Первый московский праздник автомобилистов

Эмблема Первого московского праздника автомобилистов

9 октября 1966 года в Москве провели крупнейший на то время смотр автомобильной техники, известный как «Первый московский праздник автомобилистов». Идея его организации принадлежала И.М. Гоберману, который занимал должность начальника «Главмосавтотранса» и была поддержана лично Л.И. Брежневым.

Мероприятие представляло собой грандиозный смотр автомобильной техники. Размах его был таким, что ради этого события перекрывали центр города, Манежную площадь, улицу Горького, проспекты К. Маркса и Ленинский, Садовое Кольцо и так до Лужников, где состоялся торжественный митинг и праздничный концерт.

Главная магистраль столицы — Садовое кольцо, на два часа превратилась в огромную трибуну, с которой москвичи и гости столицы, стоя в несколько рядов вдоль всей трассы, принимали этот парад. По некоторым подсчетам количество зрителей приближалось к миллиону, не говоря о том, что ещё больше людей могли наблюдать за парадом с телеэкранов (передача дублировалась дважды), слушать по радио и позже читать об этом в прессе (в декабрьском номере журнала «За рулём» была опубликована большая статья о празднике).

Первый московский праздник автомобилистов 9 октября 1966 года

Первый московский праздник автомобилистов 9 октября 1966 года

В изначальном виде идея подразумевала демонстрацию продукции всего отечественного автопрома, но очень быстро она вышла за эти рамки. Так, в параде принимал участие даже гужевой транспорт (повозки), авто и мототехника начала XX века и более ранние — самым старым экипажем была модель "Бенц-Вело" образца 1892 года, которая и возглавляла первую колонну.

Бенц-Вело на Первом московском празднике автомобилистов 1966 года

Старейший экспонат праздника — Бенц-Вело 1892 года

Семь колонн транспорта образовывали живую историю автомобильной техники: от ретро-автомобилей прошлого, машин настоящего и до прототипов будущего. Отдельной колонной шли юные автомобилисты на самодельных конструкциях детских автомобилей, а в рамках события проводился конкурс на приз журнала «Техника молодежи». Напомним, что Львовский завод автопогрузчиков (ЛЗА) в своё время выпускал педальную игрушку — модель Львовянка ДА4М.

Гужевой транспорт на Первом московском празднике автомобилистов

Гужевой транспорт соседствует с современными автомобилями

Колонна Московского автомотоклуба и оборонного Общества под знамёнами ДОСААФ представляла военную технику: бронетранспортёры, грузовики, тягачи, транспорт специального назначения, вездеходы (одна из изюминок праздника — экспериментальная модель НАМИ-076М «Ермак») и т.д. Широко были представлены легковушки всех марок, гоночные авто, автокраны, сельскохозяйственная и строительная техника. Советское автомобилестроение охватывало весь исторический период: от первого отечественного грузовика — полуторки АМО-Ф-15, в кузове которого расположились московские фотокорреспонденты, до передового на то время семейства ЗИЛ-130.

Гоночные автомобили на Первом московском празднике автомобилистов

Колонна гоночных автомобилей

Для мероприятия разработали отличительный знак (эмблему), которым снабжались все участники. На многих автомобилях были установлены регистрационные знаки ПРОБА. В 1967 году праздник автомобилистов был повторён, но на этом всё закончилось — таких масштабных мероприятий автомобильной тематики в СССР больше не проводили.

Легковые авто на Первом московском празднике автомобилистов 9 октября 1966 года

Однако, результаты праздника никто не отменял: под впечатлением от увиденного много мальчишек навсегда определились со своей будущей профессией — от водителя до конструктора; открывались множество автосекций; по всему Союзу проводились местные выставки автотематики. А через 10 лет, 15 января 1976 года, официально был установлен новый отраслевой праздник — День работников автомобильного транспорта, толчком к которому и послужил Первый московский праздник автомобилистов.

При составлении обзора использованы фотоматериалы Валентина Хухлаева.

Эталоны ЛКМ Первый московский праздник автомобилистов Создать автономер

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Комментарий: *