Автоэкспорт СССР — серия художественных маркированных конвертов ХМК, посвященных автотранспорту СССР

Серия ХМК — Автоэкспорт СССР 1970 года

В 1970 году Министерство связи СССР выпустило серию из восьми художественных маркированных (знаками почтовой оплаты 11 стандартного выпуска) конвертов (ХМК), объединенных одной тематикой — Автомобильный транспорт СССР. Информация о данной серии публиковалась с декабрьского номера (1970 г) журнала «Филателия СССР» в разделе «Справочный стол. Иллюстрированные почтовые конверты».

Автором иллюстраций для этих ХМК стал художник Анатолий Мартинович Аксамит, который в 1970-х годах также занимал должность ответственного редактора Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО) Министерства связи СССР.

А.М. Аксамит за время службы в Министерстве связи СССР проделал титанический объем работ по оформлению филателистической и сопутствующей продукции. Так, он является автором иллюстраций для почтовых марок, конвертов (включая КПД и ХМК), картмаксимумов и открыток таких известных серий, как: «Парусный Флот СССР», «Научно-исследовательский флот СССР», «История отечественного флота. Ледокольные суда», «Гражданская авиация СССР», «Автомобилестроение в СССР», «Туризм в СССР», «Планерный спорт в СССР» и др.

В рамках данной серии была предпринята попытка охватить весь спектр продукции, выпускаемой отечественной автопромышленностью: от недорогих частных малолитражных авто до большегрузной строительной техники, включая общественный транспорт. К сожалению, продукция завода ЛАЗ здесь не засветилась, а сектор авто для массовых пассажирских перевозок представлял модернизированный микроавтобус РАФ-977ДМ «Латвия», который позже, в 1972 году, был использован в Памятном альбоме автобусов и троллейбусов СССР (альбом приурочен к 50-летию со дня образования СССР, а выпускался он ГСКБ по автобусам).

*   № **   Дата выпуска Ном. Наименование ХМК
6965 70-171 08.04.1970 4 к. БелАЗ-540 (Автомобиль на фоне индустриальных ссоружений; эмблема Автоэкспорта. Художник А. Аксамит.)
6966 70-177 13.04.1970 4 к. «Москвич-412» (Автомобиль на фоне Московского Кремля; эмблема Автоэкспорта. Художник А. Аксамит.)
6989 70-196 22.04.1970 4 к. «Запорожец» (Автомобиль на фоне дорожного пейзажа; эмблема Автоэкспорта. Художник А. Аксамит.)
6995 70-207 29.04.1970 4 к. КрАЗ-256Б (Автомобиль на фоне экскаватора; эмблема Автоэкспорта. Художник А. Аксамит.)
6996 70-206 29.04.1970 4 к. ЗИЛ-130 (Автомобиль на фоне дорожного пейзажа с линией электропередачи; эмблема Автоэкспорта.)
6997 70-208 29.04.1970 4 к. РАФ-977ДМ (Автомобиль на фоне дорожного пейзажа; эмблема Автоэкспорта. Художник А. Аксамит.)
7053 70-276 03.06.1970 4 к. «Волга» ГАЗ-24 (Автомобиль на фоне дорожного пейзажа; эмблема Автоэкспорта. Художник А. Аксамит.)
7054 70-277 03.06.1970 4 к. МАЗ-500 (Автомобиль на фоне кранов, новостроек и высотного здания; эмблема Автоэкспорта. Художник А. Аксамит.)

* Нумерация согласно Каталога художественных маркированных конвертов СССР.

** Нумерация согласно Каталога художественных маркированных конвертов А. Лапкина.

Конверты в серии были выпущены тиражом по 10 000 000 экз., за исключением 6966 («Москвич-412») — 5 000 000 экз. и 7054 (МАЗ-500) — 7 000 000 экз.

Художественный маркированный конверт — БелАЗ-540 (Автоэкспорт) 1970 годаХМК БелАЗ-540. Автоэкспорт 1970
Художественный маркированный конверт — Москвич-412 (Автоэкспорт) 1970 годаХМК «Москвич-412». Автоэкспорт 1970
Художественный маркированный конверт — Запорожец (Автоэкспорт) 1970 годаХМК «Запорожец». Автоэкспорт 1970
Художественный маркированный конверт — КрАЗ-256Б (Автоэкспорт) 1970 годаХМК КрАЗ-256Б. Автоэкспорт 1970
Художественный маркированный конверт — ЗИЛ-130 (Автоэкспорт) 1970 годаХМК ЗИЛ-130. Автоэкспорт 1970
Художественный маркированный конверт — РАФ-977ДМ (Автоэкспорт) 1970 годаХМК РАФ-977ДМ. Автоэкспорт 1970
Художественный маркированный конверт — Волга ГАЗ-24 (Автоэкспорт) 1970 годаХМК «Волга» ГАЗ-24. Автоэкспорт 1970
Художественный маркированный конверт — МАЗ-500 (Автоэкспорт) 1970 годаХМК МАЗ-500. Автоэкспорт 1970

