Автобусы ЛАЗ в филателии СССР

В филателии СССР присутствует достаточное количество марок (в том числе и интересные серии), которые принято относить к транспортной тематике. При этом, пассажирский автотранспорт занимает в ней достаточно почетное место. В качестве мотивов для марок СССР выбирались: исторические (связанные с какой-либо памятной датой), идеологические (у страны был четкий вектор развития), связанные с достижениями народного хозяйства и промышленности и т.д. Как правило, любое значимое событие или дата в жизни страны Советов находили отражение и на почтовых марках.

Для Львовского автобусного завода 1960 год стал знаковым — его продукция была запечатлена на марках СССР. Осенью в почтовых отделениях страны и киосках «Союзпечати» появились новые марки, на которых красовалась модель автобуса ЛАЗ-697 «Турист». Примечательно, что второй вариант ЛАЗ-697 «Турист» (который с большой долей вероятности и послужил прототипом для марки) был собран в июне 1959 года, серийное производство этой модели началось в самом конце 1959 года, а менее чем через год она уже появилась на знаках почтовой оплаты.

Серия марок «Советское автомобилестроение» 1960 года

Марка «Автобус ЛАЗ-697 Турист» 1960 года

Согласно каталогу почтовых марок СССР, в октябре 1960 была выпущена серия из четырех марок «Советское автомобилестроение». Марки разного номинала и с разными рисунками: 40-тонный самосвал «МАЗ-530» (25 к.), легковой автомобиль «Волга» (40 к.), легковой автомобиль «Москвич—407» (60 к.) и автобус ЛАЗ-697 «Турист» (1 р.). Тираж марок — 2,8; 2,5; 2,0; 2,0 млн. Над выпуском серии работала художник Е. Буланова.

Серия марок «Советское автомобилестроение» 1960 года

Серия марок «Советское автомобилестроение» 1960 года

Вообще, попытки точной идентификации модели транспорта по рисунку — самое неблагодарное дело, поскольку художники и иллюстраторы, как правило, далеки от данной специфики и технических тонкостей, а в их задачу входит лишь создание образа, который бы соответствовал исходной модели. К примеру, множество автобусов ЛАЗ красуется на художественных маркированных конвертах с изображениями автовокзалов городов СССР, при этом, большая часть таких моделей — обезличены. Но в случае с серией «Советское автомобилестроение» можно попытаться с большой долей вероятности точно определить разновидность модели ЛАЗовского «Туриста». Дело в том, что рисунок Булановой — это не рисунок "с нуля", а отрисовка с предоставленной фотографии (что ещё более вероятно — художественная обработка фотографии).

Сравнивая изображение на марке с архивными фотографиями, можно утверждать, что перед нами не серийная модель, а второй вариант автобуса ЛАЗ-697 «Турист». Во всяком случае, об этом говорят: цветовая схема покраски автобуса (полностью совпадает со вторым «Туристом»), форточка на боковой пассажирской двери, отсутствие противотуманных фар на переднем бампере, расположение шильдика «Турист» на двери автобуса.

Автобусы ЛАЗ в филателии Украины

Укрпочта 30.10.2015 разродилась выпуском художественной почтовой марки №1469 под названием «Автобус ЛАЗ 695. 1961». По задумке, эта марка является продолжением тематической серии «Міський транспорт» (Городской транспорт). Пока в серию входят следующие марки:

  • Марка № 1434 «Киевский фуникулер. 1959», дата выпуска — 24.07.2015;
  • Марка № 1435 «Киевский трамвай КТВ-55-2. 1958», дата выпуска — 24.07.2015;
  • Марка № 1469 «Автобус ЛАЗ 695. 1961», дата выпуска — 30.10.2015.

Каким моделям будут посвящены другие марки и сколько их вообще будет в серии — мне пока не известно (если вы в курсе — поделитесь мыслями в комментариях). На счет эпитета "разродилась" по отношению к Укрпочте: как к сервису приема/отправки почтовой корреспонденции, у меня претензий нет никаких. Наоборот — только положительные отзывы: переписываться, в своё время, довелось очень активно, в том числе, и с зарубежными корреспондентами, и за всё это время ни одно письмо не было потеряно, сроки доставки всегда были адекватными, а работницы почты — учтивыми и любезными. Возможно, мне просто повезло с почтовым отделением, услугами которого регулярно пользовался. Эпитет следует относить исключительно к отделу Укрпочты, отвечающим за выпуск филателистической продукции.

Как бывший филателист могу с полной ответственностью заявить: люди в руководстве Укрпочты, отвечающие за планирование, ценообразование, выпуск и реализацию филателистической продукции Украины — мудаки. И не просто мудаки, а мудаки эталонные, которые своими действиями, в лучших традициях "эффективных менеджеров" буквально хоронят украинскую филателию. Многие из филателистов, после ряда событий закрывшие для себя "украинскую тематику", меня поймут. Для тех, кто не в теме — масса информации есть на специализированных форумах.

Однако, возвратимся к марке «Автобус ЛАЗ 695. 1961». Отпечатан тираж на ГП «Полиграфический комбинат «Україна» по изготовлению ценных бумаг» (впрочем, там были выпущены все знаки почтовой оплаты за историю существования Украины). Другие данные по марке:

  • Формат марки — 40,6х26 мм;
  • Номинал марки — 2,40 грн;
  • Перфорация гребенчатая — 14 1/4х13 3/4;
  • Количество марок в листе — 12 (3х4) (стоимость листа — 28,80 грн = $1.3);
  • Тираж марки — 130 000 экземпляров;
  • Художник — Виктор Зинченко.

На сайте Укрпочты указано, что поля листа художественно оформлены. С этим не поспоришь: формально, убогое схематическое изображение светофора и дорожных знаков — является художественно оформленными полями, фактически — ничего художественного в этом нет. Также, описание марки содержит очередной пёрл от "эффективных менеджеров", понятия не имеющих о теме вопроса: в дословном переводе "Технологии производства ЛАЗ 695 служат образцом для создания современных, модернизированных автобусов, которые выпускаются сегодня". Учитывая, что многие из моделей 695-го собирались, чуть ли не на коленке, а серийное производство рождалось на ЛАЗе в страшных муках, о каком образце, и каких технологиях вообще идет речь?

Игорь
2016-10-07 21:13:30
↑ +1 ↓
Здравствуйте. Как вы смотрите на создание новой темы "Автобусы в филателии", где будут представлены не только модели ЛАЗ? Могу помочь со сканами и сопутствующей информацией.
[Ответить]
Admin
2016-10-08 18:36:20
↑ 0 ↓
Игорь, приветствуем. Проскакивала такая мысль, но не была принята. Две основные причины: пока огромная работа предстоит непосредственно по наполнению сайта всеми ЛАЗовскими моделями (это приоритетная задача); тематика "Автобусы в филателии" — настолько бездонное количество материала, что под него впору создавать отдельный сайт, а не раздел на нашем ресурсе.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *