Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57

Горьковский завод торгового машиностроения (ГЗТМ) в 1957 году наладил серийное производство фургонов для транспортировки хлеба и хлебобулочных изделий модели КХА-2-57. Новый фургон был призван заменить морально и технически устаревший КХ-51 (выпускался заводом с 1951 года). Конструкция КХА-2-57 была принята в качестве типовой, а их выпуск (по технической документации) был освоен многими предприятиями по всему СССР (выпускался в Тульской области в Щёкино, Борисовским авторемонтным заводом (БАРЗ) в Белорусской ССР, который до середины 1990-х годов также выполнял капитальный ремонт автобусов ЛАЗ и др).

Напомним, что Львовскому автобусному заводу ещё в 1953 году было предписано разработать модель с кузовом-фургоном для транспортировки промышленных и продовольственных товаров, в результате чего появились опытные модели ЛАЗ-150Ф и прицеп-фургон ЛАЗ-730, но серийное их производство так и не началось.

Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57 от Горьковского завода торгового машиностроения

Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57

В качестве шасси было выбрано ГАЗ-51ШМ (с удлиненной на 564 мм в задней части рамой), которое появилось в результате модернизации семейства ГАЗ-51 в 1956 году. Стоит отметить, что шасси ГАЗ-51ШМ изначально проектировалось для монтажа автофургонов. Так, помимо КХА-2-57 на него устанавливалась модель ГЗТМ-954 — модификация для перевозки мебели, освоенная ГЗМТ в 1956 году и ставшая одним из самых массовых советских мебельных фургонов. Также использовалось шасси ГA3-51А.

Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57 на шасси ГАЗ-51А

Фургон КХА-2-57 на шасси ГАЗ-51А

КХА-2-57 представлял из себя каркасный кузов из дерева, обшитый листовым металлом из алюминиевого сплава. В качестве материала для крыши использовалась березовая фанера, обтянутая брезентовой тканью с водоотталкивающей пропиткой. Загрузочные двери и пол фургона были покрыты оцинкованным железом.

Фото фургона КХА-2-57 из Краткого автомобильного справочника Г.Н. Яковлева 1967 года

Автофургон КХА-2-57 в Кратком автомобильном справочнике 1967 года

Выбор удлиненного шасси ГАЗ-51ШМ позволил создать четыре секции внутри фургона, каждая из которых имела собственную двустворчатую дверь с резиновыми уплотнителями. Секции по ширине соответствовали стандартному хлебному лотку. Направляющие для размещения и перемещения хлебных лотков выполнялись из уголкового профиля с шагом 175 мм. Максимальная вместимость фургона составляла 132 лотка.

Фургон КХА-2-57 из брошюры Автоэкспорта Хлебный фургон КХА-2-57 из рекламы Автоэкспорта Автофургон КХА-2-57 из брошюры Автоэкспорта Фургон КХА-2-57 для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий Автоэкспорт

Рекламная брошюра об автофургоне КХА-2-57 от В/О «Автоэкспорт»

Стоит отметить, что к фургону предъявлялись особые санитарные требования. Так, маршрут этих машин лежал от хлебобулочных предприятий до точек реализации. И на всём пути следования остывающий хлеб выделял влагу. Чтобы предотвратить образование конденсата и намокание хлеба, на передней и задней стенках кузова были установлены по два вентиляционных люка с регулируемыми шторными затворками. Такое решение позволило не только обеспечить должный уровень вентиляции, препятствующий скоплению влаги, но и создать внутри фургона избыточное давление, препятствующее попаданию пыли даже при движении по грунтовым дорогам.

КХА-2-57 на шасси ГАЗ-51Ф 1961 года

Фургон КХА-2-57 на экспериментальном шасси ГАЗ-51Ф 1961 года

КХА-2-57 был оборудован прицепным устройством, что позволяло использовать в сцепке одноосный прицеп-фургон грузоподъемностью до 3 тонн, образуя автопоезд для перевозки большего количества продукции. Типовой схемой окраски была двухцветная: тёмный низ и светлый верх, хотя были партии фургонов, окрашенные в соответствии с пожеланиями заказчика.

Техническая характеристика автофургона КХА-2-57

Габаритные размеры автофургона, мм:
длина 6000
ширина 2120
высота (в ненагруженном состоянии) 2540
Размеры кузова наружные, мм:
длина 3335
ширина 1950
высота 1900
Размеры кузова внутренние, мм:
длина 3190
ширина 1780
высота 1610
Собственный вес автофургона, кг 3240
Вес кузова, кг 1100
Грузоподъемность автофургона, кг 1700
Количество устанавливаемых лотков 132
Шаг направляющих лотков, мм 175
Удлинение шасси, мм 564
Весовые характеристики автофургона, кг:
Грузоподъемность 1700
Собственный вес в снаряженном состоянии 3760
вес, приходящийся на переднюю ось 1550
вес, приходящийся на заднюю ось 2210
Полный вес (груженого) автомобиля 5610
вес, приходящийся на переднюю ось 2290
вес, приходящийся на заднюю ось 3320

Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57 был снят с производства в 1964 году. Ему на замену пришла модель ГЗТМ-892 (после 1966 года — ГЗСА-892) на шасси ГАЗ-52А. Через год, в 1965 году, ГЗТМ прекратил использование шасси ГАЗ-51ШМ и полностью перешел на использование модели ГАЗ-52А.

Хлебный фургон КХА-2-57

Немного занимательных вычислений. Многие еще помнят хлеб массой 1 кг (иногда его даже на весы клали вместо гири). Согласно ГОСТ 8055-56 (1956 года) хлеб из пшеничной муки 2 сорта (кирпичом) поступал в продажу массой 0,75 кг, 0,8 кг, 1 кг стоимостью 12, 13 и 16 копеек, соответственно, по ценам 1980 года; хлеб пшеничный из обойной муки (серый кирпичом) вес 1 кг стоимостью 14 коп; хлеб "Бородинский" 1кг стоимостью 20 коп; хлеб ржаной "Московский" 1кг по 14 коп.

Если принять за условие, что используется стандартный хлебный лоток шириной 740 мм (ГОСТ 9396-88), который вмещает 14 стандартных (формы Л7 и Л10) буханок формового хлеба (в соответствии с правилами укладки, хранения и транспортировки хлебных изделий по ГОСТ 8227-56), получается, что полностью загруженный продукцией фургон КХА-2-57 вмещал 1848 буханок общим весом 1386-1848 кг.

Вадим Михайлович
2019-11-24 21:30:47
↑ +4 ↓
Проблема доставки хлеба населению была актуальной, пожалуй, на всем протяжении существования страны Советов. И даже в 80-90 гг. Не будем забывать, что СССР — это громадная территория с массой разрозненных небольших населенных пунктов, до многих из которых можно было добраться только по просёлочной дороге, да и то, далеко не всегда.

Павловские унифицированные с автобусами фургоны ПАЗ-657 хоть и выпускались в больших количествах, но не могли покрыть все потребности жителей глубинки, тем более, что они были слишком дорогими для таких целей. Принятие конструкции КХА-2-57 в качестве типовой позволило наладить выпуск хлебовозов другими предприятиями, что частично решало проблему.



Тем не менее, в 1960-е годы вполне привычной картиной было наблюдать возле хлебозаводов гужевой транспорт — хозяйственные конные повозки, которые зимой сменялись на сани.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Комментарий: *