Завод «Автостекло»

«Автостекло» — стекольный завод в городе Константиновка Донецкой области, долгое время являвшийся флагманом в СССР по производству изделий из стекла для автомобильной и строительной промышленности. В 1958 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

История предприятия начинается еще с позапрошлого века — в 1899 году бельгийская компания построила производственные помещения и наладила стекольное производство, получившее название «Зеркальный завод». Первой продукцией завода было полированное стекло и зеркала. Несколько особняком шел стекольный строительный материал — марблит (цветное глешеное стекло самых разных цветов и фактуры лицевой поверхности). Марблит в то время являлся достаточно популярным материалом, использовавшимся при облицовке стен, строительстве перегородок, в мебельной индустрии. В скором времени новому предприятию удалось значительно расширить ассортимент продукции.

С приходом советской власти в 1917 году завод был национализирован и продолжал выпускать продукцию.

1934 год стал для завода знаковым. Во-первых, он получает новое название — «Автостекло», которое на долгие последующие годы стало эталоном для многих предприятий стекольной промышленности СССР. Во-вторых, был изобретен высокопрочный сорт стекла — сталинит, который был применен конструкторами завода ЛАЗ в качестве бокового остекления первого опытного автобуса ЛАЗ-695.

С 1937 по 1947 год начальником цеха, главным инженером, а после директором завода был Бреховских С.М. (один из авторов сталинита), под руководством которого был создан ряд революционных новых материалов с уникальными свойствами.

20 сентября 1937 по специальному рецепту «селеновый рубин» стекловара Никанора Курочкина, была закончена варка стекла для декорирования всех пяти звёзд Московского Кремля (всего было сварено около 500 м² стекла).

Во время Великой Отечественной производство было эвакуировано в г. Сухой Лог (Свердловская область) и вскоре возобновлено для нужд фронта (отражатели для прожекторов, стекла для техники и т.д.).

На протяжении всего времени существования завода на нем неизменно продолжалась исследовательская деятельность. А в 1956 году на базе заводской лаборатории завода «Автостекло» был создан научно-исследовательский отдел, который к 1961 году создал немало уникальных материалов. Одним из самых интересных из них, пожалуй, был новый класс стеклокристаллических материалов — ситалл. Из смеси доменных шлаков (по сути — отходов производства) и обычного песка был получен новый материал легче алюминия, со средней твердостью 6,5—7 единиц по Моосу, обладает высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью). Разработка его велась совместно с Московским химико-технологическим институтом им. Менделеева.

Главным создателем и идеологом был профессор Китайгородский И.И. — именно он продвигал идею использования в качестве сырья для производства стекла и ситаллов отходы различных производств, включая доменные шлаки. Название «ситалл» также принадлежит ему, и представляет собой первую букву слова «стекло» и окончание слова «кристалл».

В 1962 году заводской исследовательский отдел идет на повышение — по решению Совета Министров от 22 июня на его базе создается научно-исследовательский институт «НИИАвтостекло». Основными задачами НИИ были: создание и внедрение в различные отрасли хозяйства новых жаростойких материалов на основе стекла, металлургических шлаков и других тугоплавких окислов; разработкой передовых способов производства листового стекла и др. Стоит отметить, что в лучшие времена количество его работников достигало 500 человек.

Помимо прочего, НИИ занимался и разработкой нормативной документации и технических требований, предъявляемым к материалам стекольной промышленности. Так, в 1970 вступил в действие ГОСТ 5.415-70 (Стекла закаленные для судовых иллюминаторов. Требования к качеству аттестованной продукции), над которым работали только «НИИАвтостекло» и, собственно, завод.

В 1966 году на заводе был запущен новый цех по производству листового шлакоситалла, для чего использовались огненножидкие металлургические шлаки. К концу года впервые в истории стеклоделия СССР заводчане освоили производство непрерывной ленты шлакоситалла. С того же года черно-буро-серый шлакоситалл использовался в технике и строительстве. Выпуск белого шлакоситалла был налажен на несколько лет позднее.

Об объемах выпуска продукции для автозаводов СССР можно судить по таким данным: в 1975 году для строящегося завода КамАЗ (который должен был соответствовать последним достижениям науки и техники) было изготовлено 30.000 кв. метров ситалла, а в следующем году заказ удвоился. Ситалл так же отправлялся на Днепрогэс-ІІ и многие другие значимые стройки страны, не говоря уже о его популярности в качестве облицовочного материала для клубов, кафе, дворцов и магазинов.

В 80-х годах завод выпускал более 200 видов продукции для самых различных отраслей экономики, в том числе витринное стекло, листовой шлакоситалл и иллюминаторы.

Вскоре после обретения Украиной независимости, в лучших традициях развития промышленности молодого государства, в 1966 году Константиновский завод «Автостекло» был признан банкротом. Разрушаться и разворовываться начал немного раньше. В сентябре 2000 года на остатках гиганта образовали предприятие «Спецтехстекло», в которое вошли три цеха: 21-й, производящий сталинит, 26-й — авиационный и 19-й — зеркальный.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *