Памятка шоферу 1947
Одна из самых распространенных памяток шофера под общей редакцией кандидата технических наук Великанова Д.П., выпущенных в ранний послевоенный период в СССР. Представляет собой краткую инструкцию по техническому уходу и обслуживанию автомобиля. В основном, содержит краткие, в сжатом виде сведения, необходимые неопытному шоферу для успешного управления, обслуживания и выявления неисправностей автомобиля.
Брошюра состоит из четырнадцати глав и десяти отдельных приложений (таблиц характеристик). Общие обязанности шофера содержат информацию о приемке нового автомобиля, изучении особенностей его конструкции, обеспечении его сохранности и работоспособности. Глава об обкатке нового автомобиля регламентирует алгоритм действий шофера, для успешной приработки трущихся деталей на протяжении первых 1000 км. пробега. Многие из этих сведений впоследствии были включены в требования к обкатке нового автобуса ЛАЗ-695 — первой серийной модели завода ЛАЗ.
Сведения о предвыездной проверке автомобиля включают в себя проверку: исправности и снаряжения автомобиля; уровня и качества масла в картере двигателя; запаса топлива и уровня воды в радиаторе; света фар, заднего фонаря и сигнала и пр. Особое внимание отведено уходу за автомобилем и своевременным проведением работ по техническому обслуживанию. Так, по аналогии с автобусами ЛАЗ-695 ТО-1 и ТО-2 должны были проводиться после каждых 1200—1800 км и 8000—10000 км пробега соответственно.
Одна из глав достаточно детально описывает уход за шинами, обслуживание и ремонт ободов и резины, влияние скорости автомобиля и корректного распределения груза на износ покрышек. В одном из приложений приведена таблица характеристик отечественных и зарубежных автомобильных шин. Для интересующихся данным вопросом у нас на сайте представлена тематическая подборка литературы об автомобильных шинах, которая периодически пополняется новыми изданиями.
Данное издание интересно тем, что в нем представлены характеристики некоторых зарубежных авто того времени — в послевоенный период на дорогах страны, помимо отечественного автопрома, часто встречались трофейные автомобили, транспортные средства, оставленные союзными войсками и авто, переданные СССР по ленд-лизу. В качетстве примера приведем полный текст одного из приложений данной брошюры.
Нормы расхода бензина для автомобилей
Наименование автомобиля | Норма расхода бензина на 100 км., л. |
М-1 (легковой и пикап) | 14,5 |
ГАЗ-А (легковой и пикап) | 12,0 |
ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ | 20,5 |
ГАЗ-С1 (самосвал) | 21,0 |
ГАЗ-ААА (трехосный) | 25,0 |
ГАЗ-6 (на гусеницах) | 57,0 |
ГАЗ-м-415 | 13,0 * |
ГАЗ-67 и ГАЗ-61 | 16,0 * |
ГАЗ-5 (санитарный) | 18,5 * |
ГАЗ-05-193 (автобус штабной) | 27,0 * |
ЗИС-5, ЗИС-8, АМО-3 и АМО-1 | 34,0 |
ЗИС-16 (автобус) | 37,0 |
ЗИС-5 (самосвал) | 35,0 |
ЗИС-6 (трехосный) | 41,0 |
ЗИС-Л (трехосный автобус) и ЗИС-10 (тягач) | 41,5 |
ЗИС-33 (на колесах) | 43,0 |
ЗИС-33 (на гусеницах) | 85,0 |
ЗИС-32 | 38,0 * |
ЗИС-42 (полугусеничный) с двиг. ЗИС-5 | 55-60 |
ЗИС-101 (легковой) | 25,5 |
ЯГ-3 | 43,0 |
ЯГ-4 и ЯГ-6 | 43,5 |
Я-5 | 47,0 |
ЯС-3 (самосвал) | 45,5 |
ЯГ-10 (трехосный) | 55,5 |
КИМ-10 (легковой) | 8,0 * |
Бюссинг 4-цилиндровый | 48,0 |
Бюссинг 6-цилиндровый | 55,0 |
Форд-6 (2-осный с одной ведущей осью) | 27,0 ** |
Форд-мармон (2-осный с одной ведущей осью) | 38,5 ** |
Форд ОТ-8 (2-осный с двумя ведущими осями) | 36,2 ** |
Шевроле-3116/4409 (2-осный с одной ведущей осью) | 25,5 ** |
Шевроле-67107 (2-осный с двумя ведущими осями) | 29,7 ** |
Додж WF-32 (2-осный с одной ведущей осью) | 27,5 ** |
Додж T-203-B (2-осный с двумя ведущими осями) | 36,0 ** |
Студебекер (3-осный с двумя ведущими осями) | 40,3 ** |
Джиэмси (все модели) | 38,4 ** |
Бедфорд-OX (2-осный с одной ведущей осью) | 24,3 ** |
Бедфорд-OY (2-осный с одной ведущей осью) | 30,5 ** |
Остин-K-30 (2-осный с одной ведущей осью) | 29,5 ** |
Остин-K-3 (3-осный с двумя ведущими осями) | 31,0 ** |
Виллис (легковой) | 13,2 ** |
Бантам (легковой) | 13,2 |
Додж WC | 28,5 ** |
* нормы являются временными, установленными автозаводами.
** нормы для импортных автомобилей являются временными, установленными ГАВТУ КА.
Памятка шоферу | |||||
Антонов А.А., Афанасьева Г.А., Гречинская Л.Т., Понизовкин А.Н. и др. | |||||
Настоящая брошюра под общей редакцией Великанова Д.П. представляет собой краткую инструкцию (памятку) для шофера по техническому уходу и обслуживанию автомобиля. В памятке приведены основные сведения по обслуживанию и обеспечению исправного технического состояния всех марок и типов автомобилей, наиболее распространенных в настоящее время в Советском Союзе. Брошюра предназначена в качестве практического пособия в основном для шоферов, еще не имеющих достаточного опыта работы на автомобилях. При составлении настоящей памятки учтены замечания и пожелания, полученные от автоработников по серии памяток, выпущенных ЦНИИАТом в 1945 г. |
|||||
Ставрополь «Ставропольская правда» |
67 стр. | 1947 | Скачать (51,00 МБ) |
В данном экземпляре отсутствует вкладка "Автомобильные сигнальные знаки". Если вы можете поделиться ею в электронном виде, отпишитесь на один из наших e-mail или оставьте ссылку на файл в сети в комментариях.