ЛАЗ совершенствуется

Ниже приведен полный текст из интервью Карпа Мироновича Атояна, главного конструктора Львовского автобусного завода, опубликованого в журнале «За рулем» №12, Декабрь 1970 [ZR-12-1970] стр. 6. В материале рассматриваются основные вопросы развития автобусной промышленности на примере продукции ЛАЗ — от действующих моделей автобусов и работой по их модернизации, до разработки новых прогрессивных экземпляров.

Автобусы гораздо реже меняют наряд, чем легковые автомобили. Если говорить об отечественных машинах, то в их оформлении можно отметить четыре своего рода этапа. Первый — капотная компоновка, высоко расположенный кузов, угловатые формы (автобус на шасси АМО-Ф-15, ЗИС-8). Второй — та же капотная компоновка, ниже расположенный кузов, относительно обтекаемые формы (ЗИС-16). Третий — вагонная компоновка, скругленные формы — послевоенные модели ЗИС-154, ЗИС-155, ЗИЛ (ЛиАЗ)-158, ЛАЗ-695 и его модификации.

Наконец, нынешние автобусы, характерным представителем которых служит ЛиАЗ-677, отличаются при той же вагонной компоновке простыми прямыми поверхностями, четкими деталями, почти плоскими крышами и высокими боковыми окнами. Все эти элементы формы соответствуют современным эстетическим представлениям. Они прогрессивны также в производстве и эксплуатации. Плоские панели менее трудоемки в изготовлении и сборке, при ремонте и обслуживании автобусов.

Экспериментальные модели львовских автобусов из журанала «За рулем» №12, Декабрь 1970

Экспериментальные модели львовских автобусов.

Две основные модели автобусов Львовского завода — городской 57-местный ЛАЗ-695 и туристский 42-местный ЛАЗ-697 — выпускались более десяти лет. С начала производства их архитектура не изменилась. Поэтому машины выглядели теперь уже старомодно, морально устарели и нуждались в коренной переработке. Надо было улучшить также тормозные качества ЛАЗов, ввести ряд более мелких, но необходимых усовершенствований, подсказанных эксплуатацией.

Задача по модернизации этих автобусов осложнялась тем, что для изготовления основных деталей кузова, определяющих облик машины, используется много крупных штампов. Их производство и отладка требуют значительных трудовых и денежных затрат. Поэтому было решено провести модернизацию в две очереди. Сначала — изменить заднюю часть кузова, крышу и одновременно усовершенствовать некоторые агрегаты, а потом — реконструировать переднюю часть.

Это решение, разумное с точки зрения экономики и сроков модернизации, поставило перед художниками и конструкторами Головного союзного конструкторского бюро (ГСКБ) по автобусам весьма сложную задачу. Ведь измененные формы хвостовой части, боковин и крыши, с одной стороны, должны были гармонировать со старой передней частью. С другой стороны, на фоне этих деталей новое оформление «передка» не имело права выглядеть чужеродным элементом.

Так появились промежуточные модели ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697М. Громоздкого заборника воздуха на крыше теперь не стало, а задняя стенка кузова остеклена так же, как передняя. Крыша стала плоской. Это позволило поднять верхнюю кромку боковых окон на 150 мм и, следовательно, улучшить обзорность для стоящих пассажиров, а также избавиться от остекления скатов крыши. На стыке боковин кузова и плоской крыши образовалась грань, характерная для архитектурного оформления современного автобуса. Обивка и отделка салона также находятся на уровне требований сегодняшнего дня.

Пока мы говорили о кузове, о тех изменениях, которые сразу видны. А что «внутри» машины? На новых ЛАЗах сейчас устанавливают унифицированные задние мосты «Раба» с планетарными редукторами в ступицах колес. Эти узлы поставляются из Венгерской Народной Республики по программе СЭВ. Площадь тормозных накладок у этих мостов значительно больше, чем на прежних моделях ЛАЗов, что, конечно, отразилось на тормозных качествах машины.

Большая работа проведена заводом по улучшению эффективности тормозных механизмов и ускорению их срабатывания. Очень важное новшество — раздельный привод передних и задних тормозов, обеспечивающий торможение автобуса даже при обрыве одного из трубопроводов пневмосистемы.

Новые боковые указатели поворота; габаритные фонари, вдвое увеличенная интенсивность обдува ветрового стекла, измененный щиток приборов — все это наряду с улучшенными тормозами повышает безопасность машины и ставит ее по этому показателю в ряд лучших современных образцов.

Немало сделано и для того, чтобы новая машина была более комфортабельной. Стали удобнее сиденья. Четыре потолочных вентилятора в полтора раза увеличили приток свежего воздуха в салон. Улучшена и естественная вентиляция — в задней части боковых окон устроены поворотные форточки. Важность этих изменений трудно переоценить, особенно летом в южной и умеренной зонах. Повышена эффективность системы отопления. Намного лучше стала шумо- и теплоизоляция мотоотсека от салона. Короче — наши новые автобусы по комфортабельности близки к легковому автомобилю.

И наконец, усовершенствования, повышающие долговечность и уменьшающие трудоемкость обслуживания. Это алюминиевые пол, подножки и створки дверей, двухременный привод вентилятора системы охлаждения, подвеска глушителя на эластичных резиновых подушках, штепсельный разъем проводов на щитке мотоотсека, жалюзи в его дверке. Улучшено уплотнение цилиндров пневмосистемы дверей.

В этом году Львовский автобусный завод перешел на выпуск модернизированных машин ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697М. Первая из них предназначена для пригородного сообщения и рассчитана на 55 пассажиров. Вторая — туристская, вмещает 33 человека. Обе модели снабжены 150-сильным восьмицилиндровым двигателем, размещенным в задней части кузова.

На очереди второй этап реконструкции. В скором времени изменится передняя часть автобуса, будут принципиально переработаны конструкции пассажирских и водительской дверей. В результате это будут практически новые модели, являющиеся современным развитием конструкции ЛАЗ-695Е и 697Е. От «ветеранов» у их младших братьев остались номера моделей, но с иными индексами — соответственно «695Н» и «697Н». Производство их намечено начать в будущем году.

На базе этого семейства ГСКБ разработало удлиненную модификацию туристского междугородного автобуса повышенной вместимости — ЛАЗ-699Н «Турист-2». Машина сейчас проходит испытания.

ЛАЗ-695М, ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-699Н

Слева направо: ЛАЗ-695М — первый этап модернизации. По-новому решена задняя часть кузова, увеличена высота окон, устранен заборник воздуха. ЛАЗ-695Н — второй этап модернизации. Лобовое стекло стало больше, появились прямоугольные фары, изменилась конструкция дверей. Один из опытных образцов междугородного 42-местного ЛАЗ-699Н, унифицированного с ЛАЗ-695Н.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *