Система освещения автобуса ЛАЗ-695

Система освещения автобуса ЛАЗ-695

Ниже приведены сведения о системе освещения первого серийного автобуса ЛАЗ-695, включая описание электроприборов, замене и регулировке фар и ламп, об их уходе и устранении неисправностей. Источник: [1], стр. 121-124.

Наружное освещение ЛАЗ-695

В систему наружного освещения автобуса входят: фары, подфарники, габаритные фонари, лампы освещения указателя маршрута, задние фонари, фонарь освещения номерного знака, а также переключатели и включатели.

Фары ФГ-3А2 (в некоторых источниках встречаются также наименования ФГ-3-А2 и ФГ3-А2) взаимозаменяемы, имеют двухнитевые лампы 50+21 св. Нить 50 св. — дальнего света, нить 21 св. — ближнего света. Пока никакой внятной информации (документация, паспорт, схема) об этих фарах нам найти не удалось (по некоторым данным фара в сборе проходила как деталь под номером 158-3711010). Если сможете дать их более детальное описание — добро пожаловать в комменты. Также ФГ3-А2 использовались в автобусах ЗИЛ-158, ПАЗ-652Б, КАВЗ-651А. В более поздних львовских автобусах, к примеру, ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-698, ЛАЗ-699А использовались фары ФГ122 [28] (Табл. 8).

В фарах установлены полуразборные оптические элементы с алюминированными отражателями (рефлекторами). Оптический элемент, состоящий из лампы накаливания, отражателя и рассеивателя (стекла), является основным узлом фары, и поэтому за ним требуется особенно тщательный уход.

Если внутрь оптического элемента попадает пыль и грязь, сила света снижается. Желательно смену лампы производить в помещении с минимальной запыленностью. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, то в этом случае нужно внутреннюю часть элемента промыть чистой водой и затем высушить на воздухе. Не следует удалять пыль с зеркала отражателя тряпкой.

Если отражатель (стекло) треснул и разбился, его надо немедленно сменить, так как иначе зеркало отражателя будет повреждено набившейся через трещины пылью и грязью.

При замене разбитого рассеивателя необходимо следующее:

  • Развальцевать отражатель вручную, последовательно отгибая отверткой все зубцы отражателя, и удалить поврежденный рассеиватель, а также вынуть резиновую прокладку.
  • Выровнять зубцы отражателя плоскогубцами или молотком и уложить на прежнее место резиновую прокладку.
  • Установить новый рассеиватель и завальцевать зубцы отражателя на прессе или каком-либо другом устройстве (домкрате, сверлильном станке и др.), обеспечивающем удовлетворительное качество завальцовки, с помощью специального приспособления.
Примечание:
  • В исключительных случаях допускается завальцовка вручную плоскогубцами путем последовательной, осторожной подгибки диаметрально противоположных зубцов попарно. Выравнивать зубцы перед ручной развальцовкой не рекомендуется.
  • При смене рассеивателя категорически воспрещается прикасаться к зеркалу отражателя.
  • Если после снятия рассеивателя обнаружено, что отражатель сильно загрязнен, его следует перед завальцовкой промыть в чистой воде с помощью ваты и высушить в опрокинутом (зеркалом вниз) положении.

Для замены лампы в случае её перегорания надо выполнить следующее:

  • Отвернуть зажимной винт и снять ободок фары.
  • Освободить три винта, держащих крепежное кольцо, не трогая установочных винтов.
  • Снять крепежное кольцо и вынуть оптический элемент.
  • Снять штепсельное соединение с фары.
  • Развальцевать отражатель и заменить лампу.

При смене ламп фар следует проверить их регулировку, которую производят по дальнему свету. Регулировать (настраивать) дальний свет фар необходимо следующим образом:

Схема регулировки фар автобуса ЛАЗ-695
  • Установить автобус на горизонтальной площадке перпендикулярно стене или специальному экрану на расстоянии 10 м.
  • Провести на экране горизонтальную линию АА на расстоянии от пола на 100 мм ниже, чем высота центра фары.
  • Провести на экране вертикальную линию в плоскости осевой линии автобуса и по обеим сторонам — две вертикальные линии ББ на одинаковом от осевой линии расстоянии, равном половине расстояния между центрами фар.
  • Включить дальний свет фар и при закрытой правой фаре отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр светового пучка совпадал с точкой пересечения горизонтальной и левой вертикальной линий.
  • Закрыть левую фару и добиться совпадения центра светового пучка правой фары с точкой пересечения горизонтальной и правой вертикальной линий.
  • После закрепления фар еще раз проверить правильность их установки.

Габаритные фонари ПФ-5Д (два) с зелеными стеклами, лампами 6 св. установлены впереди на крыше по бокам.

Подфарники ФП-10Б с двухнитевыми лампами 21+6 св. Нить 6 св. — нить собственно подфарника, нить 21 св. — нить переднего указателя поворота.

Лампы освещения указателя маршрута — (шесть) по 6 свечей.

Задние фонари ФП-10В (два) с двухнитевыми лампами 21+6св., с красным стеклом. Нить 21 св. включается при торможении автобуса пневматическим включателем стоп-сигнала, установленным в тормозном кране.

При замыкании включателя подается питание на нить 21 св. задних фонарей и через вспомогательное реле РС-20 на контрольную лампу стоп-сигнала, расположенную на переднем щите кабины.

Нить заднего света (6 св.) включается центральным включателем света.

Задние указатели поворотов ФП-10Г (два) с лампами 21 св., с оранжевым стеклом.

К системе указателей поворота относятся также прерыватель РС-55 и переключатель указателей поворота, установленный на рулевой колонке, и контрольная лампа на щитке приборов.

Фонарь освещения номерного знака с лампой 6 св.

Внутреннее освещение ЛАЗ-695

К внутреннему освещению автобуса относятся 13 потолочных плафонов с двумя лампами по 6 св. каждая; плафон кабины водителя с лампой 6 св., переносная лампа с двумя штепсельными розетками; включатели, управляющие внутренним освещением; 8 ламп освещения приборов 1 св., лампа 1 св., освещающая указатель уровня горючего.

Уход за системой освещения

Ежедневно, при выезде из гаража необходимо:

  • Протереть наружную поверхность рассеивателей фар, подфарников, заднего фонаря, указателя поворота, фонаря освещения номерного знака.
  • Осмотреть рассеиватели. Разбитый рассеиватель должен быть заменен.
  • Проверить исправность всех элементов системы освещения при различных положениях центрального и ножного переключателей.

При первом техническом обслуживании надо выполнить следующее:

  • Проверить и, в случае необходимости, подтянуть крепление фар, подфарников, заднего фонаря, указателей поворота, фонаря освещения номерного знака, центрального переключателя света, ножного переключателя света.
  • Проверить состояние изоляции проводов фар и подфарников.
  • Очистить от пыли и грязи поверхности и клеммы ножного переключателя света и включателя стоп-сигнала.
  • Очистить от пыли и грязи стекла всех плафонов внутреннего освещения.

Через одно техническое обслуживание нужно проверить состояние всех плафонов, габаритных фонарей и маршрутных ламп и работу всех включателей.

Здесь приведена только та часть работ, которые относятся непосредственно к системе освещения и входят в полный перечень работ по ежедневному обслуживанию автобуса ЛАЗ-695 перед выездом на линию.

Неисправности системы освещения и способы устранения

Причина Способ устранения
Лампы горят с очень сильным накалом и часто перегорают.
Повышенное напряжение в сети, нарушена регулировка реле-регулятора. Проверить и отрегулировать реле-регулятор
Лампы горят тускло, слабый накал.
1. Пониженное напряжение в сети, нарушена регулировка реле-регулятора. 1. Проверить и отрегулировать реле-регулятор.
2. Повреждена изоляция проводов, замыкание провода на массу. 2. Найти и устранить повреждение в проводке.
Мигание света в лампах.
1. Плохой контакт в патроне. 1. Снять патроны, очистить контакты лампы и патрона.
2. Разрыв провода и периодическое его отсоединение из-за вибрации автобуса. 2. Найти повреждение и устранить его.
3. Плохой контакт проводов на клеммах включателей, предохранителей и соединительных панелей. 3. Зачистить и затянуть наконечники проводов на клеммах.

Вадим Михайлович
2017-11-04 19:43:59
↑ +4 ↓
Согласно справочного пособия К.М. Атояна "Электрооборудование автомобилей", на всех автобусах ЛАЗ вплоть до 1966 года устанавливались фары основного света типа ФГ3-А2.
[Ответить]
Константин
2018-02-17 19:58:01
↑ +3 ↓
Стоит отметить, что в СССР разработка автомобильных фар была достаточно важной для автомобилестроения и ей уделялось особое внимание. В качестве примера можно привести фото стенда «Новые фары» (июль 1961), демонстрировавшегося на ВДНХ в павильоне Механизация / Машиностроение / Космос. Новые отечественные модели фар ФГ-105 со смещённым вправо пучком ближнего света и противотуманка ФГ-106 не уступали зарубежным аналогам.



Материал из архивов Фотофонда ВДНХ.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить