Завод «Автостекло»

Завод «Автостекло»

Донбасский центр стекольной индустрии — именно такая ассоциация чаще всего возникала при упоминании Константиновки. Здесь располагались три профильных завода с вековой историей (что отражено в достаточно интересных почтовых отправлениях), которые снабжали СССР продукцией самого широко спектра — от обычных бутылок и стеклотары бытового назначения, до изделий для оборонного комплекса страны, аналогов которым не существовало в мире.

«Автостекло» — стекольный завод в городе Константиновка Донецкой области, долгое время являвшийся флагманом в СССР по производству изделий из стекла для автомобильной и строительной промышленности. В 1958 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

История предприятия начинается еще с позапрошлого века — в 1899 году бельгийская компания построила производственные помещения и наладила стекольное производство, получившее название «Зеркальный завод». Первой продукцией завода было полированное стекло и зеркала. Несколько особняком шел стекольный строительный материал — марблит (цветное глешеное стекло самых разных цветов и фактуры лицевой поверхности). Марблит в то время являлся достаточно популярным материалом, использовавшимся при облицовке стен, строительстве перегородок, в мебельной индустрии. В скором времени новому предприятию удалось значительно расширить ассортимент продукции.

С приходом советской власти в 1917 году завод был национализирован и продолжал выпускать продукцию.

1934 год стал для завода знаковым. Во-первых, он получает новое название — «Автостекло», которое на долгие последующие годы стало эталоном для многих предприятий стекольной промышленности СССР. Во-вторых, был изобретен высокопрочный сорт стекла — сталинит, который позже был применен конструкторами завода ЛАЗ в качестве бокового остекления первого опытного автобуса ЛАЗ-695.

С 1937 по 1947 год начальником цеха, главным инженером, а после директором завода был Бреховских С.М. (один из авторов сталинита), под руководством которого был создан ряд революционных новых материалов с уникальными свойствами.

20 сентября 1937 по специальному рецепту «селеновый рубин» стекловара Никанора Курочкина, была закончена варка стекла для декорирования всех пяти звёзд Московского Кремля (всего было сварено около 500 м² стекла). На заводе также был изготовлен саркофаг для Мавзолея Ленина, витринное стекло и зеркала для отделки Кремлёвского Дворца съездов.

Во время Великой Отечественной производство было эвакуировано в г. Сухой Лог (Свердловская область) и вскоре возобновлено для нужд фронта (зеркальные параболические отражатели, защитные стекла для техники и т.д.). Тогда заводчане изготовили 200 мощных отражателей для прожекторов и передали их маршалу Жукову Г.К. Прожектора эти были использованы при штурме Зееловских высот во время операции по взятию Берлина.

На протяжении всего времени существования завода на нем неизменно продолжалась исследовательская деятельность. А в 1956 году на базе заводской лаборатории завода «Автостекло» был создан научно-исследовательский отдел, который к 1961 году создал немало уникальных материалов. Одним из самых интересных из них, пожалуй, был новый класс стеклокристаллических материалов — ситалл. Из смеси доменных шлаков (по сути — отходов производства) и обычного песка был получен новый материал легче алюминия, со средней твердостью 6,5—7 единиц по Моосу, обладает высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью). Разработка его велась совместно с Московским химико-технологическим институтом им. Менделеева.

Сталинит из каталога продукции завода Автостекло

Главным создателем и идеологом был профессор Китайгородский И.И. — именно он продвигал идею использования в качестве сырья для производства стекла и ситаллов отходы различных производств, включая доменные шлаки. Название «ситалл» также принадлежит ему, и представляет собой первую букву слова «стекло» и окончание слова «кристалл».

Завод «Автостекло» первым в СССР освоил выпуск как безопасных стекол "Сталинит", так и гнутых безосколочных трехслойных на бутафольной прокладке, для применения в качестве ветровых панорамных стёкол новых марок автобусов междугороднего и городского сообщения — ЗИЛ-158 и ЗИЛ-127. Применение таких стекол не только позволило расширить границы дизайнерских изысканий кузовов автомобилей, но и значительно улучшило обзорные качества кабины водителя.

Ассортимент продукции завода был отражен во внушительном каталоге изделий стекла для промышленности и строительства 1959 года, который насчитывал 190 страниц (и это без учета продукции для ВПК СССР). В 1962 году заводской исследовательский отдел идет на повышение — по решению Совета Министров от 22 июня на его базе создается научно-исследовательский институт «НИИАвтостекло». Основными задачами НИИ были: создание и внедрение в различные отрасли хозяйства новых жаростойких материалов на основе стекла, металлургических шлаков и других тугоплавких окислов; разработкой передовых способов производства листового стекла и др. Стоит отметить, что в лучшие времена количество его работников достигало 500 человек.

Помимо прочего, НИИ занимался и разработкой нормативной документации и технических требований, предъявляемым к материалам стекольной промышленности. Так, в 1970 вступил в действие ГОСТ 5.415-70 (Стекла закаленные для судовых иллюминаторов. Требования к качеству аттестованной продукции), над которым работали только «НИИАвтостекло» и, собственно, завод.

В 1966 году на заводе был запущен новый цех по производству листового шлакоситалла, для чего использовались огненножидкие металлургические шлаки. К концу года впервые в истории стеклоделия СССР заводчане освоили производство непрерывной ленты шлакоситалла. С того же года черно-буро-серый шлакоситалл использовался в технике и строительстве. Выпуск белого шлакоситалла был налажен на несколько лет позднее.

Об объемах выпуска продукции для автозаводов СССР можно судить по таким данным: в 1975 году для строящегося завода КамАЗ (который должен был соответствовать последним достижениям науки и техники) было изготовлено 30.000 кв. метров ситалла, а в следующем году заказ удвоился. Ситалл так же отправлялся на Днепрогэс-ІІ и многие другие значимые стройки страны, не говоря уже о его популярности в качестве облицовочного материала для клубов, кафе, дворцов и магазинов.

В 80-х годах завод выпускал более 200 видов продукции для самых различных отраслей экономики, в том числе витринное стекло, листовой шлакоситалл и иллюминаторы.

Вскоре после обретения Украиной независимости, в лучших традициях развития промышленности молодого государства, в 1966 году Константиновский завод «Автостекло» был признан банкротом. Разрушаться и разворовываться начал немного раньше. В сентябре 2000 года на остатках гиганта образовали предприятие «Спецтехстекло», в которое вошли три цеха: 21-й, производящий сталинит, 26-й — авиационный и 19-й — зеркальный.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *