Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57
Горьковский завод торгового машиностроения (ГЗТМ) в 1957 году наладил серийное производство фургонов для транспортировки хлеба и хлебобулочных изделий модели КХА-2-57. Новый фургон был призван заменить морально и технически устаревший КХ-51 (выпускался заводом с 1951 года). Конструкция КХА-2-57 была принята в качестве типовой, а их выпуск (по технической документации) был освоен многими предприятиями по всему СССР (выпускался в Тульской области в Щёкино, Борисовским авторемонтным заводом (БАРЗ) в Белорусской ССР, который до середины 1990-х годов также выполнял капитальный ремонт автобусов ЛАЗ и др).
Напомним, что Львовскому автобусному заводу ещё в 1953 году было предписано разработать модель с кузовом-фургоном для транспортировки промышленных и продовольственных товаров, в результате чего появились опытные модели ЛАЗ-150Ф и прицеп-фургон ЛАЗ-730, но серийное их производство так и не началось.

Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57
В качестве шасси было выбрано ГАЗ-51ШМ (с удлиненной на 564 мм в задней части рамой), которое появилось в результате модернизации семейства ГАЗ-51 в 1956 году. Стоит отметить, что шасси ГАЗ-51ШМ изначально проектировалось для монтажа автофургонов. Так, помимо КХА-2-57 на него устанавливалась модель ГЗТМ-954 — модификация для перевозки мебели, освоенная ГЗМТ в 1956 году и ставшая одним из самых массовых советских мебельных фургонов. Также использовалось шасси ГA3-51А.

Фургон КХА-2-57 на шасси ГАЗ-51А
КХА-2-57 представлял из себя каркасный кузов из дерева, обшитый листовым металлом из алюминиевого сплава. В качестве материала для крыши использовалась березовая фанера, обтянутая брезентовой тканью с водоотталкивающей пропиткой. Загрузочные двери и пол фургона были покрыты оцинкованным железом.

Автофургон КХА-2-57 в Кратком автомобильном справочнике 1967 года
Выбор удлиненного шасси ГАЗ-51ШМ позволил создать четыре секции внутри фургона, каждая из которых имела собственную двустворчатую дверь с резиновыми уплотнителями. Секции по ширине соответствовали стандартному хлебному лотку. Направляющие для размещения и перемещения хлебных лотков выполнялись из уголкового профиля с шагом 175 мм. Максимальная вместимость фургона составляла 132 лотка.




Рекламная брошюра об автофургоне КХА-2-57 от В/О «Автоэкспорт»
Стоит отметить, что к фургону предъявлялись особые санитарные требования. Так, маршрут этих машин лежал от хлебобулочных предприятий до точек реализации. И на всём пути следования остывающий хлеб выделял влагу. Чтобы предотвратить образование конденсата и намокание хлеба, на передней и задней стенках кузова были установлены по два вентиляционных люка с регулируемыми шторными затворками. Такое решение позволило не только обеспечить должный уровень вентиляции, препятствующий скоплению влаги, но и создать внутри фургона избыточное давление, препятствующее попаданию пыли даже при движении по грунтовым дорогам.

Фургон КХА-2-57 на экспериментальном шасси ГАЗ-51Ф 1961 года
КХА-2-57 был оборудован прицепным устройством, что позволяло использовать в сцепке одноосный прицеп-фургон грузоподъемностью до 3 тонн, образуя автопоезд для перевозки большего количества продукции. Типовой схемой окраски была двухцветная: тёмный низ и светлый верх, хотя были партии фургонов, окрашенные в соответствии с пожеланиями заказчика.
Техническая характеристика автофургона КХА-2-57
Габаритные размеры автофургона, мм: | |
длина | 6000 |
ширина | 2120 |
высота (в ненагруженном состоянии) | 2540 |
Размеры кузова наружные, мм: | |
длина | 3335 |
ширина | 1950 |
высота | 1900 |
Размеры кузова внутренние, мм: | |
длина | 3190 |
ширина | 1780 |
высота | 1610 |
Собственный вес автофургона, кг | 3240 |
Вес кузова, кг | 1100 |
Грузоподъемность автофургона, кг | 1700 |
Количество устанавливаемых лотков | 132 |
Шаг направляющих лотков, мм | 175 |
Удлинение шасси, мм | 564 |
Весовые характеристики автофургона, кг: | |
Грузоподъемность | 1700 |
Собственный вес в снаряженном состоянии | 3760 |
вес, приходящийся на переднюю ось | 1550 |
вес, приходящийся на заднюю ось | 2210 |
Полный вес (груженого) автомобиля | 5610 |
вес, приходящийся на переднюю ось | 2290 |
вес, приходящийся на заднюю ось | 3320 |
Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57 был снят с производства в 1964 году. Ему на замену пришла модель ГЗТМ-892 (после 1966 года — ГЗСА-892) на шасси ГАЗ-52А. Через год, в 1965 году, ГЗТМ прекратил использование шасси ГАЗ-51ШМ и полностью перешел на использование модели ГАЗ-52А.

Немного занимательных вычислений. Многие еще помнят хлеб массой 1 кг (иногда его даже на весы клали вместо гири). Согласно ГОСТ 8055-56 (1956 года) хлеб из пшеничной муки 2 сорта (кирпичом) поступал в продажу массой 0,75 кг, 0,8 кг, 1 кг стоимостью 12, 13 и 16 копеек, соответственно, по ценам 1980 года; хлеб пшеничный из обойной муки (серый кирпичом) вес 1 кг стоимостью 14 коп; хлеб "Бородинский" 1кг стоимостью 20 коп; хлеб ржаной "Московский" 1кг по 14 коп.
Если принять за условие, что используется стандартный хлебный лоток шириной 740 мм (ГОСТ 9396-88), который вмещает 14 стандартных (формы Л7 и Л10) буханок формового хлеба (в соответствии с правилами укладки, хранения и транспортировки хлебных изделий по ГОСТ 8227-56), получается, что полностью загруженный продукцией фургон КХА-2-57 вмещал 1848 буханок общим весом 1386-1848 кг.