Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V «Фестивальный»

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V

Очередная экспериментальная модель автобуса была изготовлена львовянами в январе 1957 года в городском варианте. Условно его называют ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V , и является он не чем иным, как ещё одной попыткой улучшения третьей опытной модели. Даже, несмотря на то, что разработка велась крайне быстрыми темпами, именно этот экземпляр впоследствии послужил эталоном для первой промышленной партии автобусов ЛАЗ-695.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V вид сбоку

Экспериментальный автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V «Фестивальный»

Фактически ЛАЗ начал первое серийное производство летом 1957, когда первая партия автобусов была направлена в Москву для обслуживания VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Отсюда и второе название автобуса — ЛАЗ-695 «Фестивальный».

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V вид спереди

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V

Точное количество автобусов, которые ЛАЗ успел выпустить к началу праздника нам не известно, хотя запланировано было 100 экземпляров. Однако основной выпуск пришелся на вторую половину 1957 года, а всего за календарный год было собрано 303 автобуса ЛАЗ-695. Серийное производство продолжалось до мая 1958 года и по некоторым данным всего было выпущено почти 1000 автобусов в "фестивальной обертке". После чего, в том же 1958 году все, выходившие со сборочной площадки модели уже имели совсем другой дизайн передней части (новый шильдик в виде буквы "Л", отказ от декоративной решетки радиатора и т.д.).

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V фестивальный вид сзади

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V

Принадлежность к опытной разработке эту модель выдает, прежде всего, отсутствие тонировки на скатах крыши — экспериментальный образец был выпущен с полностью прозрачными стёклами. Это единственные, известные нам фотографии экспериментальной модели. Сделаны они были во Львове (вероятнее всего перед отправкой автобуса в Москву) у мемориала «Холм Славы».

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V фестивальный вид салона спереди ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V вид салона сзади

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V «Фестивальный» виды салона

В настоящее время один из ранних экземпляров ЛАЗ-695 находится в коллекции Московского музея городского транспорта, где он был отреставрирован и максимально приведен в соответствие к облику автобусов 1957 года, обслуживавших фестиваль. Регистрационный номерной знак щв 13-40, который был установлен на пятую экспериментальную модель, перекочевал на неё со второго опытного ЛАЗ-695, а уже летом он красовался на пригородном варианте шестого опытного ЛАЗ-695. Схема покраски была почти идентичной третьему образцу.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V фестивальный вид сзади

Автобус ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V

Советская пресса достаточно оперативно отреагировала на появление этой ЛАЗовской модели. Так, наиболее примечательным является материал, появившийся в майском номере журнала «Техника молодежи» 1957 года [126] под названием "Подарок фестивалю". В нём была рассказана история о том, как формировалась молодая команда конструкторского бюро, "разлетаясь" по Союзу к узкопрофильным специалистам для получения новых знаний, как Виктор Васильевич Осепчугов ломал сложившиеся стереотипы и правила конструирования автотехники.

Отреставрированный автобус ЛАЗ-695 «Фестивальный» из коллекции музея Мосгортранса

Отреставрированный ЛАЗ-695 «Фестивальный» из коллекции музея Мосгортранса

Так, было принято решение создавать рабочие чертежи модели сразу, минуя стадию плаза, что позволило завершить разработку новой марки автобуса всего за 180 дней.

Данная модель в 2015 была использована для оформления КПД при эмиссии Укрпочтой марки «Автобус ЛАЗ 695. 1961». Подробнее об этом можно узнать на странице автобусы ЛАЗ на марках СССР и других стран.

Модель ЛАЗ-695 «Фестивальный» от «Ultra Models»

Производитель масштабных моделей «Ultra Models» порадовал коллекционеров своей моделью ЛАЗ-695 «Фестивального» в масштабе 1:43 (Артикул UM43-B002R). Как и вся их программа ЛАЗов — модель достойна внимания: детализация экстерьера на должном уровне, качество покраски вполне достойное, цвета, использованные для покраски смотрятся гармонично (вероятнее всего максимально приближены к музейному экспонату ГУП «Мосгортранс»).

Коллекционная масштабная модель ЛАЗ-695 «Фестивальный» от Ultra Models Модель автобуса ЛАЗ-695 «Фестивальный» в масштабе 1:43

Модель автобуса ЛАЗ-695 «Фестивальный» от «Ultra Models» в масштабе 1:43

Будем признательны за любую дополнительную информацию, которая пролила бы больше света на историю создания автобуса ЛАЗ-695 «Львов» Опытного V и его серийных «Фестивальных» экземпляров.

ЛАЗ-695 «Львов» Опытный IV ЛАЗ-695 «Львов» Опытный V ЛАЗ-695 «Львов» Опытный VI

Вадим Михайлович
2016-06-12 21:11:53
↑ +28 ↓
Добавлю фото с видом салона восстановленного экспоната. Всё же хорошо, что в конце концов он достался Мосгортрансу, поскольку "реставрация" от предыдущего владельца смотрелась совсем убого.



Да, вид красивый, всё ажурно, светло и с оттенком свежести, но в жару трудно было назвать поездку на нём комфортной.
[Ответить]
Валерий
2016-06-15 14:59:49
↑ +13 ↓
Коллега, в конце 50-х такой автобус был верхом мечтаний для пассажиров. Да, иногда было душно и жарко, иногда даже крыша протекала, но вопрос духоты решался открыванием всех раздвижных окон и люков в салоне. Не смотрите на модель с высоты реалий наших годов. Понятно, что если выпустить на маршрут такой автобус сегодня в жару, без кондиционера, да еще и заставить постоять в пробке на МКАДе, из него получится неплохая сауна. А в те годы трафик был мизерным, пробок почти не встречалось, все катались с ветерком.
[Ответить]
Артем
2018-03-02 19:38:15
↑ +22 ↓
По поводу излишней жары и духоты в салоне можно даже не рассказывать. С этой проблемой сталкивались все без исключения производители, использовавшие в качестве остекления боковые панорамные стекла, переходящие в скаты крыши.

Как пример можно привести автобус, выпущенный через 13 лет после фестивального ЛАЗа — ПАЗ-Турист-люкс 8,5, у которого боковые и передние стекла были больших размеров и панорамными. Их изготовили по спецзаказу на Саратовском заводе технического стекла.



В мае 1969 года этот автобус отправили на 19-ю Международную автобусную неделю, где по результатам конкурса экипажу вручили Большой приз президента Французской республики и приз «Золотая Ника», а главный конструктор и дизайнер удостоились диплома «За техническое совершенство».



Основную проблему "технического совершенства" решили только к концу 1970 года, когда была проведена модернизация автобуса. Решение заключалось в банальной установе в автобус мощного кондиционера.
[Ответить]
Admin
2018-03-04 15:13:29
↑ +12 ↓
Артем, спасибо за такую подробную инфу. Вероятнее всего, установка кондиционера — единственный способ решения проблемы. Но только для автобусов после 70-х годов. Для начала 60-х это было непозволительной роскошью для общественного транспорта (во всяком случае, в реалиях СССР).

Так, по заверениям конструкторов ЛАЗа, установка в скаты крыши дымчатого тонированного оргстекла, должна была частично решать проблему жары в салона. О проблеме знали еще на этапе проектирования и попытка её решения была предпринята даже на первом опытном ЛАЗ-695 (скаты из оргстекла темно-вишневого оттенка). Но по факту такое решение несло больше декоративную функцию.
[Ответить]
Роман
2020-04-09 17:59:16
↑ +2 ↓
Всем здравствуйте.

1) Выходил ли в таком виде автобус на линии или нет?

2) В модели от Ультры есть сочетание: низ тёмно-зелёного цвета, верх белый. Существовал ли такой вариант в реале? Конечно сайт не о масштабных моделях, но думаю, сведений здесь больше всего.
[Ответить]
Вадим Михайлович
2020-04-10 13:26:59
↑ +9 ↓
1). «Фестивальные», в большинстве своём, только в таком виде и существовали (они с конвейера сходили в такой цветовой схеме). Эти автобусы реально отработали, обслуживая VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, хотя документальных фото и кинохроники, запечатлевших их, не так много, как хотелось бы. После фестиваля, насколько мне известно, машины были переданы как в различные ведомства, так и в АТП, где эксплуатировались на рядовых маршрутах.

2). Если я правильно понял, речь идет о серийной городской модели ЛАЗ-695 (артикул UM43-B002). Высказывались мнения о том, что такой цвет слишком "тяжел" для автобуса, можно было и поярче выбрать, но производитель «Ultra Models» заверял, что цвет для модели выбирался на основе реального фото.



Учитывая, что рассматривается серийный ЛАЗ-695 (коих было выпущено достаточное количество), можно предположить, что в таком цвете автобусы реально существовали, тем более, что схема окраски идентична первому опытному образцу с разницей лишь в цвете.
[Ответить]
Роман
2020-04-11 01:23:24
↑ +6 ↓
Спасибо большое. Фото действительно мало. В реале их не застал. Застал более поздние, с буквой "Л" на передке, когда маленьким был у родственников в Крыму. Вот решил восполнить в моделях 695 от «Ультра» и 697Е от «КБ».

А вот с 695Н связано было много. И в пионерском лагере у нас такой был, и в колонне автокомбината, и в деревню я ездил на нём. Причём все они были одной расцветки: белые с голубыми полосами. На первой работе (автослесарем) частенько обслуживал и ремонтировал 695Н и 699Р. Хорошие машины.
[Ответить]
Поделиться мыслями

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить