Обязанности водителей 1961

Обязанности водителей 1961

Ниже приведена выдержка из издания Соловьева Г.М. и Иванова Д.Н. Движение автотранспорта в СССР 1961 года, посвященная обязанностям, возлагавшимся на водителей после принятия в 1959—60 гг. ряда нормативно-правовых документов, направленных на повышение качества работы и безопасности всех участников дорожного движения. Содержит полный перечень прав, обязанностей, запретов и условий допуска к работе водителей автотранспортных средств с пояснениями и комментариями. Больше информации по этой теме можно найти в разделе нашей библиотеки автолюбителя «Памятки водителю и учебники шофера».

Водителю необходимо быть опрятным, а также проявлять постоянную заботу о сохранности автомобиля, к чему полностью относятся общие требования.

Перед выездом из гаража (парка), а при длительных поездках и в пути водитель обязан тщательно проверять техническое состояние и внешний вид автомобиля; особое внимание обращать на исправность тормозов, рулевого управления, шин, приборов освещения и сигнализации, на чистоту номерных и опознавательных знаков и надписей на автотранспорте.

Перед выездом необходимо проверить также наличие и исправность комплекта водительского и шанцевого инструмента, чтобы из-за их отсутствия или некомплектности не задерживать автомобиль и не создавать помехи другим.

Во время управления автомобилем водитель должен иметь при себе: удостоверение на право вождения автомобиля данного типа, выданное Госавтоинспекцией, путевой лист (водители транспорта общего пользования — маршрутный лист), талон на право эксплуатации автомобиля.

Водители автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам, путевыми листами не пользуются; вместо него они обязаны иметь при себе талон технического паспорта.

ГАИ выдает удостоверения, действительные на всей территории Союза ССР независимо от того, в какой республике они выданы и на каком языке напечатан в них текст. Удостоверения выдаются двух образцов: удостоверение шофера-профессионала и удостоверение шофера-любителя.

Шоферы-профессионалы имеют право работать по найму на легковых, грузовых и специальных автомобилях любой марки и модели. Однако если у них нет удостоверения шофера 1-го или 2-го класса старого образца, квалификационного талона шофера 1-го или 2-го класса или свидетельства школы (курсов) о прохождении, подготовки с указанием даты и номера приказа о присвоении квалификации шофера 1-го или 2-го класса, то им запрещено управлять автобусами, пожарными автомобилями и автомобилями скорой медицинской помощи.

Шоферы-любители допускаются к управлению легковыми автомобилями всех марок и моделей, но только:

  • принадлежащими индивидуальным владельцам;
  • выделенными спортивными организациями для тренировок и участия в соревнованиях;
  • полученными во временное пользование на условиях проката (при на личии соответствующего документа прокатной базы);
  • прикрепленными государственными или общественными автомобильными хозяйствами (учреждениями, предприятиями, колхозами) для служебного самообслуживания (фамилия водителя должна быть вписана в путевой лист).

Работать по найму или использовать автомобиль с целью извлечения прибыли шоферам-любителям запрещено. В соответствии с республиканским законодательством виновные в нарушении этого правила привлекаются к уголовной ответственности с конфискацией автомобиля.

Водители тракторов, дорожных, строительных, уборочно-поливочных и других специальных самоходных машин и механизмов, сконструированных не на автомобильных шасси, сдают экзамены и получают удостоверения на право вождения машины или механизма определенного типа в ведомственных квалификационных комиссиях. Для управления любой машиной или механизмом, сконструированными на стандартном или частично измененном шасси автомобиля, водитель должен иметь квалификацию шофера-профессионала.

На линии водитель обязан:

1. Немедленно останавливать автомобиль:

  • по указанию работников милиции, общественных и военных инспекторов, подавших сигнал жезлом, жестом руки или свистком (при остановке должны быть соблюдены общие требования к остановке и стоянке транспорта);
  • по требованию руководителей организованных шествий и колонн, дежурных у школ и на железнодорожных переездах, подавших сигнал рукой, флажком или фонарем (остановиться нужно на том месте, где водителя застал сигнал);
  • по сигналу тростью или рукой, поданному слепым, переходящим улицу или дорогу;
  • по сигналам лиц, сопровождающих животных.

Водитель вправе потребовать от остановившего его работника милиции или общественного автоинспектора предъявления документов, удостоверяющих его личность.

2. По первому требованию работников милиции и общественных автоинспекторов передавать им для проверки удостоверение водителя, путевой лист (талон технического паспорта) и другие документы, относящиеся к данной поездке.

3. Безоговорочно и безвозмездно предоставлять грузовые и легковые автомобили независимо от их принадлежности (в том числе находящиеся в личном пользовании) по распоряжению работников милиции (не общественных автоинспекторов) для следующих неотложных служебных надобностей:

  • преследования скрывающихся от милиции лиц;
  • доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи (для этой цели не должны использоваться автомобили, предназначенные для перевозки продуктов);
  • следования к месту дорожно-транспортного происшествия, несчастного случая или стихийного бедствия.

Работник милиции при использовании автомобиля должен предъявить водителю документ, удостоверяющий его личность, и оформить поездку соответствующей записью в путевом листе с указанием своей фамилии, должности, номера удостоверения и наименования органа милиции; владельцу автомобиля вместо записи в путевом листе должна быть выдана справка с такими же сведениями.

Согласно Постановлению СНК СССР за №235 от 4 марта 1943 г. руководители автотранспорта всех ведомств обязаны предоставлять порожний автотранспорт для загрузки попутным грузом. Организация загрузки на трактах, расположенных по пути следования автомобилей, возложена на транспортно-экспедиционные конторы (ТЭК), организующие диспетчерско-контрольные пункты (ДКП). Для загрузки попутным грузом разрешено направлять и возвращать порожние автомобили к загрузочным пунктам, отстоящим от постов на расстоянии до 10 км в одном направлении.

Водителю запрещается:

1. Выезжать на неисправном автомобиле.

2. Передавать управление автомобилем лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления им или имеющим удостоверение, но не указанным в путевом (маршрутном) листе.

Нельзя никому передавать управление автомобилем, если нет приказания начальника о передаче управления (это указание не относится к случаям проверок технического состояния автомобиля, производимых должностными лицами милиции или инспектором Военной автотракторной инспекции).

В случаях когда начальник или работник милиции в пути отстраняет водителя от управления автомобилем, об этом в путевом (маршрутном) листе необходимо сделать запись лицу, отстранившему водителя, или самому отстраненному водителю.

Владельцы автомобилей могут передавать управление автомобилем лицам, имеющим удостоверение на право управления. В этом случае лицо, управляющее автомобилем, должно иметь при себе талон технического, паспорта на автомобиль и доверенность владельца на право пользования автомобилем, заверенную в установленном порядке. Если вместе с водителем на автомобиле едет сам владелец, то письменная доверенность на право пользования автомобилем необязательна, достаточно устного заявления владельца. Нельзя передавать свое удостоверение на право управления автомобилем кому бы то ни было.

3. Передавать управление автомобилем лицу, имеющему на это право, если нет твердой уверенности в том, что данное лицо имеет достаточные навыки в вождении автомобиля такого типа.

4. Управлять автомобилем в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения.

Крайнюю опасность представляет управление автомобилем при болевых ощущениях в суставах рук или ног, ограниченной подвижности шеи, засорении глаза или наложении повязки на него; в последнем случае водитель может хорошо видеть все предметы находящиеся в поле его зрения, но он не в состоянии правильно определять расстояния и складывающуюся обстановку, так как вследствие отсутствия бинокулярного зрения все видимое ему кажется плоской картинкой.

Состояние утомления опасно тем, что притупляется внимание, удлиняется реакция водителя на изменения окружающей обстановки; наибольшая угроза безопасности создается при состоянии дремоты, переходящей в сон. Поэтому садиться за руль автомобиля, особенно перед ночной поездкой, можно только после хорошего отдыха. На маршрутах большой протяженности следует время от времени останавливаться, выходить из автомобиля, делать пробежки и умываться холодной водой или хотя бы обтирать лицо носовым платком, смоченным водой.

Некоторые водители подбадривают себя, включая радиоприемник, пением, разговором с пассажирами. Полезность таких приемов зависит от индивидуальных особенностей водителя, но они никогда не должны отвлекать его от наблюдения за дорогой, поскольку минутный разговор будет стоить кому-нибудь вечного молчания!

Для уменьшения утомляемости водителя большое значение имеет правильная посадка. Сидеть надо не сгибая спины; сиденье подгонять по росту так, чтобы обеспечивались хорошая обзорность дороги впереди автомобиля и удобство управления.

5. Управлять автомобилем в состоянии хотя бы самого легкого опьянения или под воздействием наркотических средств.

6. Употреблять алкогольные напитки* с момента выезда автомобиля (из гаража или с места ночлега в пути) до возвращения на место стоянки в гараже или до постановки автомобиля в пункте ночлега.

Для утоления жажды в пути водителю необходимо иметь при себе термос: летом с холодной водой (лучше всего колодезной или минеральной), зимой — с горячим крепким чаем или кофе.

При дорожно-транспортных происшествиях — авариях, наездах, несчастных случаях — водитель, причастный в какой-либо мере к этому происшествию, обязан:

  • Без промедления остановить автомобиль.
  • Обеспечить оказание помощи пострадавшим.
  • Сообщить о случившемся ближайшему постовому милиционеру или в ближайший орган милиции.
  • Не трогаться с места, если это не мешает движению, до прибытия представителя милиции и без его разрешения. Однако если невозможен проезд других транспортных средств, участники дорожного происшествия должны записать фамилии и адреса свидетелей, которые могут указать обстановку происшествия, после чего отвести транспорт в сторону, стараясь не нарушить и сохранить вещественные доказательства происшествия (следы колес, осколки стекол, отдельные детали и т. п.); рекомендуется с участием свидетелей возможно более точно зафиксировать обстановку аварии или наезда (составить акт, нарисовать схему, указать точно взаимное положение транспорта и пострадавших людей).

Если невозможно вызвать скорую помощь или отправить пострадавших на попутном транспорте, водитель обязан сам доставить пострадавшего в ближайшую больницу, приемный покой или амбулаторию, сообщить там свою фамилию и номер автомобиля, предъявить путевой лист (маршрутную карточку) или талон технического паспорта, после чего вернуться к месту происшествия и зафиксировать обстановку происшествия, как указано выше.

Согласно Правилам технической эксплуатации каждый работник автомобильного транспорта, обнаруживший дорожно-транспортное происшествие, при котором пострадали люди, или предупрежденный о нем, независимо от выполняемой им в это время работы на линии обязан немедленно принять все необходимые меры для оказания помощи: сообщить милиции, в медицинское учреждение и т.п.

В связи с увеличением количества иностранных туристов, путешествующих по Советскому Союзу на собственных автомобилях, Правила движения обязывают этих туристов иметь при себе документы на автомобиль и на право управления им, предусмотренные международной Конвенцией о дорожном движении, а на автомобиле — национальный регистрационный номер и, кроме того, отличительный знак, присвоенный данной стране согласно Конвенции.

Во всем остальном иностранные водители обязаны полностью руководствоваться Правилами движения по улицам и дорогам Союза ССР.

* К алкогольным напиткам относятся не только водка, настойки, наливки, ликеры и коньяки, но и вина — крепленые (десертные, сладкие), натуральные (сухие, полусухие), а также бражные и хмельные напитки, в том числе пиво.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *