Первое техническое обслуживание (ТО-1)
После того, как новые автобусы ЛАЗ-695 поступали в автохозяйства и проходили обкатку, по истечении некоторого времени необходимо было проводить их плановое техническое обслуживание. Условно его разделяли на ТО-1 и ТО-2. Ниже приведен полный перечень работ, которые необходимо было выполнить при проведении того или иного обслуживания. Источник: [1], стр. 20-23.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится после каждых 1200—1800 км пробега. При первом техническом обслуживании, кроме работ по ежедневному обслуживанию (ЕО), необходимо дополнительно провести следующие операции:
- Тщательно вымыть шасси и кузов внутри и снаружи.
- Выполнить все работы по смазке согласно указаниям карты смазки.
- Проверить и при необходимости произвести затяжку болтов крепления головки блока цилиндров.
- Проверить крепление двигателя и радиатора, при необходимости подтянуть.
- Снять и промыть в чистом бензине стакан отстойника топливного насоса и слить отстой из корпуса фильтра-отстойника.
- Проверить радиатор, работу шторки, кранов, шланговых соединений.
- Проверить уровень и плотность электролита. При необходимости долить электролит или дистиллированную воду. Проверить нагрузочной вилкой напряжение в батареях (напряжение в каждом элементе должно быть не менее 1,8 В). При меньшем напряжении сменить батарею. Проверить затяжку клемм батарей и провода к массе. Окислившиеся клеммы и наконечники проводов очистить и смазать техническим вазелином. Очистить вентиляционные отверстия.
- Очистить наружные поверхности и клеммы от пыли и грязи, поверить затяжку и осмотреть контакты: генератора, выпрямителя, реле-регулятора, стартера, электрических сигналов, стеклоочистителей, электродвигателей, приборов зажигания и освещения.
- Проверить свободный ход педали сцепления. При необходимости отрегулировать, педаль сцепления должна иметь свободный ход б—12 мм. до начала рабочего хода поршня главного цилиндра.
- Проверить работу ручного тормоза и при необходимости отрегулировать.
- Проверить крепления сошки и рулевых тяг, при необходимости подтянуть их.
- Осмотреть передние и задние рессоры и подтянуть гайки стремянок. Подтянуть крепление стоек амортизаторов.
- Подтянуть гайки стопорных болтов шкворней и болтов крышек шкворней передней оси.
- Проверить, а при необходимости подтянуть болты фланцев карданного вала и опорных пластин игольчатых подшипников карданного вала.
- Проверить крепление в кузове петель, навески дверей, сидений и поручней.
Через одно первое техническое обслуживание (после каждых 2500—3500 км пробега), кроме перечисленного выше, дополнительно надо выполнить следующие операции:
- Сменить масло в картере двигателя, сменить фильтрующий элемент масляного фильтра тонкой очистки, промыть в керосине фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и фильтр маслоналивной трубы. Спустить отстой грязи из корпуса фильтров.
- Промыть и заправить чистым маслом воздухоочистители двигателя и воздушного компрессора.
- Проверить и очистить контакты прерывателя и электроды свечей зажигания, при необходимости отрегулировать зазоры.
- Проверить крепление аккумуляторных батарей.
- Проверить щетки и коллектор стартера, а также его крепление к картеру маховика. Проверить исправность работы всех контрольных приборов.
- Проверить суммарный зазор зацепления ролика с червяком рулевого механизма и при необходимости отрегулировать.
- Протереть полировочной жидкостью наружную облицовку кузова автобуса (подразумевалось использование полировочной воды). Внутреннюю облицовку боковин и потолка протирать мыльным раствором.
- Промыть сидения мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки.
- Протереть все наружные и внутренние полированные профили.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Проводится после каждых 8000—10000 км пробега. При втором техническом обслуживании, кроме работ первого технического обслуживания, необходимо дополнительно провести следующие операции:
- Выполнить все работы по смазке согласно указаниям карты смазки.
- Очистить камеры сгорания и днища поршней от нагара. При каждом снятии головки блока проверять состояние клапанов и седел, при необходимости очищать их от нагара и притирать клапаны.
- Снять и промыть масляный поддон двигателя и маслоприемник насоса. Эту операцию проводить также при каждом вскрытии двигателя.
- Подтянуть соединения кронштейнов рессор к лонжеронам. Подтянуть крепление амортизаторов.
- Снять и промыть фильтрующий элемент топливного фильтра-отстойника.
- Снять, разобрать и промыть топливный насос. При необходимости проверить производительность.
- Разобрать и промыть карбюратор.
- Снять термостат, очистить от накипи и проверить его работу.
- Проверить зазор между клапанами и толкателями и при необходимости отрегулировать.
- Проверить и отрегулировать схождение передних колес и затяжку подшипников ступиц передних и задних колес.
- Проверить затяжку гайки крепления фланца вторичного вала коробки передач и надежность крепления коробки передач к двигателю.
- Проверить герметичность пневматической системы, обратив особое внимание на герметичность тормозных камер, тормозного крана и состояние гибких шлангов тормозов.
- Проверить ход штоков тормозных камер, регулировку тяг привода тормозного крана, холостой ход педали тормоза и отрегулировать ручной тормоз.
- Проверить напряжение, регулируемое реле-регулятором, в соответствии с данными, указанными в технической характеристике реле-регулятора.
- Удалить пыль с шайб выпрямителя, продув его воздухом. Вытирать выпрямитель концами или тряпками нельзя.
- Снять аккумуляторные батареи с автобуса независимо от степени зарядки и отправить их для зарядки.
- Снять головку компрессора для очистки поршней, клапанов, седел, пружин воздушных клапанов, а также проверки работы и герметичности перепускных и нагнетательных клапанов.
- Переставить шины колес вместе с колесами.
Проводится после каждых 8000—10000 км пробега. При втором техническом обслуживании, кроме работ первого технического обслуживания, необходимо дополнительно провести следующие операции:
- Через одно второе техническое обслуживание (после каждых 16000—20000 км пробега), кроме перечисленного выше, дополнительно надо выполнить следующие операции:
- Снять стартер с двигателя, тщательно промыть детали в бензине, проверить состояние щеток стартера и генератора, а также натяжение пружин щеткодержателей. При необходимости сменить щетки.
- Очистить контактные кольца генератора и коллектор стартера. При сильном загрязнении обмотки статора генератора надо удалить грязь.
- Смазать подшипники и шарниры тяг стеклоочистителей.
- Проверить контакты фар, подфарников, задних фонарей и подтянуть болты крепления.
- Очистить от пыли и грязи клеммы ножного переключателя света, светового сигнала и включателя стоп-сигнала (в тормозном кране).
- Проверить состояние трущихся поверхностей барабанов, накладок и колодок ножного тормоза.
- При большом отложении нагара в трубе газопровода очистить ее любыми доступными средствами.
- Разобрать шарнирные сочленения карданных валов, тщательно промыть и проверить износ игольчатых подшипников.
- Снять, промыть и проверить состояние подшипников и сальников ступиц передних и задних колес.
- Проверить состояние шкворней и втулок поворотных кулаков и опорных роликовых подшипников, при значительных износах заменить их.
- Проверить и отрегулировать осевой зазор между балкой передней оси и поворотными кулаками.
- Снять аккумуляторные батареи и произвести полный контрольный цикл заряда-разряда батарей.
- Проверить зазор между червяком и роликом рулевого механизма.
- Проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей конической шестерни и гаек крепления чашек дифференциала заднего моста.
Также два раза в год, при переходе с зимней эксплуатации на летнюю или наоборот, необходимо было проводить сезонное обслуживание ЛАЗ-695 (СО) и смену смазки.