Правила транспортировки, погрузки и выгрузки грузов
Подразделение грузов.
Грузы по весу делятся на три категории:
- I — грузы весом в одном месте менее 80 кг;
- II — грузы весом в одном месте от 80 до 500 кг;
- III — грузы весом в одном месте более 500 кг.
По опасности при перевозке, погрузке или выгрузке грузы делятся на 7 групп:
- 1 — грузы мало опасные (стройматериалы, продукты питания, ширпотреб);
- 2 — грузы опасные, как горючие (бензин, керосин, химикалии, медикаменты);
- 3 — опасные, как пылящие (цемент, известь) и горящие (асфальт, битум);
- 4 — опасные, как обжигающие жидкости (каустик, кислоты и другие жидкие химикалии);
- 5 — баллоны со сжатым газом;
- 6 — опасные по своим габаритным размерам;
- 7 — особой опасности (взрывчатые, отравляющие вещества).
Транспортировка грузов разных категорий
Транспортировка грузов I категории со склада до места погрузки и обратно, от места разгрузки на склад, может производиться вручную, если это расстояние не более 25 м, а для сыпучего груза, перевозимого навалом, — до 3,5 м. При большем расстоянии нужно пользоваться простейшими приспособлениями (тележки, вагонетки, тачки). Поднимать грузы I категории весом более 50 кг в одном месте или снимать их с кузова автомобиля должны не менее, чем два грузчика.
Транспортировка грузов II категории со склада до места погрузки и обратно, от места разгрузки на склад, производится с применением простейших механизмов и подъемных приспособлений (покати, тали, блоки). Переноска грузов II категории вручную разрешается лишь на временных площадках и при условии, что груз, приходящийся на одного человека, не превышает 50 кг.
Транспортировка грузов III категории на постоянных площадках должна быть механизирована при помощи подъемных кранов, блоков, лифтов.
На временных площадках допускаются, как исключение, транспортировка, погрузка и выгрузка вручную, но с обязательным принятием мер предосторожности (устройство наклонного настила, страховка при помощи канатов) и выделением ответственного лица от администрации для наблюдения за безопасностью работ.
Грузы в кузов автомобиля укладывают с соблюдением следующих правил.
Груз при погрузке навалом не должен возвышаться над уровнем бортов автомобиля (в противном случае борты нужно прочно наращивать до высоты габарита равной не более 3,5 м). Груз нужно располагать равномерно по всей площади пола. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами, должны быть прочно увязаны веревкой, канатом, но не тросом или проволокой; при этом высота нагрузки не должна превышать габаритной высоты ворот и мостов (3,5 м). При укладке грузов должно быть оставлено удобное и безопасное место для грузчиков, расположенное ближе к кабине шофера. Не разрешается устраивать места для грузчиков между грузом и кабиной, а также сзади кузова, путем неполной загрузки площади пола кузова. Ящичный, бочковый или другой штучный груз должен быть уложен так, чтобы не происходила передвижка груза по полу кузова. Для этого между отдельными местами не должно быть промежутков или же в последние нужно вставлять деревянные прокладки или распорки соответствующей прочности.
Транспортировка грузов разных групп
Транспортировка, погрузка, выгрузка и укладка грузов 1-й группы должна выполняться в соответствии с общими указаниями о транспортировке грузов.
Транспортировка горючих жидкостей допускается только в металлических бочках или цистернах. Погрузка и выгрузка грузов 2-й группы должна быть механизирована. Перекачку нужно производить с помощью исправных шлангов.
При перевозке горючих материалов не допускается пребывание на автомобиле людей, не имеющих прямого отношения к перевозке. При сливе и заправке цистерн с горючими жидкостями обязательно заземление корпуса цистерны.
Транспортировка, погрузка и выгрузка грузов 3-й группы на постоянных площадках должна быть механизирована. При ручной погрузке и выгрузке пылевидных грузов рабочие должны быть снабжены защитными очками и респираторами. Если пылящие грузы перевозятся навалом, то, во избежание распыления, груз должен быть укрыт брезентами или рогожами, а на деревянный пол кузова нужно положить подстилку. Пребывание в кузове автомобиля людей, не имеющих непосредственного отношения к перевозке груза, не допускается.
Грузы 4-й группы, в стеклянной таре, нужно транспортировать от места разгрузки до склада и обратно на специально для этого приспособленных носилках, тележках, тачках, имеющих ячейки по размеру перевозимой тары.
Тара должна быть в плетеных или деревянных корзинах. Погрузка и выгрузка грузов 4-й группы, а также постановка их в транспортные приспособления должна производиться не менее, чем двумя грузчиками. При транспортировке, погрузке и выгрузке не допускается пользование механическими подъемными приспособлениями, за исключением лифтов и шахтного типа подъемников. При транспортировке в них жидких грузов техническое состояние автоцистерны должно быть проверено перед каждым, рейсом. Грузы 4-й группы должны быть погружены в кузов автомобиля так, чтобы пробки стеклянной посуды были направлены вверх. Если груз устанавливают в два ряда, друг на друга, то между ними должна быть прокладка, предохраняющая нижний ряд от боя. Посуда должна прочно стоять в кузове автомобиля с тем, чтобы при движении автомобиля не происходило её перемещений.
Транспортировка грузов 5-й группы производится в лёжа чем положении на специальных тележках, имеющих по размеру баллонов гнёзда, обитые войлоком для предохранения баллонов от сотрясения. То же относится и к кузову автомобиля для перевозки баллонов. При перевозке баллонов в несколько рядов, каждый из них должен быть отделен подкладкой, Предохраняющей их от соприкосновения друг с другом. В летнее время баллоны должны быть укрыты брезентом для предохранения от солнечных лучей. Вентили баллонов со сжатым газом должны быть при перевозке снабжены предохранительными колпачками.
При транспортировке, погрузке и выгрузке грузов 6-й группы нужно соблюдать общие условия и специальные, состоящие в том, что автомобили для перевозки длинномерных грузов, превышающих на одну треть длину кузова, должны иметь безбортовые платформы со стойками и снабжены прицепами. Площадь пола кузова должна быть увеличена в обе стороны в соответствии с размерами груза. Разгрузка длинномерных штучных грузов может производиться вручную, но с обязательным пользованием покатями надлежащей, прочности и при наличии не менее двух грузчиков. На передних крыльях или переднем предохранителе должны быть установлены указатели габарита. Транспортировку, погрузку и выгрузку грузов 7-й группы нужно вести с обязательным предварительным инструктажем персонала в каждом случае, соответственно специальной инструкции, разрабатываемой администрацией предприятия, организующей эти перевозки.
Правила погрузки и выгрузки сыпучих грузов и пород из карьеров.
При погрузке и выгрузке сыпучих грузов и пород из карьеров рабочие и грузчики должны находиться сбоку автомобиля; подача автомобиля к месту погрузки задним ходом воспрещается. Администрация карьера обязана выделить ответственное лицо для наблюдения за безопасностью выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При разгрузке автомобилей от пород, песка и снега сбрасыванием груза под откос—опорожнение нужно производить через боковой борт, а автомобиль ставить не ближе 0,6 м от края откоса.
Правила погрузки и выгрузки грузов механическими подъёмно-транспортными приспособлениями.
При погрузке груза навалом из неподвижных бункеров и транспортеров автомобиль нужно ставить так, чтобы центр кузова находился под центром отверстия бункера.
При пользовании подъёмными кранами подносить груз к кузову и относить от него нужно сбоку или сзади; но не через кабину. При поднятии груза на кузов трос с захватным крюком должен опускаться на поднимаемый груз отвесно, а не наклонно. При погрузочно-разгрузочных работах людям воспрещается находиться в кузове или в кабине. Не допускается в это время также ремонт автомобиля.
Ручной подъём и перемещение грузов дают в промышленности не менее 15—16% общего числа несчастных случаев, колеблясь в отдельных отраслях, в зависимости от рода перемещаемых грузов и степени механизации ручных трудовых процессов при подъеме и перемещении тяжестей. К транспортирующим приспособлениям относятся: блоки, лебедки, домкраты, подъемные краны, мостовые краны, лифты. Они также дают опасные моменты, но меньше, чем при передвижении грузов вручную.
При механическом передвижении грузов число несчастных случаев едва достигает 2% общего количества. Меры борьбы с опасными моментами при пользовании транспортирующими приспособлениями и машинами заключаются в:
- ограждении зубчатых передач;
- избежании перегрузки транспортирующих приспособлений и машин выше допускаемой нормы; плавности подъема и спуска;
- недопущении сращений пеньковых канатов и металлических тросов.
Тросы и канаты перед пуском их в работу должны быть подвергнуты испытанию с полуторной или двойной нагрузкой, по сравнению с рабочей; под нагрузкой тросы и канаты нужно держать не менее 15 мин.
Прочность прикрепления канатов и цепей к подвесным крюкам и барабанам подъемных машин нужно систематически проверять.
Необходимо также систематически наблюдать за состоянием опорных частей поворотных кранов, рельсового пути у мостовых кранов и не допускать перекосов балок.
Колеса тележек желательно иметь с двумя ребордами и защитными щитками. У лифтов и шахтных подъемников должны быть устроены автоматически действующие улавливатели.
Транспортирующие машины и приспособления (за исключением блоков, полиспастов и лебедок) периодически, не реже одного раза в год, подвергаются освидетельствованию техническими инспекторами. Результаты испытания записывают в особый для каждой машины паспорт. Этот контроль проводится и работниками техники безопасности, и главным механиком, несущим ответственность за состояние машин.
Крановщики и лифтёры должны быть соответствующим образом проинструктированы об уходе и наблюдении за состоянием обслуживаемых ими машин.
Источник: Фридлянд А.Г. Техника безопасности и промышленная санитария на автотранспорте (стр. 20—25). Москва. Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР. 1947 г.