Автобусы ЛАЗ в филателии

Автобусы ЛАЗ в филателии СССР

В филателии СССР присутствует достаточное количество марок (в том числе и интересные серии), которые принято относить к транспортной тематике. При этом, пассажирский автотранспорт занимает в ней достаточно почетное место. В качестве мотивов для марок СССР выбирались: исторические (связанные с какой-либо памятной датой), идеологические (у страны был четкий вектор развития), связанные с достижениями народного хозяйства и промышленности и т.д. Как правило, любое значимое событие или дата в жизни страны Советов находили отражение и на почтовых марках.

Для Львовского автобусного завода 1960 год стал знаковым — его продукция была запечатлена на марках СССР. Осенью в почтовых отделениях страны и киосках «Союзпечати» появились новые марки, на которых красовалась модель автобуса ЛАЗ-697 «Турист». Примечательно, что второй вариант ЛАЗ-697 «Турист» (который с большой долей вероятности и послужил прототипом для марки) был собран в июне 1959 года, серийное производство этой модели началось в самом конце 1959 года, а менее чем через год она уже появилась на знаках почтовой оплаты.

Серия марок «Советское автомобилестроение» 1960 года

Марка «Автобус ЛАЗ-697 Турист» 1960 года

В октябре 1960, согласно каталогу почтовых марок СССР, была выпущена серия из четырех марок «Советское автомобилестроение». Марки разного номинала и с разными рисунками: 40-тонный самосвал «МАЗ-530» (25 к.), легковой автомобиль «Волга» (40 к.), легковой автомобиль «Москвич—407» (60 к.) и автобус ЛАЗ-697 «Турист» (1 р.). Тираж марок — 2,8; 2,5; 2,0; 2,0 млн. Над выпуском серии работала художник Е. Буланова. Лист марок «Автобус ЛАЗ-697 Турист» выглядит так.

Серия марок «Советское автомобилестроение» 1960 года

Серия марок «Советское автомобилестроение» 1960 года

Вообще, попытки точной идентификации модели транспорта по рисунку — самое неблагодарное дело, поскольку художники и иллюстраторы, как правило, далеки от данной специфики и технических тонкостей, а в их задачу входит лишь создание образа, который бы соответствовал исходной модели. К примеру, множество автобусов ЛАЗ красуется на художественных маркированных конвертах с изображениями автовокзалов городов СССР, при этом, большая часть таких моделей — обезличены. Но в случае с серией «Советское автомобилестроение» можно попытаться с большой долей вероятности точно определить разновидность модели ЛАЗовского «Туриста». Дело в том, что рисунок Булановой — это не рисунок "с нуля", а отрисовка с предоставленной фотографии (что ещё более вероятно — художественная обработка фотографии).

Сравнивая изображение на марке с архивными фотографиями, можно утверждать, что перед нами не серийная модель, а второй вариант автобуса ЛАЗ-697 «Турист». Во всяком случае, об этом говорят: цветовая схема покраски автобуса (полностью совпадает со вторым «Туристом»), форточка на боковой пассажирской двери, отсутствие противотуманных фар на переднем бампере, расположение шильдика «Турист» на двери автобуса.

Автобусы ЛАЗ в филателии Украины

27.12.1995 почта Украины выпустила четвертый выпуск стандартных марок. Серия была посвящена тематике городского транспорта и состояла из трех марок литерных номиналов «І», «К» и «З» с изображением троллейбуса ЮМЗ-Т1 на фоне гостиницы «Украина», трамвая ЛТ-10 на фоне Луганского университета и автобуса от завода ЛАЗ на фоне Львовского университета.

Марка «Городской транспорт. Автобус» номинала «З». Украина 1995

Марка «Городской транспорт. Автобус» номинала «З». Украина 1995.

В качестве иллюстрации к марке номинала «З» из модельного ряда ЛАЗ-5252 была выбрана модификация ЛАЗ-52523 — городской автобус большой вместимости с двигателем Renault MIDR 06.02.26, выпускавшийся с 1992 года до конца 1990-х годов. Над оформлением серии работал художник Дворник В.И., марки выпускались массовым тиражом. Полный четвертый выпуск стандартных марок Украины 1995 года выглядит так:

Четвертый выпуск стандартных марок Украины 1995 года

30.10.2015 Укрпочта разродилась выпуском художественной почтовой марки №1469 под названием «Автобус ЛАЗ 695. 1961». Ответственный за выпуск сверхразум не в состоянии был узнать, что название модели формируется из аббревиатуры завода-изготовителя и номера модели, между которыми должен присутствовать дефис. Это сложно, можно просто отбить пробелом. К чему в названии марки указан 1961 год — загадка. Более того, если предположить, что марка посвящена именно безиндексной серийной модели ЛАЗ-695 «Львов», то она выпускалась только до 1959 года. То, что изображено на марке по ряду характерных признаков не является автобусом модели ЛАЗ-695 «Львов». Это изображение может быть или поздней серийной моделью ЛАЗ-695Б или ранней ЛАЗ-695Е, первый образец которой собрали в конце 1961 года, а в серию пустили только в 1963.

Марка №1469 «Автобус ЛАЗ 695. 1961» 2015 года

Марка «Автобус ЛАЗ 695. 1961» из серии «Городской транспорт» 2015

По задумке эта марка является продолжением тематической серии «Міський транспорт» (Городской транспорт). Пока в серию входят следующие марки:

  • Марка № 1434 «Киевский фуникулер. 1959», дата выпуска: 24.07.2015;
  • Марка № 1435 «Киевский трамвай КТВ-55-2. 1958», дата выпуска: 24.07.2015;
  • Марка № 1469 «Автобус ЛАЗ 695. 1961», дата выпуска: 30.10.2015.
  • Марка № 1470 «Киевский троллейбус Киев-4. 1963», дата выпуска: 06.11.2015.

Каким моделям будут посвящены другие марки и сколько их вообще будет в серии — мне пока не известно (если вы в курсе — поделитесь мыслями в комментариях). По состоянию на конец 2015 года серия выглядит так:

Серия марок Украины Городской транспорт 2015 года

На счет эпитета "разродилась" по отношению к Укрпочте: как к сервису приема/отправки почтовой корреспонденции, у меня претензий нет никаких. Наоборот — только положительные отзывы: переписываться, в своё время, довелось очень активно, в том числе, и с зарубежными корреспондентами, и за всё это время ни одно письмо не было потеряно, сроки доставки всегда были адекватными, а работницы почты — учтивыми и любезными. Возможно, мне просто повезло с почтовым отделением, услугами которого регулярно пользовался. Эпитет следует относить исключительно к отделу Укрпочты, отвечающим за выпуск филателистической продукции.

Как бывший филателист могу с полной ответственностью заявить: люди в руководстве Укрпочты, отвечающие за планирование, ценообразование, выпуск и реализацию филателистической продукции Украины — мудаки. И не просто мудаки, а мудаки эталонные, которые своими действиями, в лучших традициях "эффективных менеджеров" буквально хоронят украинскую филателию. Многие из филателистов, после ряда событий закрывшие для себя "украинскую тематику", меня поймут. Для тех, кто не в теме — масса информации есть на специализированных форумах.

Однако, возвратимся к марке «Автобус ЛАЗ 695. 1961». Отпечатан тираж на ГП «Полиграфический комбинат «Україна» по изготовлению ценных бумаг» (впрочем, там были выпущены все знаки почтовой оплаты за историю существования Украины). Другие данные по марке:

  • Формат марки — 40,6х26 мм;
  • Номинал марки — 2,40 грн;
  • Перфорация гребенчатая — 14 1/4х13 3/4;
  • Количество марок в листе — 12 (3х4) (стоимость листа — 28,80 грн = $1.3);
  • Тираж марки — 130 000 экземпляров;
  • Художник — Виктор Зинченко.
Малый лист марок из серии «Городской транспорт» — «Львовский автобус» 2015 года

Малый лист марок из серии «Городской транспорт» — «Львовский автобус» 2015 года

На сайте Укрпочты указано, что поля листа художественно оформлены. С этим не поспоришь: формально, убогое схематическое изображение светофора и дорожных знаков — является художественно оформленными полями, фактически — ничего художественного в этом нет. Также, описание марки содержит очередной пёрл от "эффективных менеджеров", понятия не имеющих о теме вопроса: в дословном переводе "Технологии производства ЛАЗ 695 служат образцом для создания современных, модернизированных автобусов, которые выпускаются сегодня". Учитывая, что многие из моделей 695-го собирались чуть ли не на коленке, а серийное производство рождалось на ЛАЗе в страшных муках, о каком образце, и каких технологиях вообще идет речь?

Эмиссия почтовых марок серии «Городской транспорт» сопровождалась выпуском тематической продукции для филателистов (КПД, картмаксимумы, спецштемпеля, почтовые карточки), некоторые образцы которой представлены ниже.

КПД Автобус ЛАЗ-695 Украина 2015КПД Автобус ЛАЗ-695 Украина 2015
Картмаксимум Автобус ЛАЗ-695 Украина 2015Картмаксимум Автобус ЛАЗ-695

Чисто технически вся эта продукция была "притянута за уши" к тематике марки. Так, на КПД художника Валерия Руденко изображена модель с фестивальной схемой покраски (1957—1958) или даже её прототип — пятый опытный ЛАЗ-695 «Львов». Выходные данные конверта и увлекательную историю о ЛАЗ 695 можно посмотреть здесь. Картмаксимум принадлежит тому же автору, а в его выходных данных нас заверяют, что изображен именно "ЛАЗ 695".

Автобусы ЛАЗ в филателии других стран

21.07.2011 почта Кыргызстана выпустила в обращение серию из шести марок, оформленных в виде блока с художественно оформленным купоном, и приуроченных к 30-летию открытия Бишкекского автовокзала, известного также под названиями «Западный» и «Новый». Построенный в 1981 году автовокзал является ключевым транспортным узлом, осуществляющим пассажирские перевозки междугороднего и международного назначения.

Блок марок «30-летие автовокзала Бишкека». Киргизия 2011 год

Блок марок «30-летие автовокзала Бишкека». Киргизия. 2011 год.

Серия условно разделена на два тематических периода — современный пассажирский транспорт и транспорт времен СССР отечественного производства. На одной из этих марок (номиналом 21 сом) засветилась и продукция Львовского автобусного завода — LAZ-697R Tourist. Тираж блоков составил 4 500 шт. перфорированных и 500 шт. беззубцовых.

Располагаете информацией о других примерах филателистической продукции, где автобусы завода ЛАЗ запечатлены на почтовых марках? Добро пожаловать в комментарии.

Игорь
2016-10-07 21:13:30
↑ +9 ↓
Здравствуйте. Как вы смотрите на создание новой темы "Автобусы в филателии", где будут представлены не только модели ЛАЗ? Могу помочь со сканами и сопутствующей информацией.
[Ответить]
Admin
2016-10-08 18:36:20
↑ +3 ↓
Игорь, приветствуем. Проскакивала такая мысль, но не была принята. Две основные причины: пока огромная работа предстоит непосредственно по наполнению сайта всеми ЛАЗовскими моделями (это приоритетная задача); тематика "Автобусы в филателии" — настолько бездонное количество материала, что под него впору создавать отдельный сайт, а не раздел на нашем ресурсе.
[Ответить]
Владимир
2020-08-08 17:50:31
↑ +10 ↓
На марке Кыргызстана 2011 года — LAZ 697R Tourist.

С 2015 года коллекционирую почтовые марки по теме городской транспорт (трамваи, автобусы, троллейбусы) все страны. Если поделитесь сканами марок в хорошем разрешении и информацией по теме, буду благодарен.

UPD Admin [2019-08-09 10:24:37]: Спасибо большое, добавили.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *