ГОСТ 3163-46 Прицепы, полуприцепы и роспуски
Всесоюзный Комитет Стандартов при Совете Министров СССР |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ СТАНДАРТ | ГОСТ 3163-46 |
ПРИЦЕПЫ, ПОЛУПРИЦЕПЫ И РОСПУСКИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ |
Машиностроение Г82 |
Утвержден Всесоюзным Комитетом Стандартов 16.04.1946, введен в действие 01.08.1946.
Настоящий стандарт распространяется на прицепы, полуприцепы и роспуски, буксируемые автомобилем или быстроходным гусеничным тягачом.
Примечание. Прицепы всю вертикальную статическую нагрузку принимают на свои колеса полностью; полуприцепы передают часть вертикальной статической нагрузки на буксирующую машину с помощью специального опорно-сцепного устройства; роспуски передают часть вертикальной статической нагрузки непосредственно на буксирующую машину.
I. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1. Прицепы, полуприцепы и роспуски могут быть: общего назначения (например, по черт. 1, 4, 6, 7) и специального назначения (например, по черт. 2, 3, 5).
2. По количеству осей прицепы могут быть: одноосные, двухосные, многоосные; полуприцепы и роспуски: одноосные и двухосные.
3. Прицепы, полуприцепы и роспуски должны удовлетворять основным данным, приведенным в табл. 1—4 настоящего стандарта.
ПРИЦЕПЫ. Основные технические данные
Таблица 1
1. Типы прицепов | Однооосные | Двухосные | Трехосные | |||||
2. Марка | 1-П-0,35 | 1-П-0,75 | 1-П-1,0 | 1-П-2 | 2-П-2 | 2-П-4 | 2-П-6 | 3-П-10 |
3. Грузоподъемность в т | 0,35 | 0,75 | 1 | 2 | 2 | 4 | 6 | 10 |
4. Собственный вес (не более) в кг | 200 | 450 | 650 | 1250 | 1800 | 2000 | 3000 | 5000 |
5. Скорость движения (не менее) км в час | 75 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 50 | 40 |
6. Тормозная система | Вакуумная, электрическая или тормоз наката |
Пневматическая, электрическая или тормоз наката |
Пневматическая | |||||
7. Тип оси | Односкатный | Двускатный | Односкатный | |||||
8. Колея в мм | 1350±25 | 1420±25 | 1600±25 | 1650±25 | 1600±25 | 1750±25 | 1950±35 | 1950±35 |
9. Основной тип тяговой машины | Легковой автомобиль |
Грузовые автомобили | ||||||
1—1,5 т | 2—2,5 т | 2—2,5 т | 2—2,5 т | 3,5—4 т | 5—7 т | 10—12 т |
Примечания:
1. Грузоподъемность предусматривает допустимую полезную нагрузку, на которую рассчитан данный прицеп.
2. В собственный вес прицепа входят: вес шасси, вес кузова и вес дополнительного оборудования на прицепе (вес дополнительного оборудования принят равным 10% от собственного веса).
3. Скорость движения установлена для полностью нагруженного прицепа на горизонтальном участке шоссейной дороги.
4. Колея двускатных осей установлена между серединами скатов.
ПРИЦЕПЫ-ТЯЖЕЛОВЕСЫ. Основные технические данные
Таблица 2
1. Типы прицепов | Двухосные (универсальные) | Трехосные (универсальные) | Четырехосные | ||
2. Марка | 2-УПТ-10 | 2-УПТ-20 | 3-УПТ-35 | 3-УПТ-50 | 4-ПТ-75 |
3. Грузоподъемность в т | 10 | 20 | 35 | 50 | 75 |
4. Собственный вес (не более) в кг |
5000 | 8000 | 10000 | 15000 | 20000 |
5. Нагрузка от собственного веса на тяговую машину (при использовании в качестве полуприцепа) не более в кг |
1000 | 1600 | 2000 | 3000 | — |
6. Погрузочная высота платформы в мм | 750±50 | 750±50 | 1000±75 | 1000±75 | 1000±75 |
7. Погрузочная длина платформы в мм | 4750±200 | 5220±200 | 5220±200 | 6750±200 | 6750±200 |
8. Погрузочная ширина платформы в мм | 2500±100 | 2600±100 | 2800±100 | 3200±150 | 3500±150 |
10. Тормозная система | Пневматическая | ||||
11. Число колес: | |||||
спереди | 4 | 4 | 8 | 12 | 8 |
сзади | 4 | 8 | 16 | 24 | 8 |
12. Основной тип тяговой машины | Грузовой автомобиль 5—7 т | Грузовой автомобиль 10—12 т | Специальный тягач |
Примечания:
1. Универсальный прицеп может быть использован как прицеп и как полуприцеп.
2. Грузоподъемность предусматривает допустимую полезную нагрузку, на которую рассчитан данный прицеп.
3. В собственный вес прицепа входят: вес шасси, вес кузова и вес дополнительного оборудования на прицепе (вес дополнительного оборудования принят равным 10% от собственного веса).
4. Скорость движения установлена для полностью нагруженного прицепа на горизонтальном участке шоссейной дороги.
ПОЛУПРИЦЕПЫ. Основные технические данные
Таблица 3
1. Типы полуприцепов | Одноосные | Двухосные | ||
2. Марка | 1-ПП-4 | 1-ПП-7 | 1-ПП-10 | 2-ПП-20 |
3. Грузоподъемность в т | 4 | 7 | 10 | 20 |
4. Собственный вес (не более) в кг | 1900 | 2500 | 3000 | 4000 |
5. Нагрузка от собственного веса на тяговую машину (не более) в кг | 380 | 500 | 600 | 700 |
6. Скорость движения (не менее) в км/час | 60 | 60 | 50 | 40 |
7. Тормозная система | Вакуумная, электрическая или пневматическая | Пневматическая | ||
8. Тип оси | Двускатный | |||
9. Колея в мм | 1650±25 | 1750±25 | 1950±35 | 1950±35 |
10. Основной тип тяговой машины | Автомобили-тягачи | |||
2—2,5 т | 3,5—4 т | 5—7 т | 10—12 т |
Примечания:
1. Грузоподъемность предусматривает допустимую полезную нагрузку, на которую рассчитан данный полуприцеп.
2. В собственный вес полуприцепа входят: вес шасси, вес кузова и вес дополнительного оборудования на полуприцепе (вес дополнительного оборудования принят равным 10% от собственного веса).
3. Скорость движения установлена для полностью нагруженного полуприцепа на горизонтальном участке шоссейной дороги.
4. Колея установлена между серединами скатов.
РОСПУСКИ. Основные технические данные
Таблица 4
1. Типы роспусков | Одноосные | Двухосные | ||||
2. Марка | 1-ПР-1,5 | 1-ПР-3 | 1-ПР-5 | 1-ПР-7,5 | 2-ПР-10 | 2-ПР-15 |
3. Грузоподъемность в т |
1,5 | 3 | 5 | 7,5 | 10 | 15 |
4. Собственный вес (не более) в кг |
750 | 1000 | 1250 | 2000 | 2500 | 4000 |
5. Скорость движения (не менее) в км/час |
60 | 60 | 60 | 60 | 50 | 50 |
6. Тормозная система | Не обязательна | Пневматическая | ||||
7. Тип оси | Односкатный | Двускатный | ||||
8. Колея в мм | 1600±25 | 1650±25 | 1750±25 | 1950±35 | 1750±25 | 1950±35 |
9. Основной тип тяговой машины |
Грузовые автомобили или автотягачи | |||||
2—2,5 т | 2—2,5 т | 3,5—4 т | 5—7 т | 3,5—4 т | 10—12 т |
Примечания:
1. Грузоподъемность предусматривает допустимую полезную нагрузку, на которую рассчитан данный роспуск.
2. В собственный вес роспуска входят: вес шасси и вес дополнительного оборудования на роспуске (вес дополнительного оборудования принят равным 10% от собственного веса).
3. Скорость движения установлена для полностью нагруженного роспуска на горизонтальном участке шоссейной дороги.
4. Колея установлена между серединами скатов.
II. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4. Все прицепы, полуприцепы и роспуски должны удовлетворять требованиям эксплуатации с тяговыми автомобилями или быстроходными гусеничными тягачами в условиях плохих дорог.
5. Все прицепы, полуприцепы и роспуски должны иметь колеса с пневматическими шинами соответственно ГОСТ 1056-43.
Примечание. Прицепы-тяжеловозы могут иметь специальные колеса, также снабженные пневматическими шинами.
6. Просвет (клиренс) под осями прицепа (кроме прицепов-тяжеловозов), полуприцепа и роспуска должен быть не менее 0,4 диаметра колеса.
7. Конструкция рамы, тормозов, оборудования и тягово-сцепные приборы для всех прицепов и полуприцепов грузоподъемностью не более 6 т должны обеспечивать возможность буксировки одновременно трех прицепов или полуприцепов равной грузоподъемности.
8. Тягово-сцепные приборы должны соответствовать ГОСТ 2349-45.
9. Статическое вертикальное усилие на конце дышла одноосных прицепов не должно превышать 50 кг при полной и равномерно распределенной нагрузке в кузове.
10. Пневматическая, вакуумная и электрическая системы торможения должны обеспечивать возможность эксплуатации прицепов и полуприцепов со всеми типами тяговых машин, имеющих соответствующие устройства.
11. При аварийном отрыве прицепа от тяговой машины должно обеспечиваться автоматическое его торможение.
12. Каждый прицеп и полуприцеп должен иметь ручной тормоз, позволяющий затормаживать их в отцепленном состоянии.
13. ОДноосные прицепы и полуприцепы должны иметь опорные откидывающиеся ролики и стойки, позволяющие устанавливать их в горизонтальном положении.
14. Угол поперечной устойчивости (боковой крен) для всех прицепов и полуприцепов должен быть не менее 25°.
15. Поворотные устройства двухосных и многоосных прицепов с поворотным кругом должны допускать поворот их передка на 180°, а поворотные устройства полуприцепов должны допускать поворот тяговой машины на угол не менее 90° в каждую сторону.
16. Для обеспечения возможности движения назад, а также для устойчивости прицепов и полуприцепов на спусках поворотные устройства должны иметь блокировочное устройство.
17. Прицепы, полуприцепы и роспуски должны иметь сзади и с боков отражательные световые сигналы. Прицепы и полуприцепы должны, кроме того, иметь сзади электросветовой сигнал "стоп" с питанием электроэнергией от тяговой машины.
18. Каждый прицеп и полуприцеп должен иметь ящик с индивидуальным комплектом инструмента для обеспечения их нормальной эксплуатации.
17. Все прицепы, кроме одноосных, должны иметь запасное колесо и приспособление для его крепления; прицепы-тяжеловозы должны иметь не менее двух запасных колес.
Примечание. Для одноосных прицепов специального назначения запасное колесо обязательно.
Данный документ был опубликован также в Атласе конструкций автомобильных прицепов 1948 года под редакцией Трофимова В.И., который содержит детальные схемы и описания всех моделей прицепов, полуприцепов и роспусков, выпускавшихся в то время промышленностью СССР.
Согласно постановлению Правительства «О дальнейшем развитии советской торговли» от 1953 года, заводу ЛАЗ была поставлена задача освоить выпуск прицепов к автомобилю ЗИС-150. В 1954 был создан опытный образец бортового прицепа грузоподъёмностью 4 тонны, получивший собственное наименование ЛАЗ-729. В том же году началось серийное производство роспусков 1-АПМ-3 для перевозки длинномерных грузов весом до 3 тонн. Разумеется, оба эти изделия проектировались с учетом норм и требований, и в соответствии с ГОСТ 3163-46, полный текст которого приведен выше.