Будем благодарны за любую дополнительную информацию об этой серии ХМК (заметки о ней в периодике), а также за биографические данные художника А.М. Аксамит.

Для тех, кто интересуется автомобильной тематикой в филателии, можем порекомендовать ознакомиться с полной коллекцией ХМК Автовокзалы СССР, выпускавшейся с 1961 по 1990 год, а также посетить страницу, посвященную автобусам ЛАЗ на почтовых марках СССР и других стран.

Вадим Михайлович
2019-09-24 18:25:32
↑ +21 ↓
На первом ХМК на самом деле изображен карьерный самосвал БелАЗ-540А (выпускался 1965 по 1975), а вот заявленная модель БелАЗ-540 (со сдвоенными фарами) на момент выпуска ХМК была уже историей — выпускалась с 1961 по 1964 г.

«Москвич-412» — собственно, классика от Ижевского автомобильного завода (подразделение «Ижмаш»), выпускалась 1969 по 1982 г.

ЗАЗ-966 «Запорожец» — полное название модели, которая выпускалась с 1966 по 1971 г. Авто безошибочно определяется по характерным "ушам" и решетке радиатора, которые художник достаточно точно воспроизвёл.

Трёхосник КрАЗ-256Б с двумя ведущими мостами выпускался с 1966 по 1977 г. В Автоэкспорте всё же не зря ели свой хлеб — данный грузовик продавался в 40 странах мира.

Модель РАФ-977ДМ «Латвия» (выпускалась с 1968 по 1976) — результат модернизации базовой модели микроавтобуса РАФ-977Д 1961 г.

ЗиЛ-130 — классическая рабочая лошадка, серийно выпускался на протяжении 30 лет с 1956 по 1986 г.

ГАЗ-24 «Волга» заслуживает отдельного внимания. Судя по расположению зеркал заднего вида, здесь засветилась предсерийная машина. Таких было собрано всего 12 экземпляров с 1964 по 1966 г.

Опять же, на ХМК изображен не МАЗ-500 (выпуск с 1965 по 1970), а результат его модернизации — МАЗ-500А (выпускался с 1970 по 1977 г). Более того, у Автоэкспорта могли возникать трудности с реализацией МАЗ-500, поскольку ширина его колесной базы составляла 2650 мм против разрешенных европейскими стандартами 2500 мм (такие машины нельзя было эксплуатировать на международных трассах). Модернизированная версия также отличалась клетчатой решеткой радиатора, которая и изображена на конверте.
[Ответить]
Дмитрий
2019-10-06 12:03:35
↑ +19 ↓
Первая модель «БелАЗ-540» — 27 тонный самосвал (без буквенного индекса) появилась на ХМК 24.07.62, худ. Лесегри:



ЗИЛ-130 изображался на конвертах и раньше — на не самой удачной серии «Новая техника» (в рамках серии выпустили всего 3 ХМК) 12.06.64, худ. Е.Д. Анискин:

[Ответить]
Анатолий
2020-08-11 19:02:33
↑ +9 ↓
Очень жаль, что эта серия завершилась, едва начавшись. Сам коллекционирую ХМК со спецтехникой разных стран, в основном пожарный и коммунальный транспорт, и скажу, что эти 8 конвертов не раскрывают даже 1% автомобильной промышленности СССР. Хотя потенциал у серии был огромный, учитывая сколько моделей разного вида транспорта тогда выпускалось, да и спрос на такие конверты был бы в разы больше.
[Ответить]
Анна Владимировна Аксамит
2021-02-17 18:21:35
↑ +5 ↓
Мой отец и Анатолий Мартинович (правильно Мартинович а не Мартынович) — двоюродные братья. На его письмах ко мне он писался везде так. У него белорусские корни. Его отец уроженец Гродненской губернии (ныне Гродненской области РБ).
[Ответить]
Admin
2021-02-18 13:04:02
↑ +2 ↓
Большое спасибо за уточнение. Исправили отчество.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *