвесных креплениях в два-три яруса. Для сидячих раненых и медперсонала служили две штатные боковые двери, откидные продольные полужесткие скамейки и 3–4 мягких сиденья в задней части кузова. Изначально планировалось создать несколько разных версий компоновки салона, в том числе и полноценная операционная. Поэтому рассматривалось множество вариантов таких "санитарок", ТТХ которых отличались бы очень значительно — в зависимости от внутренней планировки автобус мог перевозить 10–18 человек на носилках или от 7 до 23 сидячих больных.

Автобус ЛАЗ-695Б санитарный вид спереди Автобус ЛАЗ-695Б санитарный вид сзади

Виды санитарного автобуса ЛАЗ-695Б спереди и сзади

Автобус проходил целый ряд испытаний с регистрационным номерным знаком щв 13-38, который впервые засветился у ЛАЗовцев на третьем образце ЛАЗ-695. В процессе эксплуатации выявлялись слабые места конструкции, в проект вносились правки, но на регулярное вооружение Советской Армии эта профильная модель так и не была принята.

Инструкция по переоборудованию пассажирского автобуса ЛАЗ-695 для перевозки больных Инструкция по переоборудованию пассажирского автобуса КАВЗ-685 для перевозки больных

Методические пособия по переоборудованию автобусов в санитарные модели

Были разработаны инструкции для разных марок и моделей, призванные в кратчайшие сроки и по единому образцу произвести переоборудование гражданских автобусов в санитарные машины. Теоретически, подобные методички должны были разрабатываться для всех автобусов СССР.

Для моделистов, возможно, будет интересным узнать, что впервые в СССР эмблему Красного Креста привели к единому виду только в 1974 году. Так, 19 апреля 1974 г., постановлением №931 Государственного Комитета стандартов Совета Министров СССР был утвержден ГОСТ 19715-74 «Эмблема Красного Креста. Форма, размеры и порядок применения», вступивший в силу 01.07.75 г. Регламент документа предполает, что эмблема Красного Креста, в случае нанесения её на автобус, должна располагаться на стенках и на крыше. При этом, существует ряд исключительных величин диаметров эмблемы, но точные оттенки красок не регламентируются: для границы эмблемы и креста достаточно яркого насыщенного красного цвета, для поля эмблемы — белого.

ЛАЗ-695Б облегченный ЛАЗ-695Б санитарный ЛАЗ-695Б для космонавтов

Артемий
2016-10-14 14:27:56
↑ +3 ↓
Встречал однажды в сети упоминание еще одной инструкции для автобуса ПАЗ. Полное название: "Инструкция по переоборудованию пассажирского автобуса ПАЗ-651 для перевозки больных. М 1965г. 64 стр." Скана обложки к сожалению не сохранил.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *