Номерные и опознавательные знаки и надписи на автотранспорте 1961

Номерные и опознавательные знаки и надписи 1961

Данная выдержка из "Основных положений безопасности движения" книги Соловьева Г.М. и Иванова Д.Н. Движение автотранспорта в СССР 1961 года, относящаяся к техническому состоянию автомобилей, разъясняет требования, правила, нормы установки и нанесения номерных знаков и надписей на автомобильный транспорт. Издание было призвано ознакомить водителей с новыми Правилами движения по улицам и дорогам Союза ССР от 11.01.1960 и требованиям нового ГОСТ 2965—60 «Знаки дорожные сигнальные», утвержденного 01.04.1960. Помимо прочих изменений, новый ГОСТ вернул отдельный тип номерных знаков «ПРОБА», для установки на опытные и экспериментальные модели, проходившие испытания. Среди основных обязанностей водителей в 1961 данные требования к номерным знакам занимали особое место.

К эксплуатации допускаются автомобили, имеющие общесоюзные или военные регистрационные номерные знаки.

На всех автомобилях (в том числе и на автобусах) должны быть установлены на определенных местах два знака: один спереди, другой сзади. На двухосных прицепах крепится один знак сзади с левой стороны.

Автомобили, доставляемые своим ходом с автомобильных и авторемонтных заводов или из магазинов к месту учета, должны быть снабжены номерными знаками с надписью «Транзит».

Номерные знаки необходимо прочно укреплять на специальных кронштейнах. Головки болтов следует окрашивать в такой же цвет, как и знак. Знак должен быть всегда чистым. Обращаем внимание, что у нас разработан сервис генерации номерных знаков СССР, который позволяет содавать реалистичные номера даже с головками болтов для коллекционеров масштабных моделей автотранспорта СССР.

С 1958 г. в СССР применяются номерные знаки по ГОСТ 3207—58, обозначение на которых состоит из четырех цифр и трех букв — белых на черном фоне. В эксплуатации находится большое количество автомобилей с номерными знаками, изготовленными по ГОСТ 3207—46, имеющими две буквы и четыре цифры — черные на желтом фоне. Знаки обоих видов действительны на всей территории Союза ССР. Знаки старого образца использовались на автотранспорте наряду с новыми, поэтому встретить их на улице было вполне обычным делом еще очень долгое время. К примеру, парочка «ГАЗ-21 Волга» с разными образцами даже попала на почтовую карточку 1970 года.

Автомобили «ГАЗ-21 Волга» с номерными знаками разных образцов на фоне Одесского автовокзала

«ГАЗ-21 Волга» со знаками разных образцов на фоне Одесского автовокзала.

Запрещается сгибать номерной знак или изменять каким-либо способом его размеры и форму, обводить знак какой-либо каймой, заключать в рамку, наносить на него дополнительные обозначения!

Не следует закрывать знаки целлофаном или другим, даже вполне прозрачным, материалом.

Кроме номерных знаков, на грузовых автомобилях, прицепах к ним и автобусах должна быть надпись, повторяющая цифры и буквы этого знака. Надпись должна быть сделана на заднем борту или задней стенке кузова (цистерны) хорошо заметной краской. Цифры и буквы должны располагаться в один ряд и каждая из них должна иметь следующие размеры: высоту 300 мм, ширину 120 мм, толщину штриха 30 мм.

Номерные надписи на борту грузового автомобиля с разными образцами нанесения номеров

Номерные надписи на борту грузового автомобиля:
а — номерной знак образца 1958 года;
б — номерной знак образца 1946 года.

Для повышения безопасности при встречных разъездах Правилами движения предусмотрено применение опознавательного знака грузовых автомобилей, эксплуатируемых с одним или несколькими прицепами любого типа. Опознавательный знак автопоезда должен располагаться на левой стороне переднего борта кузова или на кабине, как это указано на рисунке "а".

Опознавательные знаки для нанесения на автомобили 1961

Опознавательные знаки:
а — автомобильного поезда;
б — автомобиля, которым управляет водитель со стажем менее одного года;
в — автомобиля, переоборудованного на ручное управление.

Согласно ГОСТ 8769—58 на внешние осветительные приборы автомобиля на прицепах и полуприцепах сзади должны быть установлены отражатели красного цвета в виде равностороннего треугольника.

На всех автомобилях (а также на мотоциклах, мотороллерах и т.п.), на которых обучаются управлению, независимо от принадлежности автомобиля (государственной организации или индивидуальному владельцу) и характера обучения (групповое или индивидуальное) спереди и сзади должны быть щитки с надписью «Учебный»; буквы должны быть высотой не менее 80 мм.

На автомобилях (а также мотоциклах, мотороллерах, мопедах, мотоколясках), когда ими управляет водитель, имеющий стаж менее одного года, спереди и сзади должны быть установлены щитки с изображением знака «Прочие опасности» высотой 150 мм (как на рисунке "б").

На автомобиле, переоборудованном для ручного управления, должен быть (независимо от стажа водителя) установлен такой же щиток, но на знаке «Прочие опасности» вместо восклицательного знака должна быть буква «Р» (рисунок "в").

В случае, когда автомобилем, переоборудованным на ручное управление, управляет водитель, имеющий стаж менее одного года, спереди и сзади автомобиля следует иметь щитки или щиток с изображением обоих знаков.

Такими знаками водители, регулировщики движения и пешеходы предупреждаются о возможных неумелых, нечетких, замедленных действиях новичка или инвалида; последние посредством знака с буквой «Р» информируют работников милиции о своем праве уходить от автомобиля в местах, где стоянка запрещена.

Отличительные знаки или световые указатели автомобилей аварийных служб (горноспасательных, энергетических, промышленных, транспортных, дорожных, коммунальных и т.п.) или другого специального назначения, а также белые полосы по диагонали бортов грузовых автомобилей могут применяться только с письменного разрешения Госавтоинспекции.

Нанесение надписей рекламного характера, эмблем, гаражных номеров и т. п. Правилами движения не регламентируется. Необходимо лишь, чтобы они не мешали четко различать надпись номерного знака, а на стеклах кабины или кузова (в том числе и на заднем) не ограничивали обзорность для водителя. Позже были предприняты попытки свести к единому виду нанесение эмблем и номеров АТП, но они носили лишь рекомендательный характер и не были обязательными к выполнению. Напомним, что у нас есть небольшая, но интересная коллекция эмблем АТП, предприятий и ведомств СССР, отрисованных с оригинальных фото.

Данную страницу пока никто не комментировал

Ваше имя: *

Ваша почта:

Не обязательно. Не публикуется.
Используется только для связи с Вами.

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить