Ежедневное обслуживание автобуса ЛАЗ-695
Ниже приведены требования, предъявляемые к ежедневному обслуживанию (ЕО) первых серийных автобусов ЛАЗ-695, которых должны были придерживаться водители перед выездом на линию. Помимо ЕО существовало также техническое обслуживание ЛАЗ-695 (ТО-1 и ТО-2), проводимое после 1200—1800 и 8000—10000 км пробега соответственно, а также сезонное обслуживание (СО), проводившееся два раза в год при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот.
Новые автобусы, поступавшие в автохозяйства с завода ЛАЗ, должны были пройти процедуру обкатки для гарантированной работоспособности его узлов и агрегатов. Источник: [1], стр. 19-20.
Перед выездом водитель должен осмотреть автобус, проверить его техническую исправность и готовность к движению. При этом необходимо проверить следующее:
- Количество топлива, масла и охлаждающей жидкости и, если необходимо, долить до требуемого уровня.
- Соединения топливоводов, маслопроводов, шлангов, радиаторов и бака. В случае обнаружения подтеканий их надо устранить.
- Давление в шинах и крепление колес (включая запасное).
- Давление в пневматической системе по манометру на щите водителя. Движение автобуса следует начинать при давлении воздуха в системе не менее 4,5 кг/см².
- Исправность действия предохранительного клапана, одновременность действия всех тормозов, также убедиться в отсутствии утечки воздуха в соединениях.
- Надежность крепления сошки, рулевых тяг и исправность работы рулевого механизма.
- Натяжение ремней привода вентилятора, водяного насоса и компрессора.
- Состояние рессор и крепление стоек амортизаторов.
- Исправность работы сцепления.
- Работу двигателя:
а) правильно отрегулированный двигатель должен устойчиво работать при 400 об/мин коленчатого вала, при этом температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть не ниже 50°С;
б) давление масла в системе смазки прогретого технически исправного двигателя при 1000 об/мин. коленчатого вала должно быть не менее 2,5 кг/см². - Действие тяги управления коробкой передач.
- Исправность действия контрольных приборов, внутреннего и наружного освещения, стеклоочистителей и сигнализации.
- Чистоту наружных поверхностей всей внешней осветительной арматуры.
- Состояние рассеивателей. При наличии треснутых или разбитых рассеивателей и перегоревших ламп их надо заменить.
- Чистоту стекол окон и хромированных деталей, кузова внутри и снаружи.
- Внешнюю чистоту автобуса.
При работе на линии водитель должен:
- Непрерывно наблюдать за сигнализацией на щитке приборов.
- Стремиться максимально использовать накат автобуса. При умелом использовании наката можно увеличить срок службы тормозных накладок и уменьшить расход топлива.
- Через каждые 3—4 часа работы двигателя очищать пластины фильтра грубой очистки масла, поворачивая его рукоятку на 3—4 оборота.