ГОСТ 3163-69 Прицепы и полуприцепы автомобильные

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Прицепы и полуприцепы автомобильные.
Общие технические требования
ГОСТ
3163-69


Взамен
ГОСТ 3163-54
Trailers and semi trailers automobils.
General technical requirements
Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совета Министров СССР от 12.12.1969 г. № 1354 срок введения установлен с 01.01.1971 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону

1. Настоящий стандарт распространяется на прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов по дорогам общей сети СССР и буксируемые автомобильными тяговыми средствами.

Требования, предусмотренные пп. 8, 16, 19, 26, 27, 29, 32 настоящего стандарта, не распространяются на прицепы и полуприцепы, подготовка производства и производство которых начаты до внедрения настоящего стандарта.

2. Прицепы и полуприцепы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

3. Узлы и агрегаты прицепов и полуприцепов, на которые имеются государственные стандарты, должны изготовляться в соответствии с требованиями указанных стандартов.

4. Весовые параметры и габариты прицепов и полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 9314-59.

Присоединительные размеры полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12105-74.

5. Профиль обода и крепление колес прицепов и полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 10408-63, ГОСТ 10409-63, а шины — требованиям ГОСТ 5513-69, ГОСТ 8430-67 и ГОСТ 4754-74.

Допускается применение шин и колес других типоразмеров с согласованием в установленном порядке.

6. Дорожный просвет прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов-прицепов и полуприцепов, предназначенных для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных грузов) должен быть не менее чем у основного тягового автомобиля.

7. Колея прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов) должна соответствовать колее основного тягового автомобиля, а величина ее — определяться в соответствии с требованиями ГОСТ 14650-69.

8. Прицепы и полуприцепы полной массой свыше 0,75 т должны иметь рабочие тормоза на все колеса с приводом от тягового автомобиля.

По согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем допускается применение инерционного тормоза (тормоза «наката») для прицепов (кроме роспусков) полной массой не более 2,5 т. Полная масса прицепа при этом не должна составлять более 60% полной массы основного тягового автомобиля.

9. Пневматический привод тормозов прицепов и полуприцепов должен соответствовать требованиям ГОСТ 4364-67.

10. Тормозные системы прицепов и полуприцепов должны обеспечивать автоматическое затормаживание их при аварийном отрыве от тягового автомобиля. Прицепы, не имеющие тормозов, а также все одноосные должны быть оборудованы предохранительными (аварийными) цепями или тросами.

11. Эффективность действия тормозных механизмов (отношение общей тормозной силы на колесах к полной массе) прицепов и полуприцепов должна быть не ниже, чем эффективность действия тормозных механизмов одиночного тягового автомобиля.

12. Прицепы (кроме роспусков) и полуприцепы, оборудованные рабочими тормозами, должны иметь стояночный тормоз с механическим приводом. Прицепы и полуприцепы, не имеющие стояночного тормоза, а также все роспуски должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами («башмаками»).

13. Стояночный тормоз должен удерживать прицеп и полуприцеп с полным грузом в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 20%, а прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз — не менее 12%. Усилие на рукоятке привода стояночного тормоза не должно быть более 40 кгс.

14. Поворотные устройства прицепов и полуприцепов (поворотные тележки или управляемые колеса) при движении автопоезда должны обеспечивать качение колес прицепов (полуприцепов) без бокового скольжения при минимальном радиусе поворота основного тягового автомобиля.

15. Поворотные устройства прицепов и полуприцепов (поворотные тележки или управляемые колеса) должны иметь блокировочное приспособление для удобства маневрирования при подаче автопоезда задним ходом.

16. Полуприцепы должны быть оборудованы опорными устройствами, поддерживающими переднюю часть полуприцепа в отцепленном состоянии. При ручном приводе опорных устройств усилие на рукоятке (при груженом полуприцепе) не должно быть более 15 кгс.

17. Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны иметь опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии.

18. Прицепы (кроме роспусков) должны быть оборудованы устройством, обеспечивающим установку сцепной петли дышла в положение, облегчающее сцепку и расцепку тягового автомобиля с прицепом.

19. Дорожный просвет под опорными устройствами полуприцепов группы А (ГОСТ 9314-59) должен быть не менее 320 мм, полуприцепов группы Б — не менее 400 мм.

20. Вертикальное (статическое) давление от тяговой петли полностью груженого одноосного прицепа, передаваемое на крюк тяговосцепного устройства автомобиля, не должно быть более 50 кгс.

21. Прицепы и полуприцепы (кроме роспусков) должны иметь запасные колеса и соответствующие места для их крепления. Количество запасных колес, а для самосвальных прицепов и полуприцепов их необходимость устанавливаются по согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем.

22. По согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем прицепы (кроме роспусков) и полуприцепы, снабженные тормозами (кроме инерционного), допускается оборудовать тяговым крюком. Прицепы и полуприцепы, оборудованные тяговым крюком, должны иметь вывод привода тормозной системы, а также штепсельную розетку и выключатель световых приборов. Прицепы и полуприцепы, не оборудованные тяговым крюком, должны иметь приспособление для «вытаскивания» (крюки, рым-болты и т.п.).

23. Прицепы и полуприцепы должны иметь кронштейны (или место) для крепления номерного знака, штепсельные вилки (для прицепов), штепсельные розетки (для полуприцепов) и должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769-69.

24. Прицепы и полуприцепы должны иметь необходимый инструмент для обслуживания, если комплект инструмента основного тягового автомобиля недостаточен.

25. На прицепах и полуприцепах для размещения необходимых принадлежностей, инструмента и запасных частей должно быть предусмотрено место, обеспечивающее их сохранность.

26. Усилие, необходимое для подъема запасного колеса, борта платформы, откидного трапа, дышла и т.п. при одноразовом цикле движения на подъем не должно превышать 40 кгс; при повторяющихся циклах движения на подъем усилие на рукоятке привода механизма подъема — не более 15 кгс.

27. Запорные устройства бортов платформ и дверей фургонов прицепов и полуприцепов (в груженом состоянии) должны быть расположены на высоте не более 1900 мм от поверхности дороги.

28. Конструкция прицепа и полуприцепа должна быть рассчитана на возможность движения груженого автопоезда со скоростью, соответствующей максимальной скорости основного тягового автомобиля.

29. Прицеп в составе автопоезда с основным тяговым автомобилем при движении по прямой не должен «вилять» в каждую сторону более 3% его габаритной ширины.

30. Прицепы и полуприцепы должны быть рассчитаны на работу при температуре окружающего воздуха ±40°С и относи¬тельной влажности до 80%.

31. Окраска шасси и кузовов прицепов и полуприцепов должна быть ровной, без трещин, отслоений, пузырей и потеков и не должна повреждаться от атмосферных влияний в различных климатических условиях в течение 6 месяцев при нормальных условиях эксплуатации.

32. Долговечность (пробег до первого капитального ремонта) должна быть не менее: прицепа — 100 тыс. км; полуприцепа — 125 тыс. км; прицепа (полуприцепа)-тяжеловоза — 75 тыс. км.

33. Каждый прицеп и полуприцеп должен иметь на передней части с правой стороны табличку с указанием товарного знака предприятия-изготовителя, модели, порядкового номера, года выпуска и с надписью «Сделано в СССР» (в качестве примера — полуприцеп 5524П от Челябинского машиностроительного завода автотракторных прицепов «ЧМЗАП» и прицеп 785А от Прохладненского ремонтного завода).

Для крепления таблички должно применяться неразъемное соединение.

Среди первой продукции Львовского автобусного завода (задолго до того, как в КБ присупили к разработке первой модели автобуса) были бортовые прицепы ЛАЗ-729 и прицепы-роспуски 1-АПМ-3, серийно производившиеся с 1954 года. В это же время велась работа над проектированием прицепа-фургона ЛАЗ-730, несколько экземпляров которого успели изготовить, но он так и не пошёл в серию. С 1956 ЛАЗ освоил выпуск прицепа-автолавки ЛАЗ-742Б по технической документации Павловскго автобусного завода (где он сходил с конвейера под названием ПАЗ-742Б). Выпуск всей этой продукции регламентировался требованиями, изложенными в ГОСТ 3163-46, которому пришел на смену ГОСТ 3163-54 «Прицепы, полуприцепы и роспуски колесные общего назначения», а его, в свою очередь, сменил ГОСТ 3163-69, полный текст которого приведён выше. Документ утратил силу 01.01.1978.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *