Полировочная вода
Многим может показаться, что в СССР не уделяли должного внимания качеству финишной обработки кузовов транспортных средств. И будут не правы. Еще в довоенной Стране Советов существовала масса абразивных и полировочных материалов самого широкого назначения. Сегодня мы остановимся на, пожалуй, самом последнем средстве, с помощью которого достигался идеальный блеск и в полной мере проявлялся цвет ЛКМ и его глубина на автомобилях.
Особенно актуальным вопрос полировки ЛКМ был и для завода ЛАЗ. Сверкающие глянцем львовские автобусы в то время видели только на новых машинах, поступавших в АТП страны или на разнообразных выставках и показах. К примеру, по архивным фото, такой блеск можно заметить на всех опытных моделях, выставочном ЛАЗ-695Б, продемонстрированного на ВДНХ в 1958 году, ЛАЗ-699А «Люкс» 1967 года для участия в 18-м Международном конкурсе автобусов в Ницце и др.
Почему блеск исчезал на автобусах, выходивших на регулярные рейсы? Первоначальная задача общественного транспорта — осуществление пассажирских перевозок. В первую очередь, безопасных и согласно утвержденных графиков и маршрутов. Во вторую — комфортных. В третью — без поломок. Как видим, внешний вид транспорта практически никак не влиял на основные задачи, возлагавшиеся на автобусы. Следовательно, на практике и внимание этому вопросу уделялось минимальное. Зато в теории всё было великолепно — ещё в инструкции по эксплуатации самой первой серийной модели ЛАЗ-695 1958 года, было заложено требование при проведении ТО-1 и ТО-2, а именно, после каждых 2500—3500 км пробега, протирать полировочной жидкостью наружную облицовку кузова автобуса. Правда, ни при ежедневном обслуживании автобуса (ЕО), ни при сезонном (СО), этого не требовалось.
Более ранний источник, Учебник автомобильного механика, указывал [стр. 176], что полировку кузова полировочной водой следует производить не реже одного раза в месяц, а пастой (подразумевалась полировочная паста №290 ТУ МХП №273—48) — два-три раза в год. При этом, такие операции как обдувка и обтирка, применявшиеся для кузовов легковых автомобилей, для автобусов, как правило, не применялись.
Полировочная вода (в некоторой литературе встречаются её другие названия: «Полировочная вода №1», «Полировочная вода №18») — тонкая суспензия мягкого тонкодисперсионного абразива в водной эмульсии растворителей — ТУ МХП 1996—49. Выпускалась химической промышленностью СССР в готовом виде в больших количествах с 1950 года. Разливалась в герметично закрывающиеся банки из белой жести ёмкостью 0,5—8 л. Поставлялась и хранилась полировочная вода согласно ГОСТ 9980-62. Помимо этого, была возможность её получения путем разведения специальной пасты №18 (ТУ НКХП 269—41) водой и керосином. К слову, название «Полировочная вода №18» возникло именно благодаря наименованию специальной пасты №18.
Хотя полировочная вода и относится к так называемым «освежающим жидкостям», не следует полагать, что это восстановление утраченного блеска на старых лакокрасочных покрытиях — это единственное её применение. Прежде всего, необходимо вспомнить, что глифталевые эмали, нитроэмали и нитролаки после высыхания образуют на поверхности довольно тусклые покрытия. Обычно, вновь окрашенные покрытия полируют сначала полировочными пастами, а завершающей операцией является именно полировка окрашенной поверхности кузова автомобиля полировочной водой.
Вода полировочная идеально подходит для снятия жирных пятен с отполированной поверхности, устранения помутнения свежеокрашенной поверхности (вызванного полированием) а также для восстановления её высокого блеска. Освежающие материалы (к которым также относится восковой состав №3) содержат в своем составе растворители масел (бензин) и поверхностного слоя плёнки (этиловый спирт и др.), а в качестве абразива, сорбирующего масла, в эмульсии применяется мелкодисперсионная фракция инфузорной земли, трепела, кизельгура, диатомита и др. Следует учитывать, что полировочная вода не должна содержать веществ, агрессивно действующих на полируемую поверхность.
Общий (усредненный) состав большинства освежающих жидкостей выглядит следующим образом: 70% воды, 8—10% абразива и 20—22% невысыхающего масла.
Технология и способ применения полировочной воды
Для проверки качества суспензии достаточно её визуального осмотра — вода должна легко впитываться марлевым, ватным или фланелевым тампоном, быть однородной, не загустевать и не давать плотного осадка при транспортировке и хранении. Допускается незначительное расслаивание, легко устраняемое взбалтыванием. Вода должна легко сходить с тампона и распределяться по полируемой поверхности.
Перед нанесением полировочной воды её необходимо хорошо взболтать и перемешать. Поверхность следует хорошо вымыть и протереть, дать высохнуть, при полировке на покрытии не должно быть царапин. Жидкость следует наносить тонким равномерным слоем чистым куском марли или мягкой тряпкой. По истечении 20—30 минут (как правило, этого времени достаточно для полного высыхания) круговыми движениями тщательно протереть поверхность кузова куском фланели до получения зеркального блеска.
Рецепты полировочной воды и способы её получения
Согласно ТУ МХП 1996—49 вода полировочная — тонкая однородная суспензия мягких абразивов в незагустевающей эмульсии, не дающая осадка, выпускавшаяся химической промышленностью СССР имела следующий состав:
Ингредиенты по ТУ МХП ОШ 1996—49 | Доля в % |
Инфузорная земля (трепел) | 8,2 |
Вазелиновое масло | 17,8 |
Инфузорная земля (трепел) | 8,2 |
Касторовое масло | 5,8 |
Вода | 68,2 |
В случае, если готовая суспензия отсутствовала, её можно было заменить следующим составом, приготовляемым из расчета:
Ингредиенты | Масса |
Серое мыло | 130 г |
Стружка белого воска | 500 г |
Поташ * | 70 г |
Вода | 5 л |
Смесь проваривалась до образования однородной массы, без комков, до полного растворения мыла и воска. Перед употреблением загустевшая суспензия разбавлялась водой до необходимой консистенции.
* Поташ добавлялся на заключительном этапе, только после полного проваривания смеси.
Еще один способ быстрого получения полировочной воды — разведение специальной пасты №18 (ТУ НКХП 269—41) водой и керосином в соотношении 5 частей пасты, 1 части керосина и 7 частей воды.
Суспензия использовалась для всех оттенков красок, применявшихся в автомобильной отрасли СССР согласно картотеке образцов цвета ЛКМ. Полировочная вода применяется как на заводе, для придания глянца новому лакокрасочному покрытию, так и на автопредприятиях, для возобновления блеска покрытий кузовов автомбилей, уже находящихся в эксплуатации.
Во многих справочниках водителя, наряду с такими материалами как восковая полировочная паста №2, жидкий полирующий состав №3 и др., она упоминалась как наиболее рекомендуемое средство для регулярного, ежемесячного использования.