ГОСТ 10022-62. Автобусы и троллейбусы городские
Приводим полный текст документа — ГОСТ 10022-62 «Автобусы и троллейбусы городские. Планировочные размеры пассажирских помещений», регламентирующего требования, предъявляемые к размерам пассажирских помещений городских автобусов и троллейбусов. Документ введен в действие 01.01.1963. Все модели автобусов городского типа завода ЛАЗ, после 1963 года, должны были соответствовать данному нормативному акту.
Документ утратил силу и был заменен на ГОСТ 10022-75 (Автобусы и троллейбусы городские. Пассажирское помещение. Основные параметры и размеры) и ГОСТ 27815-88 (Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции).
Планировочные размеры пассажирских помещений
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров Союза ССР 22/II 1962г. срок введения установлен с 1/I 1963г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные автобусы и троллейбусы городского типа.
2. Номинальная норма полезной площади пола, приходящаяся на одного пассажира, должна быть не менее:
- 0,315 м² — для сидящего;
- 0,20 м² — для стоящего.
Допускается уменьшение нормы площади на одного стоящего пассажира до 0,125 м² при перегрузке транспорта (часы «пик»).
3. Величина площади пола, предназначенная для стоящих пассажиров, должна быть не менее:
- 25% — для автобусов с габаритной длиной свыше 8,5 м до 10 м вкл.,
- 30% — для автобусов (троллейбусов) с габаритной длиной свыше 10 м до 12 м вкл.,
- 35% — для автобусов (троллейбусов) с габаритной длиной свыше 12 м (сочлененные) от полезной площади пола.
Примечания:
1. Полезной называется внутренняя площадь без учета площади, занимаемой кабиной водителя, подножками и местом кондуктора.
2. Габаритной называется длина автобуса (троллейбуса) с учетом буферов.
4. Планировочные размеры пассажирского помещения должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1.
Наименования размеров | Размеры в мм |
Шаг сидений L, не менее | 720 |
Расстояние между спинками сидений L1, не менее | 680 |
Расстояние между подушкой сиденья и ограждением L2, не менее | 280 |
Глубина сиденья L3 | 400 |
Величина бокового свеса подушки сиденья L4 | 70 |
Величина продольного свеса подушки сиденья L5 | 40 |
Ширина двухместного сиденья B, не менее | 860 |
Ширина одноместного сиденья B1, не менее | 450 |
Ширина прохода между сиденьями (на уровне подушек) B2, не менее | 600 |
Допускаемый скос и сужение спинки B3 | 40 |
Угол наклона подушки α | 5° |
Угол наклона спинки сиденья β | 95° |
Высота помещения в проходе H, не менее | 1950 |
Высота спинки сиденья от уровня пола H2 | 850—20 |
Высота сиденья H3 | 450±10 |
Высота от подножки до верхней кромки дверного проема H4, не менее | 1900 |
Высота ступеньки H5, не более | 300 |
Расстояние между подушками сидений L6 | 500 |
Высота подножки от уровня дороги H6, не более: | |
для автобусов и троллейбусов длиной до 11 м | 360 |
для автобусов и троллейбусов длиной свыше 11 м | 320 |
Высота нижней кромки окна от уровня пола под сиденьями H7, не более | 800 |
Высота верхней кромки окна от уровня пола в проходе H8, не менее | 1650 |
Расстояние от потолочного поручня до края подушки сиденья по горизонтали B5 | 200 |
Высота от пола до потолочного поручня H1 | 1750±50 |
Глубина ступеньки B6, не менее | 280 |
Глубина подножки B7, не менее | 300 |
Поднутрение ступеньки B8, не более | 50 |

5. Размеры и планировка свободной площади пола и расположение сидений должны обеспечивать возможность беспрепятственного движения пассажиров, наличие накопительных площадок в зоне входных и выходных дверей, а также возможность установки не менее двух кассовых аппаратов.
6. Сиденья должны иметь поперечное расположение и быть направлены по движению машины. Иное расположение сидений допускается как исключение в обоснованных случаях.
7. При расположении двух рядов поперечных двухместных сидений ряды сидений должны быть сдвинуты относительно друг друга. В зоне надколесных кожухов сдвиг сидений необязателен.
8. Спинки поперечных сидений должны иметь опорные поруни, обеспечивающие пользование ими без помех для сидящих пассажиров.
9. Входные и выходные двери для пассажиров должны быть расположены в правом борту. Задняя входная дверь должна располагаться за колесной базой.
10. Ширина прохода в дверях в свету должна быть не менее:
- для одинарной двери — 650 мм;
- для двойной двери — 1200 мм.
Примечание. Одинарной дверью считается дверь, предназначенная для прохода одного человека, двойной дверью — для прохода двух человек одновременно.
11. Количество и тип дверей в автобусе (троллейбусе) должны соответствовать указанным в табл. 2.
Длина автобуса (троллейбуса) в м | Количество и тип двери |
Св. 8,5 до 10 вкл. | 2 двойные |
Св. 10 до 11 вкл. | 2 или 3 (из них 2 двойные) |
Св. 11 до 12 вкл. | 3 (в том числе 2 двойные) |
Св. 12 | 3 или 4 (в том числе 3 двойные) |
12. В открытом положении двери не должны увеличивать габаритную ширину автобуса, а также не должны иметь обращенных к проходу наружных поверхностей.
13. Число ступеней должно быть не более трех, включая подножку, в автобусах и троллейбусах длиной более 11 м — не более двух. Автобусы и троллейбусы с расположением двигателя в базе под полом должны иметь две ступени только у задней двери.
14. Ширина подножек и ступеней должна быть не менее ширины дверного проема, а остальные размеры их должны соответствовать указанным в табл. 1.
15. Для удобства входа и выхода в зоне расположения дверей должны быть установлены вертикальные стойки и поручни. При двойной двери должен быть установлен разделительный поручень. Поручни должны быть расположены на высоте, обеспечивающей пользование ими с уровня дороги, и не должны сокращать эффективной ширины прохода.
16. Для удобства входа и выхода в зоне расположения дверей должны быть установлены вертикальные стойки и поручни. При двойной двери должен быть установлен разделительный поручень. Поручни должны быть расположены на высоте, обеспечивающей пользование ими с уровня дороги, и не должны сокращать эффективной ширины прохода.